23 (881) в продаже с 21 июня 16+

Афганистан: оглядываясь назад

8 февраля 2019

15 февраля 2019 года исполняется 30 лет вывода советских войск из Афганистана. Свой достойный вклад в защиту южных рубежей СССР внесли и татарстанцы и татары, проживающие в других регионах РФ и стран ближнего зарубежья. И никто не вправе упрекнуть наших солдат и офицеров – тех, кто честно выполнял свой воинский долг и до конца остался верен присяге. Их имена останутся в нашей памяти и истории страны. В «афганской» войне участвовали более 11,5 тысяч уроженцев Татарстана, 296 из них не вернулись с поля боя. Не все из тех, кто вернулся, дожили до нынешнего юбилея.

Об их героизме и мужестве говорят государственные и ведомственные награды, написано в многочисленных книгах, журналах и газетах, о них рассказывают красочно оформленные стенды и экспозиции в музеях и уголках боевой и трудовой славы, им посвящены документальные и художественные фильмы, доклады и сообщения на научно-практических конференциях, многим из них поставлены монументы и памятники.

Об одном из участников этой войны мы расскажем в данной статье.

Для известного ученого – историка-археолога, востоковеда и краеведа, автора более 500 научных работ по древней и средневековой истории и археологии и истории Средней Азии, Среднего Востока и Волго-Уральского региона, академика четырех российских и международных академий, профессора, заслуженного деятеля науки РТ, лауреата премии им. Хади Атласи, председателя Общества татарских краеведов при Всемирном конгрессе татар Альберта Ахметжановича Бурха­но­ва Афганистан оставил в судьбе свой глубокий след. След длиною почти в четыре года (не считая командировок по линии военкомата из Ашхабада в Афганистан уже после увольнения), которые воин-интернационалист, в начале рядовой и сержант, позже - офицер, в общей сложности, провел на древней и многострадальной земле Афганистана.

В конце декабря 1979 года тогда еще 23-летний солдат срочной службы, проходивший её на Дальнем Востоке, в составе автомобильных частей впервые ступил на эту землю. Для него, выпускника Челябинского государственного педагогического института и начинающего ученого, успевшего поработать до призыва на научном поприще в отделе археологии Института истории им. Ш.Батырова Академии наук Туркменистана, навсегда остались в памяти две страны, два Афганистана.

Первый – окутанная пороховым дымом войны горная страна, раздираемая множеством этнических, религиозных, политических противоречий. Страна со своими неписаными законами и многовековым укладом жизни, укладом, с которым наши тогдашние наши лидеры не всегда желали считаться. Страна, где Альберту Бурханову и его товарищам, строившим новые дороги и перевозившим военные грузы, приходилось не раз смотреть в лицо смерти и, вынужденно участвуя в боях, терять товарищей и сопровождать в последний путь на Родину цинковые гробы с телами погибших.

Сам он вспоминает об этом крайне редко и неохотно. Чувствуется, что даже сегодня, много лет спустя, перед ним со всей ясностью встают ужасающие картины той жестокой войны. Гораздо красноречивее скуповатых на факты и подробности рассказов Альберта Ахметжановича о боевых заслугах воина-интернационалиста свидетельствует густой ряд наград на выгоревшем под жарким южным солнцем пятнистом камуфляже его формы-«афганки». Среди них воинский знак «Воину-интернационалисту» и Почетная грамота Президиума Верховного Совета СССР, несколько медалей, в том числе афганская – «От благодарного афганского народа» и солдатская боевая награда – медаль «За отвагу». Её уже офицер-лейтенант Бурханов получил за выполнение боевого задания, когда ему и ребятам из его подразделения в течение девяти суток без связи с основными нашими силами (вышла из строя рация), имея на руках лишь скудный сухой паек и небольшой запас воды, пришлось отражать автоматным огнем непрерывные атаки моджахедов, отрезавших путь нашей автоколонне на горном перевале.

Добавлю, что Альберт Ахметжанович – один из тех, кто стоял у истоков зарождения движения «афганцев». Еще в 1986 году, когда он работал научным сотрудником Института истории АН ТССР в Ашхабаде при его активном участии и поддержке бывшего первого секретаря Пролетарского райкома Компартии Туркменистана Конста­нти­на Коршунова были созданы одни из первых в Советском Союзе городской и республиканский Советы ветеранов Афганистана. Еще задолго до введения официальных льгот он и его товарищи стали оказывать реальную помощь семьям ребят, погибших в ходе боевых действий, а также инвалидам-афганцам. Кстати, первый слет воинов-интернационалистов СССР состоялся уже в 1987 году и опять-таки в Ашхабаде, что далеко не случайно. Тогда же в Ашхабаде появился монумент землякам, погибшим в Афганистане. Именно тогда со сцены городского Дома офицеров впервые громко, на всю страну прозвучали песни в исполнении групп «Каскад» и «Голубые береты». После этого были выпущены первые пластинки и кассеты с их записями, а по туркменскому радио в течение долгого времени выходила передача «Помню я Афганистан», которую вел молодой ученый и председатель Совета воинов-интернационалистов города Ашхабада Альберт Бурханов. Альберт Ахметжанович и в годы службы в Афганистане и уже после увольнения из армии активно сотрудничал с редакцией газеты «Фрунзевец» и другими изданиями, где рассказывал о героизме и ратном труде своих сослуживцев и земляков. Кроме того, он выступал с докладами в конференциях, опубликовал ряд научных статей об истории и современной жизни Афганистана.

И сегодня воин-интернационалист активно участвует в жизни ветеранских и общественных организаций Татарстана и Российской Федерации, продолжает тесные контакты со сослуживцами и коллегами в Туркменистане и других странах постсоветского пространства.

Другой Афганистан, который также навсегда отпечатался в памяти ученого-археолога, - это древняя страна с богатейшей историей, уникальный регион, где на протяжении ряда веков сосуществовали десятки народов и племен, возникали и рушились государственные объединения, зарождались и умирали этносы и религии. Это десятки уникальных археологических и архитектурных памятников - от старинных мавзолеев и мазаров до культовых комплексов и мечетей, разбросанных по всей «стране гор» - так издавна называли эту страну ее соседи. Это сотни предметов седой старины - от ветхих, опаленных временем свитков с письменами на арабском и фарси, керамических сосудов и художественной чеканки до ювелирных украшений, созданных руками мастеров времен правителей Ахеменидского Ирана, Кушанской империи, государств Сасани­дов и Саманидов. И все это нередко гибло в огне войны буквально на глазах у будущего ученого-археолога и востоковеда.

 - В восьмидесятом году, - вспоминает Альберт Ахметжанович, - когда наша рота находилась на стрельбище в отдаленном разрушенном боями и покинутом жителями кишлаке, при рытье траншеи ребята наткнулись на тайник старинных вещей: превосходно сохранившихся керамических сосудов, серебряных изделий и монет, относящихся к эпохе Сасанидов III - VI вв. нашей эры. Все эти находки были собраны в штабе. Я даже написал об этом статью для газеты Краснознаменного Туркестанского военного округа «Фрунзевец» (издавалась в Ташкенте). Была идея отправить их в музей города Кабула, однако после моего возвращения из Ташкента, куда я ездил в очередную командировку, все они исчезли при невыясненных обстоятельствах.

И это далеко не единственный случай, когда пропадали или оказывались под угрозой уничтожения раритеты, имеющие огромную историческую и культурную ценность.

Альберт Ахметжанович, будучи доцентом ряда вузов Туркменистана, Москвы и Казани и позже профессором ТГГПУ и КФУ читал студентам лекции по истории стран Востока, в которых изучению Афганистана, Ирана и Средней Азии отводил особое место. Он автор более 50 научных монографий по истории Средней Азии и Ирана, Волго-Уральского региона, а также учебных пособий «Страноведение. История и культура Ирана», «Основы исламской цивилизации», «История и культура стран мусульманского Востока» и других научных трудов.  Я спросил, хотел бы он вернуться в Афганистан уже не как солдат, а как ученый?

- Безусловно, регион Кабулистана и Бактрии – Тохаристана представляет особый интерес для историков как один из древнейших очагов мировой цивилизации, как родина одной из древнейших религий – зороастризма (огнепоклонства), который господствовал в идеологии и культуре народов и государств Среднего Востока и Средней Азии до распространения ислама, - говорит Альберт Ахметжанович. - Да и вообще весь регион являет собой симбиоз этносов и религий. До недавнего времени здесь соседствовали культовые сооружения ислама и буддизма. К сожалению, гигантское изваяние Будды в Бамиане (Центральный Афганистан) несколько лет тому назад был взорван талибами. А кто подсчитает урон, нанесенный памятникам старины боевыми действиями? Приход на многострадальную афганскую землю американских солдат тоже не принес долгожданного мира и даже ухудшил положение в стране. И пока на этой древней земле звучат выстрелы и льется кровь, говорить о серьезной научной работе нет смысла.

Артем СУББОТКИН

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

26 июня

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?