28 (838) в продаже с 10 августа 16+

Оксана Бодиш: «Художник должен страдать»

27 июля 2018

Венгерская художница белорусского происхождения с мировым именем, чьи картины покупают в Европе, России и США, недавно побывала в Казани. Эффектная и магическая Оксана Бодиш рассказала «Известиям Татарстана» о своих мистических картинах, чем похож арт-бомонд в разных странах и как судьба вела ее от небольшого городка Бобруйска до популярных выставок в Будапеште.

- Здравствуйте, Оксана! Расскажите о своем любопытном происхождении и легком венгерском акценте.

- Здравствуйте. Вы правы, мне надо немного привыкнуть к языку - все равно что-то забывается. Мои корни – это дикая смесь, ведь предки - польские аристократы, сосланные в Сибирь. Там семья взяла фамилию Могилевы вместо польской Могилевские. С папиной стороны мои родственники с Украины. Родилась я сама в Белоруссии в военном городке Бобруйске – такая маленькая Одесса. Мы осели там, потому что папа был военным. Из того времени я помню только сосны, пятиэтажки и свою любовь к балету. Следующий этапом стала учеба в элитной еврейской физико-математической школе. Я хорошо декламировала стихи, занималась в театральном кружке, но не любила внимание и камеры, поэтому пошла в художественную школу. Мне так понравилось! Затем я поехала учиться в  Минск. Но все резко изменилось, когда я встретила своего будущего мужа. В Венгрии я живу уже около 20 лет – неожиданно для себя уехала в село, выйдя замуж. Тогда как раз распался Советский Союз и лет пять я жила вообще без документов и без гражданства, попав в абсолютно новую для себя страну.

- Настоящая история Золушки. Как вы нашли работу, как сумели стать популярной художницей?

- Хороший вопрос. Я попала в самые неблагоприятные условия, которые только можно представить. Маленькая глухая деревушка далеко от городов. Деревенский дом, без телефона и Интернета, без связей и знакомств. Представьте - 90-е годы, я писала письма родным в Белоруссию, а они шли месяц туда и месяц обратно. К счастью, авантюризм помогал на все смотреть как на приключение. У меня родилась дочка. Как-то гуляя с коляской, я встретила немку, которая пригласила меня работать в школу после того, как узнала, что я преподавала рисование. Язык учила без словаря на слух, повезло – у меня были отзывчивые коллеги. Через четыре года я сдала экзамен по языку на высшую степень. В 1996-м закончила заочно с отличием факультет дошкольного образования и благодаря этой корочке нашла работу в Будапеште. Со временем мои работы стали покупать и даже отношение свекрови к этому как несерьезному делу поменялось. Изоляция в деревне благоприятно повлияла на мою технику. Первая почти случайная выставка была в Австрии, куда меня позвали знакомые именитые белорусские художники. Затем я победила на конкурсе учителей рисования и меня взяли в Союз художников. На пленэрах я встречалась с художниками и многие говорили, что у меня свой узнаваемый стиль. Удалось однажды побывать на выставке «Художники Средней Европы» в Тревизо, где собрались представители Италии, Германии, Хорватии, Словении, Польши. Профессоры художественных академий, завкафедрой графики университетов, и я среди них - работница школы! Пресса стала сама проявлять ко мне интерес, хотя я совершенно была не подготовлена к этому. Однажды на телевидении известный венгерский ведущий брал у меня интервью. Он спросил: «Вы замужем?» А от неожиданности я заявила «Когда как!». Все так смеялись!

- Сколько стоят ваши картины?

- Вот в этом я не разбираюсь. У меня есть знакомый коллекционер. Он готов поменять яхту на картину. У него много оригиналов с аукционов стоимостью миллионы. Он сказал, что мои работы входят в ТОП-10 художников Венгрии. По его мнению, цена картины зависит от материала, размера, количества публикаций и выставок. В среднем стоимость картины около 1000 евро. Первая моя работа попала в Израиль. Вторая в Африку - в Алжир. Есть работы в Европе во всех почти странах – Словения, Словакия, Австрия, Бельгия, Германия, Италия. Есть в России, Белоруссии, США. Нет пока в Японии, Франции и Китае. Коммерческие заказы – редкость, а иллюстрации для книг я просто дарю. Есть даже рисунки в венгерском кафе здоровой еды и завтраков «Три пижамы». Веселое название кафе меня покорило - и я согласилась.

- Сколько по времени занимает работа над одной картиной?

- Это непредсказуемо. Бывает, что отключаешься, не чувствуешь усталости. Рисуешь в свое удовольствие. Если уносит в философию и другие миры, то бывает, что хочется вернутся на землю и нарисовать обыкновенное яблоко. Могут сами по себе придти тысячи идей. Когда рисую, то стараюсь не готовить еду, потому что сгорело несколько чайников и блюд, ведь про это забываешь. Или сама по себе может подняться температура. У меня была серия персонажей, которые почему-то меня интересовали – Нефертити и Паганини. Каждая картина проходит проверку временем, мне самой мало что нравится. С каждым годом планка все выше и находишь в них все больше недостатков. Так в кино и в музыке - становишься более избирательным.

Рисование как наркотик, надо хоть на чем-то, хоть на салфеточке рисовать. Иначе беда. Рисую акрилом, маслом, на бумаге карандашом – смешанная техника. Часто журналисты мои работы называли «авторская техника». В венгерской деревне ведь мало качественных красок и приходилось выходить из положения. Интересно рисовать красками для стекла по бумаге. Акварель считается сложной техникой, раньше ее я очень любила. Можно даже поэкспериментировать и искупать работу под душем или под дождем. Получается интересный эффект.

- Отличаются ли российские художники от европейских?

- За всех европейских художников отвечать не могу. Последний серьезный художник, которого могу вспомнить – это немецкий Базиликс, который пережил войну. В его картинах свой мир – все перевернуто вверх ногами. И в его творениях чувствуются переживания и страдания. Поэтому его работы стоят больших денег. А вот в Австрии размеренная жизнь, есть своя зона комфорта. Поэтому эта атмосфера не дала толчков к прогрессу местных художников. На одной из выставок видела это сама - австрийцы брали ведра краски и просто выливали на холст. Это был перевод материала. Этот арт-бомонд выделялся не картинами, а внешним видом - кружочки колбасы на шее, вишня в ушах, выбритые виски. А бедные румынские художники, которые ехали сюда пересадками и с детскими красками просто творили чудеса. В их картинах было столько тепла и души! Поэтому страны Восточной Европы отличаются от Западной Европы, ведь беззаботная жизнь – это пустота. Поэтому русские и венгерские художники очень талантливые. Не говорю, что художник должен быть голодным, но нужен период в жизни, чтобы ты увидел, что действительно главное в жизни. Это важно для личностного роста. Чтобы что-то передать, нужно что-то пережить. Для восприятия это полезно. Ели у тебя легкая обустроенная жизнь с мелкими бытовыми трудностями, то ничего серьезного не выйдет из-под твоей кисти. Заметьте, самые сильные произведения получаются в военный или послевоенный период.

- Какая картина вам особенно близка?

- Еще один хороший вопрос. Меня многие ругают, что я множество своих картин раздарила по всему миру. Был период, когда не было денег даже на хлеб, но свою любимую картину с зимним пейзажем я не продавала. В результате не за бесплатно она попала очень хорошему человеку в Америку. Но все равно я труднее от нее отказалась, чем от других. Если брать чужие работы, то я ценю работы Анатолия Зверева, который выкладывается по полной программе, на все сто. У него все на таком накале, на нерве. Из тех, кого я знала лично, то судьба была благосклонна и дала мне интересный опыт с Жужанной Куштар. Это известная венгерская художница-прикладник. Она делала в популярных заведениях изумительные работы из войлока, витражи. Знала народное творчество и символику, сама ездила в деревни и записывала сказки, делала множество иллюстраций. Она что-то увидела и в моих работах.

- О чем ваши картины? Говорят, что их можно рассматривать часами.

- Атмосфера моих картин связана с моей семьей. Мама моя была целительницей, известной на всю страну. К ней приходили серьезные люди, лично мечтал попасть Пьер Карден. Даже меня - атеистку, впечатляли ее сверхъестественные способности - она безошибочно определяла больное место или орган, вплоть до состава крови. Схожие способности проявлялись у моей сестры. Поэтому возможно этот мамин дар проявляется в моих картинах, поэтому они магически привлекают людей. Мне сказали, что я исцеляю через картины. Но утверждать это было бы нескромно. Однажды дочь подруги попала в аварию, но чудом осталась жива. Она ходила к бабке, и та ей сказала, что ей помогла избежать смерти картина, которая висела у нее дома. Моя картина.

- Поделитесь своими впечатлении от Казани.

- В Казани я впервые. Очень нравится город, хотя я пока мало что видела. Сейчас из-за постоянных спортивных мероприятий стало строже с документами. Но в целом здесь восхитительно, здесь можно черпать вдохновение для новых картин. И в Казани я уже просто так сделала на листке карандашом зарисовки.

Иван Михалик

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

 

 

17 августа
16 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?