45 (855) в продаже с 7 декабря 16+

ЕлАЗ: этапы большого пути

22 сентября 2018

АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» сегодня является одной из ведущих, динамично развивающихся машиностроительных компаний Республики Татарстан. Входящий в нее комплекс заводов имеет широкие производственные возможности, развитые конструкторскую, технологическую и сервисную службы, что позволяет АО «ПО ЕлАЗ» осуществлять свою деятельность в сфере производства широкого спектра спецтехники для нефтегазовой отрасли, дорожно-строительной, коммунальной и других видов техники на различных видах шасси, в т.ч. собственного производства.

Камиль Салманович Галимов, генеральный директор АО «ПО ЕлАЗ»


Игорь Владимирович Осянин, технический директор АО «ПО ЕлАЗ»

Об основных направлениях деятельности предприятия рассказывает технический директор АО «ПО ЕлАЗ» Игорь Осянин. Как и многие топ-менеджеры Елабужского автомобильного завода, он в свое время прошел хорошую камазовскую школу. На ЕлАЗ перевелся по приглашению. Судьбе было так угодно, что, опять же по приглашению, возвращался на Камский автогигант. После пробовал себя в частном бизнесе. Но очень скоро понял, что его призвание – это большое производство, масштабные проекты – все это сегодня есть на ЕлАЗе, где Игорь Валадимирович работает без перерыва вот уже около 15 лет.

– Строительство «ЕлАЗа» – это был проект по тем временам по своему размаху сравнимый разве что с возведением «КАМАЗа», – вспоминает наш собеседник. – Сюда также приезжали специалисты со всего Советского Союза. Здесь открывались прекрасные перспективы роста.

Через тернии к успеху

Летопись предприятия начинается в 1984 году, когда в Елабуге началось строительство комплекса заводов для производства пропашных тракторов. Однако, «в связи со снизившейся народно-хозяйственной необходимостью» и кризисом экономики СССР реализация этого проекта была остановлена. В 1988 году было принято решение о перепрофилировании создаваемого завода на производство микролитражек «Ока». Но и этому проекту не суждено было сбыться из-за крушения плановой социалистической экономики и дальнейшего распада Советского Союза. Но именно тогда появилась широко известная сегодня в стране и за рубежом аббревиатура «ЕлАЗ». Но чуть позже Елабужский автомобильный завод пусть в мелкосерийном сборочном производстве иностранных легковых автомобилей все же реализовался в этой автомобильной тематике.

Но поистине судьбоносным на тернистом пути становления АО «ПО ЕлАЗ» стал 1999 год, когда было принято решение о начале сотрудничества с компаниями нефтегазодобывающей отрасли. В качестве приоритетного направления было избрано производство подъемных агрегатов для ремонта скважин (АПРС), а также цементировочных машин. И уже в начале 2000 годов компания выросла и успешно вышла на рынок производителей оборудования и заняла лидирующие позиции среди поставщиков спецтехники для нефтедобывающей отрасли РФ.

Новый вектор развития

Производственная номенклатура спец­техники для нефтедобывающей отрасли сегодня включает агрегаты цементировочные (АЦ-32) с поршневыми и трехплунжерными насосами и целую линейку подъемных агрегатов для ремонта скважин (АПРС) на шасси автомобилей «КАМАЗ», «Урал», «КрАЗ», «МЗКТ», а так же на базе полуприцепов, прицепов и платформы передвижной самоходной (ППС) собственного производства. Благодаря контрактам, заключенным с «Татнефтью», на заводе открыто новое направление – освоение серийного производства и совершенствование конструкции агрегата для ремонта наклонных скважин (АПРС-40Н). Производства аналогов сегодня в России нет. Если на первом этапе партнером и потребителем была «Татнефть», то сейчас продукция поставляется на предприятия Сибири и другие крупные российские нефтедобывающие компании.

Завод, ориентируясь на запросы потребителей, непрерывно работает над улучшением эксплуатационных характеристик и повышением технического уровня спецтехники для нефтедобывающей отрасли, внедряя новые и новые инновационные инженерные решения и прогрессивные технологии. Так первый цементировочный агрегат был изготовлен на шасси «Урал», затем на шасси «КАМАЗа», на полуприцепе, в контейнере и даже на санях. И сегодня эта машина полностью является продуктом Татарстана, где производятся не только шасси – на КАМАЗе, но и все металлоконструкции и даже само сердце этой установки – насос поршневой – непосредственно на ЕлАЗе. Причем применяемая здесь технология качественно отличается от аналогов конкурентов. Мало того, на сегодняшний день такие машины изготавливаются уже и с трехплунжерными насосами, у которых производительность гораздо выше. Также на различных шасси выпускаются агрегаты грузоподъемностью 12,18, 40, 60, 80, 100, 125, 140 тонн. Сейчас идет проектирование машины грузоподъемностью 200 тонн. И все эти установки, в отличие от стационарных, обладают высокой мобильностью. А то, что ЕлАЗ первым в России стал монтировать АПРС на полуприцепах, позволило нефтедобытчикам получить колоссальную экономию за счет сокращения затрат на содержание водителей, обслуживание автомобилей и т.п

В 2014 году ЕлАЗ выиграл тендер и за 5 месяцев спроектировал и изготовил первую установку на полуприцепе для ремонта наклонных скважин – «АПРС-40Н». 10 таких машин уже изготовлены и успешно эксплуатируются в «Татнефти», отремонтировано более 2500 скважин, такие же машины работают в компании «Лукойл». И если на первых машинах устанавливались импортные узлы гидравлики, то уже начиная с пятой все элементы были отечественные. Еще одна новинка: на заводе была спроектирована и изготовлена на полуприцепе комбинированная колтюбинговая установка с мачтой портального типа (УКПТ-10), которая была удостоена диплома лауреата конкурса «Лучшие товары и услуги РТ» 2018г. в номинации «Продукция производственно – технического назначения».

Широкий спектр номенклатуры дает ЕлАЗу несомненное преимущество перед конкурентами. И завод на этом не останавливается. Так, чтобы нефтедобытчикам не использовать мощные «АПРС-40» на ремонте неглубоких скважин, завод уже предложил им более легкие варианты – «АПРС-12» и «АПРС-18». Соответственно и обслуживающий персонал на них сокращается вдвое. Это тоже ноу-хау елазовцев. И таким образом, на ЕлАЗе в год реализуется по три-четыре новых проекта.

Традиционные направления

ЕлАЗ на протяжении многих лет успешно развивал сотрудничество с Минским тракторным заводом, в результате чего создано производство по выпуску тракторов «Беларусь». В дальнейшем это стало новым приоритетным направлением в работе компании. Правда, здесь сегодня выпускают не просто трактора, а акцент сделан на выпуск спецтехники на их базе с применением навесного оборудования. Создано уже более 100 модификаций: экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры, коммунальные машины и т.д.

И в этом же направлении представляет принципиальный интерес сотрудничество «ЕлАЗа» с турецкой компанией «Чукурова», результатом которого стало производство 4 модификаций экскаваторов-погрузчиков ELAZ BL – 880, – 883, – 885, – 888. Эти машины предназначены для механизации землеройных и погрузоразгрузочных работ в промышленном, дорожном, гражданском строительстве, при разработке карьеров в горнодобывающей отрасли, а также при ремонтных работах в коммунальном хозяйстве.

Локализация экскаваторов-погрузчиков достигает 75%, по полному технологическому циклу освоено производство навесного оборудования, рамы, кабины, деталей интерьера и экстерьера, гидравлики, систем охлаждения и выхлопа, проводится работа по применению ДВС Российского производства. И сегодня уже немало этих трудяг работает на стройках российских регионов.

Традиционно большое внимание ЕлАЗ уделяет и автомобильной спецтехнике. Например, изготавливаются смесительные установки различной грузоподъемности и кубатуры для сыпучих материалов; нефтесборщики, которые используются для проведения определенных ремонтов. Причем все исполнительные механизмы и многое другое производятся здесь же.

Неизменно большим спросом пользуются выпускаемые ЕлАЗом универсальные дорожные машины (УДМ) на шасси КАМАЗа для круглогодичного обслуживания городских и междугородних дорог, крано-манипуляторные установки–всего более 60 наименований машин различной грузоподъемности.

Перспективным стало направление, которое появилось при сотрудничестве с РЖД. Выпускаемые ЕлАЗом путеремонтные летучки могут ездить по дорогам общего пользования, бездорожью и вставать на рельсы.

Курс на омоложение

Сегодня на ЕлАЗе работает 1,5 тысячи человек. Курс в коллективе взят на омоложение – продвигается много молодых конструкторов и технологов. К сожалению, уходит на пенсию поколение руководителей и специалистов, создавших свою, елазовскую, школу. Но многие из них, освобождая свои места молодым, остаются на заводе и переходят на другие должности, где востребован их неоценимый опыт. Например, бывший главный технолог Иван Иванович Осыка уже на пенсии, но покой ему только снится. И сегодня он возглавляет новое направление – ELAZ BL. А на его место назначен молодой,но уже проявивший себя специалист Николай Коростылев. И естественно эта подвижка пошла по всему отделу. Также перемещения не обошли и конструкторский отдел. Сейчас молодые ребята проектируют новую спецтехнику и несут полную ответственность за свои машины. И это чувство личной ответственности за проделанную работу очень стимулирует молодых людей.

Семья Вагаповых

Есть на заводе и целые семейные династии. Например, семья Вагаповых. 31-летний Ильнар Вагапов работает технологом по специальным процессам – подготовка поверхности к окраске, сама окраска, гальвано покрытие, термическая обработка. Ильнар окончил Казанский государственный технологический университет по специальности инженера-технолога по технологии машиностроения. Эту профессию он выбрал во многом благодаря отцу и матери, которые также работают на ЕлАЗе.

Ильнар Вагапов, технолог

– После окончания школы во многом дальнейший выбор своего ребенка определяют родители, которые прекрасно знают его наклонности, – говорит Ильнар Рифкатович.– Так же и мои родители видели, что у меня математический склад ума, поэтому и посоветовали поступать в технический ВУЗ. И, конечно же, они очень хотели, чтобы сын стал хорошим и востребованным специалистом с перспективами профессионального роста. И эти перспективы для меня открылись здесь, на ЕлАЗе. А для родителей это особый предмет гордости.

– У нас очень хорошая и грамотная молодежь, – подтверждает технический директор АО «ПО ЕлАЗ» Игорь Осянин. – И чтобы руководить коллективом, средний возраст которого около 40 лет, надо себя держать в очень хорошей форме. Поэтому, несмотря на большой опыт и соответствующее образование я, как и многие мои коллеги, продолжаю совершенствовать свои знания. Мы учим молодежь и не стесняемся учиться у нее. И именно в этом гармоничном сочетании опыта и молодости, мудрости и знаний, я вижу сегодня успех ЕлАЗа, который уверенно занимает свою нишу во всех направлениях своей деятельности и неуклонно расширяет сотрудничество с российскими потребителями и ведет активную деятельность с партнерами Ближнего и Дальнего зарубежья.

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

 

 

7 декабря
6 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?