19 (877) в продаже с 24 мая 16+

По пути развития бизнеса и общества

23 ноября 2018

15 лет Ринат Аюпов возглавляет крупнейшую логистическую компанию «ВТС-Экспедирование» в городе Астрахань. Предпринимателя прекрасно знают не только на родине, но и в Татарстане и других регионах России. Поняв, что бизнес отлажен, и внутри созрело желание привносить что-то новое в экономику и общество, часть времени он посвятил общественной работе.

Сейчас Ринат Зайдуллаевич председатель комитета городской Думы по бюджетно-финансовой, экономической политике, член комитета по предпринимательству, торговле, транспорту и связям. А также активный участник областной общественной организации татарской национальной культуры «Дуслык». «Для меня решение задач по сохранению татарской идентичности – вопрос национального достоинства», - уверенно признается он.

Своим опытом в обустройстве бизнеса, организации логистики и общественной позицией известный предприниматель, меценат и общественник поделился в эксклюзивной беседе с журналистом издания «Известия Татарстана».   

О «слабых звеньях» логистической цепочки

- Вот мы говорим – наладить экономику России, а как? Одно из направлений, на мой взгляд, грамотная логистика. Она позволяет экономить средства не только в масштабах страны, но и на отдельно взятом производстве. 

В сегодняшней России уровень логистических расходов в производственном комплексе - один из самых высоких в мире. По результатам совместного исследования Торгово-промышленной палаты РФ и Boston Consulting Group, проведенного в 2014 году, совокупные внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в России составляют порядка 20 процентов ВВП, в то время как в Китае – 15, в странах Европы - 7-8.

Разница между российскими и мировыми показателями отчасти обусловлена протяженностью территории РФ, но в основном - низкой эффективностью ее транспортно-логистической системы. По оценке The World Bank, в 2016 году Россия занимает 99-е место из 160 по уровню развития логистической системы, соседствуя в этом рейтинге с Африканскими странами 3-его мира. Характерно, что другие страны, обладающие обширной территорией, расположились на значительно более высоких местах: США заняли 10-е место в рейтинге, Канада - 14-е, Австралия - 19-е, Китай - 27-е, Бразилия – 55-е.

По подсчетам экспертов Boston Consulting Group, на российских предприятиях затраты на логистику составляют сегодня порядка 40-70 процентов от общих затрат. В терминах актуальной сегодня темы импортозамещения это означает, что себестоимость продукции, произведенной в России, непомерно высока по сравнению с иностранными компаниями аналогичного сегмента, но тратящими на логистику существенно меньше.

Причин, по которым логистика «съедает» средства вместо того, чтобы их экономить, несколько:

- Недостаточный уровень развития сети автодорог, заиливание и обмеление судоходных каналов, требующих ежегодного проведения масштабных дноуглубительных работ и регулярного мониторинга состояния, отсутствие современных грузовых терминалов, высокий уровень износа транспортного состава, а также всё большее его моральное устаревание.

- Недостаточный уровень внедрения систем связи из-за чего у многих логистических компаний возникают сложности с отслеживанием логистических цепочек, процесса транспортировки грузов по России.

- Банальная нерациональность. В России эффективное расстояние перевозок тяжелых грузов автотранспортом составляет 600 км, легких грузов – 1200 км. При этом сегодня грузы едут на авто на дистанции до 2500-3000 км, что экономически является совершенно неоправданным. Отчасти компании вынуждены обращаться к автоперевозкам потому, что многие направления просто недостижимы с использованием других видов транспорта. Отчасти потому, что мало кто действительно скрупулезно просчитывает, какие грузы, какой плотности и веса выгоднее везти фурами, а какие – вагонами.

- Склады, которые хоть и занимают всего 9 процентов в общем логистическом бюджете среднестатистической российской производственной компании, тем не менее, являются существенной статьей для потенциальной экономии. Большинство предприятий содержат собственные значительные складские мощности. При этом продукция, которая хранится на таком складе, подолгу не вывозится. Каждый день содержания товара на складе – это издержки, которые в результате долгого хранения могут превысить стоимость товара в несколько раз.

- Выcoкиe тapифы нa уcлуги логистики, пpи довольно невысоком качестве cepвиca, cpыв cpoкoв пocтaвки.

- Острая нехватка квалифицированных специалистов, на высоком уровне ориентирующихся в современных принципа организации логистических схем, владеющих должным уровнем знаний в области информационных технологий.

- Вмешательство государства в той или иной форме, нестабильность налогового законодательства, коррупция, низкий уровень экономического образования у участников экономических процессов.

Многие из этих проблем - системные. И в рамках одной, пусть даже и крупной компании, и даже в рамках целой отрасли решить их невозможно. Поэтому участники рынка, развивая собственный бизнес и решая ряд локальных задач, в то же время пытаются решать часть из перечисленных выше системных сложностей путем создания профильных ассоциаций. Активно ищут способы построения взаимодействия с органами власти через широкое освещение и обсуждение проблем.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Ринат Зайдулаевич Аюпов

Депутат Думы Астраханской области от одномандатного избирательного округа № 20. Родился 13 августа 1974 года в г.Астрахани. Окончил Астраханский государственный технический университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», Саратовскую государственную академию права по специальности «Юриспруденция». С 1997 года работал в ЗАО «Ирсотр», ООО «ВолгаТрансСервис».

В 2000 году назначен коммерческим директором ООО ПКФ «Карго», затем генеральным директором ООО ПКФ «Астрспецстрой». С 2003 года по настоящее время – генеральный директор ООО ТФ «ВТС-Экспедирование».

В 2010 году избирался депутатом Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань». 4 декабря 2011 года избран депутатом Думы Астраханской области пятого созыва. 18 сентября 2016 года -  депутатом Думы Астраханской области шестого созыва. Заместитель председателя комитета Думы по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике, член комитета Думы по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи. Член фракции «Единая Россия»

Член Астраханской областной общественной организации татарской национальной культуры «Дуслык». Награжден медалью «За заслуги перед Астраханской областью», Почетной грамотой Губернатора Астраханской области, медалью «Благотворитель» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия».

Женат, трое детей.


Об ускорении движения в бизнесе

- Пocлe выxoдa из кpизиca pынoк лoгиcтичecкиx уcлуг пpoдoлжает paз­витиe. В Poccию пpиxoдят мeждунapoд­ныe игpoки. С oднoй cтopoны, это пoвышaeт кoнкуpeнцию, a c дpугoй – и уpoвeнь oбcлуживaния, пpивнocит нoвыe тexнoлoгии и т.д. Для дocтижeния пoлнoмacштaбнoгo эффeктa работать нужно по всем направлениям.

Требуется и улучшeниe caмoй лo­гиcтичecкoй инфpacтpуктуpы: пoдвижнo­гo cocтaвa, жeлeзнoдopoжныx путeй, судоходных каналов, дopoг, пopтoв, aвиa-тepминaлoв. А еще не мешает обратить внимание на проблемы с пропускными способностями дорог, административными барьерами, качеством инфраструктуры, административные сложности, особенности нaлoгoвoй и финaнcoвoй пoлитики. В последнее время к ним добавились и внeшнeпoлитичecкиe acпeкты. Не обойтись без участия не только частного бизнеса, но и гocудapcтвa.

Я думаю, каждой компании стоит начинать с себя. С управления пo­cтaв­кaми и зaкaзaми, пocтpoeниeм oптимaльныx мapшpутoв, coкpaщения издepжек нa cклaдcкиe уcлуги, исследования вoзмoжнocтей пo oптимизaции тpaнcпopтиpoвки гpузoв.

В свое время мы так и сделали. Группа компаний «ВТС» была создана в 1997 году на базе фирмы «Волга Транс Сервис» (аббревиатура ВТС). Начиналась как компания, оказывающая услуги по экспедированию грузов, проходящих по транспортным коридорам Каспийского бассейна. В 2000 году компанией приобретен судостроительный завод, на базе которого после переоборудования и переоформления документов возник порт. В 2002 году организована судоходная компания и было приобретено 2 сухогруза класса река-море. В 2004 году компания организовала новое подразделение, в которую вошли автотранспортная группа и команда логистов. В 2007 году приобретен железнодорожный терминал со складскими мощностями и организованна компания по оказанию услуг таможенного брокера. На данный момент компания – это полноценная структура, предоставляющая полный спектр услуг: как по экспорту, так и по импорту грузов.

Делегация Индии в ВТС-Порту 

Численность персонала 365 человек. Первое место по приему и отправке импортных грузов в Каспийском бассейне, третье по генеральным экспортным грузам. Выстроена полная логистическая цепь, при которой клиент, отгружаясь на сухогрузы компании в любой точке Каспийского бассейна, получает груз в любой точке России, пользуясь услугами только Группы компаний ВТС.

С 2009 года компанией активно развивается железнодорожный маршрут (Китай-Россия), транспортировка с западных провинций Китая груза транзитом через территорию Казахстана с выгрузкой на площадях компании, таможенным оформлением и дальнейшей отправкой по всей территории Российской Федерации. Ежегодный рост перевозок по данному маршруту 70-80 процентов, этот сегмент рассматривается компанией как самый перспективный.

Задачей на приоритетное решение стал кадровый вопрос. Как отмечалось выше, в 2004 году было открыто новое подразделение, которое специализируется на грузовых перевозках. Компания вышла на рынок, который на тот момент был поделен между тремя автотранспортными компаниями, занимавших весь рынок автоперевозок региона и агрессивно конкурировавших друг с другом.

Так вот, тогда закрепиться в отрасли удалось благодаря наличию портовых и складских мощностей. Изначально автопарк, укомплектованный несколькими десятками автомашин фирмы МАЗ, через год был модернизирован и полностью обновлен автомобилями DAF, более комфортабельными, экономичными по расходу топлива, в техническом обслуживании и ремонте.

На должность топ-менеджера был приглашен человек со стороны, высококвалифицированный специалист, который, однако, не имел опыта управления персоналом в отрасли. Зарплата водителей была фиксированная и не зависела от выработки водителя и пробега автотранспорта. После подведения итогов полугодовой работы, выяснилось, что «текучесть» персонала составила 107 процентов. Количество рейсов в среднем 2,7 ежемесячно при 3,2-3,4 у конкурентов.

Решение проблемы нашли в нескольких моментах. Изменили формулу заработной платы из расчета 4,7 руб./км., что позволило увеличить рейсоборот до 3,3 рейса/месяц и повысить заработную плату в среднем на 29 процентов; провели ротацию кадров с последующим выдвижением на высшие управленческие позиции успешных сотрудников, выстроили систему ценностей и мотивации. Результат – снижение кадровой «текучки» до 18 процентов, создание костяка водителей, ставших наставниками для молодежи, снижение издержек на техобслуживание и ремонт транспорта, и некоторые другие. Через два года компания заняла 31 процента рынка транспортных услуг, через пять – 46.

Об интересе к языку, культуре и общественной миссии

- В какой-то момент, я понял: бизнес отлажен так, что есть время и силы на общественную работу. Постепенно пришло четкое понимание: надо идти в Думу.

Начал активную общественно-политическую деятельность с простых, обыденных вещей. Например, с субботников. Завезли во дворы «многоэтажек» десятки тонн чернозема, песка, саженцы кустарников и деревьев, краску, побелку, инструменты. Люди с удовольствием поддерживают инициативу: копают, сажают, красят детские площадки и ограждения палисадников, белят деревья, а затем ухаживают за посадками.

Много было сделано по благоустройству дворов. Где-то восстановлен асфальт, где-то – ограждения, устанавливались детские игровые комплексы, обустраивались дворовые беседки, велась обрезка и спил сухостоя. Охватили в итоге не только дворы домов, но и  социальные учреждения округа - средняя школа №40, детский сад №79.

Сейчас благотворительная помощь оказывается Астраханской специальной (коррекционной) школе-интернату №1, Астраханской специальной (коррекционной) школе-интернату №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, Володарской специальной (коррекционной) школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья  и другим.

Основное внимание стараемся уделять содействию восстановления нарушенных прав жителей области. Одним из инструментов правовой защиты является работа с обращениями граждан, личный прием. Ни одно обращение не остается без внимания. Каждое берется на контроль, по всем изложенным в них фактам осуществляются проверки, направляются запросы в правоохранительные и контролирующие органы, главам администраций АО, даются квалифицированные рекомендации и разъяснения заявителям.

Одной из важнейших миссий в своей общественной деятельности вижу сохранение и развитее татарской национальной культуры, воспитание молодого поколения в духе любви к своей культуре, к своему краю, к своей Родине. Решение задач по сохранению татарской идентичности для меня - вопрос национального достоинства.

Поэтому в рамках членства в Астра­ханской областной общественной организации татарской национальной культуры «Дуслык», принимаю участие в Съездах Всемирного конгресса татар, реализации проектов по сохранению, изучению и развитию культуры, языка, традиций татарского народа, направленных на укрепление и популяризацию татарской идентичности среди молодежи Астрахани и Астраханской области.

Неслучайно осознанным решением, призванным вызвать интерес к изучению языка, истории и культуры татарского народа за пределами Астрахани, Татарстана и даже России стало наречение приобретенных компанией в 2016 году сухогрузов грузоподъемностью 4000 и 3200 тонн именами великих татарских поэтов-просветителей: Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля.

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Гость 12:39, 26 ноября 2018
Я горжусь нашими татарами.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
24 мая
23 мая

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?