6 (864) в продаже с 15 февраля 16+

О горестях и о Земле

23 января 2019

10 января в ГБКЗ имени Сайдашева прозвучали два глубоких философских произведения: Концерт № 2 для скрипки с оркестром Белы Бартока и «Песнь о Земле» Густава Малера в исполнении ГСО РТ под управлением Александра Сладковского и приглашенных солистов.

Александр Сладковский взялся за технически очень сложные партитуры, которые если даже и исполнить точно и правильно (что требует гигантской работы), то можно напугать неискушенных слушателей философской глубиной и сложностью музыкальных образов. Вечер показал — с техническими трудностями казанские музыканты справляются удивительно легко, при этом делая это так, что слушатель остается довольным и требует еще сложной музыки.

В первом отделении прозвучал Второй скрипичный концерт Бартока, который создавался в 1937-38 годы. Тогда уже крепнущий фашизм в его родной Венгрии настораживал композитора, и это оказало огромное влияние на произведение. Даже если не знать об этой предыстории, то почувствовать здесь угрозу, даже больше — надвигающуюся катастрофу, не составит особого труда, благодаря исполнению такого вдумчивого солиста, как французский скрипач Рено Капюсон и такого высококлассного оркестра, каким является оркестр Сладковского.

Третий в рейтинге скрипачей мира Рено Капюсон играет глубоким, многообразным, живым звуком. Тембр его скрипки — это и голос личности, и характер. Исполнительская манера Рено Капюсона и качество звука самой скрипки, созданной Гварнери дель Джезу в 1737 году, сыграли решающую роль в том, что в этот вечер произведение Бартока прозвучало как история из жизни отдельного человека, который ощущает катастрофу, не принявшую еще ясных очертаний.

Первая часть звучит порой импровизационно из-за темповых сдвигов; мнимое спокойствие в ней, как и во всем Концерте, сменяется злыми вскриками, стонами оркестра и страстными репликами солирующей скрипки. Оркестровая партия здесь важна наравне с партией солиста — это еще один главный герой, который становится то врагом его, то другом по несчастью.

Вторая часть — это тема в сопровождении низких струнных, арфы и литавр и шесть вариаций на нее. Варьируясь, тема становится не только более яркой, но и более агрессивной и многозначной. В финале, который начинается как издевательский танец, многое берет начало из идей Первой части, но подается в новом качестве. Ощущение безысходности, погружение в состояние страха, выкрики и стоны — то ли все это происходит в физической реальности или в душе героя не так уж и важно. Главное то, что перед слушателями предстала от начала и до конца прочувствованная, продуманная интерпретация этого сочинения.

ГСО РТ и Александру Сладковскому удалось передать важные идеи этого сочинения и в зале создалась атмосфера полного взаимопонимания между исполнителями и слушателями, несмотря на сложность музыки. Приглашение Рено Капюсона, который исполнил на бис «Мелодию» из оперы «Орфей и Эвридика» Глюка после продолжительных оваций, стало еще одним попаданием в десятку,

Во втором отделении прозвучала «Песнь о Земле» Густава Малера. Эту «симфонию в песнях» композитор пишет с 1908 по 1909 годы, в тот период жизни, когда он много размышляет о смерти. В качестве литературной основы он выбирает немецкий перевод древних китайских стихов о смысле бытия. В каждой из шести частей цикла солирует попеременно то тенор, то альт (баритон). С ГСО РТ это произведение исполнили Сергей Радченко (тенор) и Борис Пинхасович (баритон).

Первая часть — «Застольная песня о горестях земли», где партия тенора написана так, что затрагивает верхнюю границу диапазона голоса, и придает звучанию некоторую пронзительность или даже натужность, не говоря о том, что приходится справляться с гремящей оркестровой массой. Художественное решение композитора, которое при малейшей неудачи может прозвучать как небрежность или хаос, было блестяще исполнено чутким музыкантом Александром Сладковским.

Вторую часть «Одинокий осенью» можно назвать лирическим центром цикла с ее камерной оркестровкой и соло духовых. Три последующих части: «О юности» (где появляются пентатонические псевдо-азиатские мотивы), «О красоте», «Пьяный весною» носят скерцозный характер и проносятся коротко и весело как воспоминания. Отголоски природы и звуки птиц могут напомнить музыку Первой симфонии, где молодой человек только познает мир и чувствует себя в гармонии с ним.

«Прощание» — финал «Песни о Земли», он намного масштабнее и по времени звучания, и по идеям, заложенным в нем, чем все предыдущие части. По исполнению это очень сложная, в первую очередь для дирижера, музыка из-за свободного движения вокального голоса и сольных инструментов. Сам композитор, по свидетельствам современников, не имел четкого представления как именно надо ею дирижировать, но с этой, как и с другими дирижерскими задачами этого вечера, Маэстро Сладковский справился просто безупречно. Чуткость дирижера к певцам, его мастерство работы с оркестрантам и вдумчивое погружение в партитуру сделали эту интерпретацию сочинения Малера одной из самых успешных за последние годы на российской сцене.

Исполненный ГСО РТ «Грустный вальс» Яна Сибелуса после вселенского прощания «Песни о Земле», спас публику от тягостных раздумий о смысле бытия и помог закончить концерт на жизнеутверждающей ноте.

Карина Маслова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

20 февраля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?