35 (893) в продаже с 13 сентября 16+

Роберт Гараев – «Группировщики говорили мне: «Если нам не понравится интервью, мы тебя убьем»

8 февраля 2019

Бывший участник одной из казанских группировок, журналист, диджей, музыкант, историк Роберт Гараев выступает с лекциями и пишет книгу о «Казанском феномене», то есть расцвете группировок в 1990-е года в столице Татарстана. Писатель рассказал «Известиям Татарстана» о различии казанского криминала и итальянской мафии, жизни «по понятиям» и текущей ситуации на «улицах».

- Здравствуйте, Роберт! Как Вам пришла идея написания книги на такую интересную и непростую тему?

- Здравствуйте! В 90-х я сам был участником группировки «Низы», затем перелистнул эту страницу своей жизни, перешел в другие субкультуры. Сначала жил в Московском районе, потом переехал и переключился на музыку и панк-движение, играя в группе и занимаясь музыкальной журналистикой. Затем в 2000-х мы с моей девушкой решили уехать в столицу. Там я работал клубным редактором в журналах TimeOut, Ваш Досуг, играл как диджей в клубах. Сейчас тружусь гидом в Еврейском музее и центре толерантности, хотя сам - татарин. В этом мне помогло историческое образование. Наверное, я обратился к истории своего края, потому что захотел некой самоидентификации. Это была своего рода форма ностальгии по Родине. Идея пришла неожиданно. В Москве проходило мероприятие «За скобками» с разными спикерами, где мне предложили за пятнадцать минут рассказать о клубной культуре, вечеринках, рейвах, но мне показалось это избитым и неуникальным. Я начал рассказывать о своем группировочном прошлом и со временем эта идея доросла до создания книги. Уже есть договоренность с издательством, она выйдет в 2020 году. Я изучил все труды на эту тему - одна написана Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность», Беляев-Шептицкий с трилогией «Бандитская Казань» и книга Асгата Сафарова «Закат казанского феномена». Есть также хорошая и, пожалуй, лучшая работа от Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям», которая включает социологическое исследование на тему группировок. Получается, что два из них написаны представителями власти, один – журналисткой, один социологом. Книги, где могли бы высказаться сами участники ОПГ, я нигде не видел. Поэтому мое произведение будет основано на воспоминаниях реальных участников событий. Главным плюсом книги как раз и станет мнение людей, непосредственно причастных к тем событиям. Считаю, что редактировать их речь даже не нужно, потому что они говорят очень самобытно, на языке «улиц». Мною был создан и паблик Вконтакте «Казанский феномен», посвященный этой любопытной теме. Это давало представление обо мне, ведь давать интервью неизвестным людям в этой среде не принято – порой они справедливо опасаются преследования со стороны закона и конкурирующих группировок.

- Кто-то отказывался с тобой беседовать? Были ли физические угрозы от криминала?

- Это деликатный вопрос. Многие отказывались - и по разным причинам. У меня есть опросник, за основу которого был опросник Громова-Стивенсон. Я чуть изменил его структуру, в нем можно изменить свое имя и не называть группировку. Я анализировал в нем лишь свод понятий, ритуалы вроде сборов и наказания за провинность. То есть не самые криминальные вещи. Хотя недавно я зашел в казанский ночной клуб, где встретился с ребятами, которые являются действующими участниками группировки. Мне заявили: «Мы готовы дать интервью, но если что-то будет не так, то мы тебя убьем». Я, конечно, отказался.

ЖИЗНЬ ПО ПОНЯТИЯМ: КОММЕРСЫ, СКОРЛУПА, КОПИЛКА, ОТМАХ

- Как стали появляться группировки в стране и в Татарстане?

- Основа группировок закладывалась в начале 1970-х. Расцвет группировок начался благодаря горбачевским реформам и последующему ослаблению государства, социализм сменялся капитализмом, госинституты пришли в упадок. Милиция была слаба, поэтому часть их функций взяли на себя группировки. И они как часть общества всегда с ним вместе менялись. Так, в 1990-х появилась экономическая база и это явление перешло в активную фазу. Появилось всероссийское понятие «бригада», то есть сформированная группа из 5-10 человек, которая занимается «силовым бизнесом», то есть рэкэтом или любыми легальными делами. Хотя изначально «понятия» утверждали, что «пацан» не имеет права заниматься бизнесом, становясь «коммерсом» и «барыгой». Ведь тогда уже его самого можно было «крышевать». Но люди находили лазейки, вводя своих людей в учредители компаний, чтобы получать легальный и стабильный доход. Так криминал срастался с городским элитами – чиновниками, силовыми структурами. Теперь какая-то часть участников ОПГ прочно засела на высокопоставленных постах или в органах, другие отбывают срок за те события, которые происходили в 90-х. Вместе с тем, неправильно было бы говорить, что «бывшие группиировщики сидят в депутатских креслах». Известный социолог Вадим Волков называл рэкет «силовым предпринимательством», причем в нем могут быть задействованы и представители силовых структур. В 1990-х в городе начали появляться тяжелые наркотики. В группировках существовал запрет на это, он есть и сейчас. Мои информанты говорили, что и здесь были варианты – при наличии товара группировщик находил «барыгу» и через него это все реализовывал, чтобы не иметь контакта с конечным потребителем. Есть и те, кто полностью отошел от криминала и прежних связей и ведет нормальную жизнь. Как правило, именно они и не хотят давать интервью. Другие же хотят донести свою правду.

- Почему группировки получили такое развитие именно в Казани?

- Необходимо разделять темы подростковых группировок 80-х годов (Тяп-Ляп) и организованных преступных сообществ 90-х, например, Уралмаш. Одни эволюционировали в другие, причем повсеместно по стране. Эта тема активно обсуждалась на страницах российской прессы. Среди главных городов по группировкам называли Казань и Набережные Челны. Также прославились Ульяновск (который находится сейчас на такой же стадии), Ижевск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Дзержинск, Саранск, Орск. Отдельная история была в Алма-Ате, где насчитывалось чуть ли не 180 группировок, но из-за удаленности города здесь с ними не сталкивались. Среди самых медийных, легендарных и важных группировок, которые называют многие, всегда фигурируют «Тяп-Ляп», «Жилка» и «Хади Такташ». Важное отличие Казани от всей России было в том, что в бригадах, отпочковываясь от «блатных» структур, основной силой были выходцы из спортивных сообществ и бывших воинов-афганцев, а в Казани это всегда были участники группировок Не было секций, в которых не было бы участников группировок. Считалось, что в группировках города в самый расцвет «феномена» было задействовано до трети мужского населения города.

Исследователи называют причинами такого развития местных группировок сильную урбанизацию города, который стал сильно расти с 1950-х годов и достиг статуса миллионника в 1979 году. Вторая причина - переселение в Казань деревенских жителей, которые вместе с собой привозили ритуальные привычки, например, драку на стенку и охрану своей территории. Еще одной причиной социолог Салагаев считает активное функционирование теневого рынка в годы застоя и так называемых «цеховиков». Хотя данная гипотеза подлежит анализу, ведь все казанские группировки создавались по улично-территориальному принципу. Этот принцип назвали «казанским» и он лег в основу создания других группировок страны. Казанская группировка отличалась четкой возрастной иерархией – здесь каждое поколение называли по-разному, то есть первый и второй возраст, «скорлупа» и «супера», «зеленые» и «старики».

- Что входит в самые главные «понятия» обычной ОПГ?

- Один из главных императивов — это «пацан сказал - пацан сделал». Это говорит об ответственности за свои поступки, о необходимости внимательно следить за своей речью и не говорить лишнего. Если тебя послали на три буквы, то есть по сути оскорбили, то ты должен «стать в отмах», то есть подраться. Участие в группировке делало тебя в какой-то мере аристократией или территориальной элитой. Получалось, что группировка - это мини-государство, а понятия - это кодекс гражданина. Оскорбляя тебя, обидчик оскорбляет и твою группировку, поэтому ты просто обязан дать ему отпор вне зависимости от того, хочется тебе или нет, и на количество противников. Нельзя сдавать друзей в «ментовку», иначе это грозило очень серьезными последствиями. При этом по ряду вопросов с милицией ОПГ сотрудничали. Из самого странного – это гендерные отношения, то есть запрет делать своей девушке куннилингус. Конечно, этот свод правил вышел из «блатных» законов, но он более лояльный, поскольку первые предназначены для тюремных стен, а жизнь на улице от заключения сильно отличается. Так, «пацан» может и жениться, и служить в армии. По бандитским понятиями бизнес, связанный с проституцией, «крышевать» нельзя. Кроме того, запрещено было «ломиться» во время драки. То есть, когда вы с монтажками стоите напротив друг друга в количестве 20 на 20, то убегать нельзя. Правда, часто происходило так – кто-то специально кричал «Атас, менты!», чтобы все разбежались и никого из участников драки не «замесили», то есть не убили. Если помните, тогда было в ходу такое слово как «копилка», то есть когда противнику пробивали череп, нанося тяжкий вред здоровью.

КОЗА-НОСТРА ПО ТАТАРСКИ

- Насколько эти понятия похожи на кодекс итальянской мафии?

- Итальянская мафия, в частности сицилийская, это скрытая организация. Само слово «Коза Ностра», то есть «Наше дело», из-за политических и социально-экономических условий Италии предполагает тайну. Изначально «капо» жили в сельской местности. К ним приходили за помощью, когда государство не могло решить проблему, что похоже и на казанские «улицы». Когда мафия переехала в Америку в начале 20 века, у мафиози появился бизнес. Благодаря кодексу, который запрещал афишировать свои связи с мафией, ставшие в одночасье городскими участники кланов смогли 40-50 лет вообще не выдавать никакой информации о себе американской полиции, занимаясь успешно маргинальным бизнесом – наркоторговлей и подпольным рынком во времена «сухого закона». Так, первое дело итальянской мафии по показаниям на суде пришлось только на 1960-е года. А вот казанские группировщики обязаны были «представляться», то есть называть свою группировку на вопрос «откуда будешь?». И не важно, находишься ты на вражеской территории, или нет. Свод понятий обращен на сокращение беспредела на улице, но в целом он делал группировку в каком-то смысле слабее. Например, когда группировки спортсменов в Ижевске воевали с другими ОПГ, они звонили в отделение милиции и «сдавали» других. Здесь это было не принято, казанский пацан такого сделать не мог.

- Кто придумал это обозначение «Казанский феномен»?

- Считается, что этим человеком был Юрий Щекочихин, который опубликовал резонансный материал 1988 года в «Литературной газете», об этом писали сразу несколько изданий – даже «Советский спорт». Однако, придумал его ранее в «Огоньке» Дмитрий Лиханов в материале «Дрянные мальчишки». Этот же публицист является автором словосочетания «лица кавказской национальности».

- Как сейчас обстоит дело с группировками? Они снова набирают силу?

- Нынешние представители группировок отмечают, что весь уклад остаётся похожим – есть сборы, запрет на алкоголь, курение и наркотики. Однако все вопросы они стараются решить мирным путем. «Улицы» находятся в анабиозе, и ряд из них прекращают свое существование из-за его бессмысленности или давления органов. Если они и возродятся, то немного в другой форме. Сейчас условия жизни в обществе другие, у нас силовое государство. И происходит наоборот: часть силовых структур берет на себя роль ОПГ. Америку я не открою, это не секрет, я не первый об этом говорю. Если и возможно возрождение, то по религиозному и национальному признаку - и это будет значительно страшнее! Напомню, казанские группировки никогда не создавались по этническому признаку, это были интернациональные сообщества.

- Какие моменты интервью с членами ОПГ были самыми откровенными и жесткими?

- Самые жестокие моменты этого времени связаны с войнами внутри группировок, потому что все члены ОПГ знали, где живут их враги. Как описывает мне один из участников группировок этот период: «Мы знали какая у него машина, когда он выходит на улицу, где живут его родители и даже бабушка с дедушкой Это был настоящий кровавый террор, хотя это был вчерашний твой друг. Была почти гражданская война».

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

19 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?