18 (876) в продаже с 17 мая 16+

Эксперименты с классикой

7 марта 2019

Поводом для интервью журналиста «ИТ» с Анной Гулишамбаровой, художественным руководителем и дирижером казанского камерного оркестра «Новая музыка» послужили многочисленные дискуссии в сети о роли классической музыки в современном обществе.

Обладатель Гран-при международного конкурса Камерный оркестр «Новая музыка» был создан при Центре современной музыки Софии Губайдулиной в 2003 году. Главное направление в деятельности оркестра - исполнение современной музыки российских и зарубежных композиторов XX-XXI веков, в том числе музыки композиторов Татарстана. Оркестр - постоянный участник крупных фестивалей современной музыки: «Mus-Tranzit», «Европа-Азия», «Классическая гитара в XXI веке», «Звучащий дом Софии», абонементные концерты Центра современной музыки «Брависсимо», «Звуковые пространства Софии Губайдулиной», «Русский авангард в музыке и живописи». Универсальность коллектива заключается в его умении исполнять музыку разных стилей, выступать в различных камерных составах с исполнением классической и современной музыки. 

- Анна, получается что-то делать творчески в таком ритме?

- Именно в таком и получается! Ни дня без репетиций и выступлений. Для музыкантов это возможность держать себя в тонусе.

- Что вкладывается в сочетание «новая музыка» сейчас, и что вкладывалось, когда оркестр только начинался 15 лет назад?

- Не могу сказать, что за полтора десятка лет что-то кардинально поменялось. Изначально цели и задачи Центра современной музыки Софии Губайдулиной были намечены очень правильно. На первом месте - исполнение самой современной музыки, практически только что написанной, и здесь мы работаем в тесном сотрудничестве и  дружбе  с самой Софией Губайдулиной. Оркестр одним из первым имеет честь исполнять ее новые камерные  сочинения. У нас очень тесные связи  с Союзом композиторов РТ, председателем Союза композиторов РТ и РФ Рашитом Фагимовичем Калимуллиным, за что мы ему очень благодарны. Мы постоянные участники  городских и республиканских мероприятий, ведем активную благотворительную деятельность. У оркестра есть несколько абонементных концертов в течение года. Это проект «Брависсимо», которому в этом году исполнилось 10 лет. А также «Звуковые пространства Софьи Губайдуллиной». Не стоим на месте, всегда что-то новое.  

- Если честно, легко ли живется оркестрам в России? К чему обязывает работа руководителя музыкального коллектива?

- Не могу сказать за все коллективы нашей страны. Возможно, в каких-то регионах есть оркестры на грани выживания.  У нас все-таки картина другая. Всегда благодарна за то, что есть. Помню, как мы начинали 15 лет назад, как было тяжело – и с кадрами, и с зарплатами. Я благодарна составу, который стоял у истоков, они начинали в сложной ситуации и фактически проявили себя как сподвижники. Прошли годы, обстановка улучшилась многократно. Особенно заметным стали изменения с назначением на должность директора Ляли Ильдаровны Гарифуллиной. Начиная с того, как выглядит сегодня наш центр, какие у нас костюмы, инструменты, до материальных условий для музыкантов, - все это ее заслуга. Конечно, любому руководителю хочется лучшего для своего коллектива, но то, что есть, уже большое достижение. В прошлом, юбилейном для оркестра, году Президент РТ Минниханов Р.Н. выделил грант на развитие материально-технической базы оркестра. Мы смогли съездить на знаковые для оркестра гастроли. Выступили в Большом зале Московской консерватории, побывали с концертами в Африке, Германии, Вьетнаме на фестивалях современной музыки, гастролировали с концертами по Татарстану. Без поддержки нашего директора и Президента республики это было бы невозможно. 

- А в чем тот самый неповторимый «почерк»  «Новой музыки», если сравнивать с оркестрами Татарстана, России в целом?

- Когда мы создавались, хотелось обрести свой неповторимый облик, чтобы не стать «пятым колесом», найти свой путь. И мы его нашли. У нас малый симфонический состав, 25 музыкантов. Тот же камерный оркестр, но имеющий внутри себя все духовые инструменты большого симфонического. Не ограничиваем себя камерным звучанием. Все возможные партитуры симфонического оркестра берем в работу. Правда, этим мы сильно усложняем жизнь музыкантов, но они к таким «сложностям» привыкли. Сейчас в Европе появляется много такого плана  оркестров, но 15 лет назад таких коллективов  в России не было.

- Много сегодня говорится об успехах в музыкальной сфере. Но существует позиция, что  музыкальная среда сегодняшнего общества похожа на некий планетарный супермаркет, в котором сосуществуют всевозможнейшие направления и стили: от классики до рэпа, от разнообразных восточных традиций до рока, от церковной музыки средневековья до популярной киномузыки. Классические произведения используются в мультфильмах, на радио. Что вы об этом думаете?

- Мне кажется, это хорошо. Мы живем в эпоху новых технологий, информации, трансформации, людей прогрессивных взглядов. Если не будем синтезироваться с тем, что происходит в мире технологий, то останется классика в чистом виде для очень узкого круга слушателей. Никто не спорит, что это элитарное искусство, но если мы, извините за банальность, не будем идти в ногу со временем, то перестанем быть интересны людям. Мы за эксперименты, в хорошем смысле, это лакмусовая бумажка для проверки состоятельности коллектива. Вот в прошлом году, например, мы играли с группой «Ария». То есть настоящий классический рок. И мы постоянно ищем этот синтез, с разными коллективами, играем и эстраду, и джаз, и классику, «миксовать» всегда здорово. 

- Нередко встречаются рассуждения о превращении музыки в некий изысканный продукт потребления, об утрате ее действенной роли в духовной и общественной жизни. Можно ли как-то влиять на этот процесс и надо ли?

- Я бы сказала о другой тенденции. По сравнению с 90-ми годами, когда все музыкальное сообщество находилось в точке нового отсчета, и людям приходилось выбирать между едой и духовным развитием, нынешняя ситуация абсолютно противоположная. В Казани, в частности, очень насыщенная музыкальная жизнь, есть несколько профессиональных музыкальных коллективов, залы не пустуют, люди ходят на концерты. Это в какой-то степени становится модным, и не надо бояться такого определения. Главное, что вариант досуга с походом на концерт сейчас достаточно популярен. И ничего плохого нет в том, что мы слышим классическую музыку в мультфильмах и кинофильмах.

- Вы не против классики на рингтоне? В частности, у детей.

- Нет. Считаю, что неважно, как ребенок узнает музыку Моцарта или Баха. Важно, как потом школа или родители взрастят этот росток интереса. 

- Почему, на ваш взгляд, не так много у нас музыкальных критиков? Специалистов, которые готовы не только восхищаться, но и уметь правильно и обоснованно указывать на моменты, которые стоит улучшить?

- Во многих областях есть нехватка специалистов. Если присмотреться, где школа, в которой растят музыкальных критиков? Разумеется, есть эксперты, к мнению которых мы прислушиваемся и где-то даже со страхом ждем их оценки. Но таких людей единицы, и сконцентрированы они в Санкт-Петербурге и Москве. 

- Как прививать любовь к музыке детям, и надо ли это делать поголовно?

- Близкий мне вопрос. Моя мама пианистка, я пошла по ее стопам. Но своего сына я в музыкальную школу не отдала. В любом случае должен быть к этому направлению интерес и способности. На мой взгляд, обучение в музыкальной школе «для себя» - процесс очень неоднозначный. Да, это эстетическое развитие ребенка, но как много взрослых, которые вспоминают обучение в музыкальной школе как каторгу. Надо понимать, что это огромный труд. Может быть, больше нужны студии, которые делают упор не на профессиональное обучение, а на общее музыкальное развитие?

От педагогов часто требуют результат, те ждут его от детей, а у родителей настрой «походи просто для себя». И в этом главная нестыковка. Возможно, было бы лучше по примеру европейских стран создавать пространства, где детям дают  некую свободу, не настраивают на экзамены и программы, а дают возможность музицировать в свободном режиме. Для удовольствия, развития музыкального ритма, слуха.  

- В одном из интервью вы говорили о том, что у вас  много стремлений и задумок относительно развития оркестра. В каком направлении планируете развитие?

- Всегда есть что совершенствовать. В музыке нельзя довольствоваться достигнутым результатом. Каждый день нужна планомерная работа, чтобы, по крайней мере, двигаться вперед. 2018 год был для оркестра плодотворным, для коллектива это важно. Востребованность коллектива и его профессиональное совершенствование неразрывно связано. Теперь главное - не снижать планку. У нас есть ряд приглашений на знаковые музыкальные события – международные фестивали, теперь все зависит от финансовых возможностей.

- Благодарю за интересную беседу.

Оксана БИРЮКОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
23 мая
22 мая

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?