47 (905) в продаже с 6 декабря 16+

Сергей Жилин: «Если бы Чайковский жил сейчас, он писал бы джазовые стандарты»

12 ноября 2019

В Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая прошло официальное открытие Международного фестиваля джазовой музыки «Джаз-КроссоверФест-Казань». Первым его событием стало выступление Сергей Жилина с программой «Чайковский в джазе».

Казанцы смогли услышать джазовое прочтение знаменитого сборника пьес «Времена года» и других популярных тем Петра Ильича Чайковского в исполнении московского пианиста, известного за свою феноменальную исполнительскую технику и тягу к смелым творческим экспериментам. Проект «Чайковский в джазе» раскрыл зрителям весьма смелые возможности джазовой импровизации на основе популярных тем Петра Ильича Чайковского. В этом проекте все новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счет стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки ХХ века, обогащенных джазовыми звучаниями.

В качестве оркестрового сопровождения аккомпанировал гостю сводный эстрадно-симфонический оркестр под управлением Сергея Васильева, состоящий из 2 коллективов: Филармонический джаз-оркестр РТ и Казанский камерный оркестр La Primavera. Жители города и гости столицы Татарстана долго не отпускали маэстро - концерт длился в два раза дольше запланированного. До начала выступления Сергей Жилин пообщался с прессой. 

- Юрий Иванович Маркин (советский и российский джазмен, композитор, педагог. Создатель молодёжного джаз-рок ансамбля «Шаги Времени», группы «Джазовая опера» и др. Автор книги «Рассказы о джазе и не только». Стал известен в конце 60-х годов как участник московских фестивалей и один из первых профессиональных джазовых композиторов – прим.ред.) в свое время зародил идею создания программы, точнее он сделал первичную обработку и вдохновил меня на эту программу. Он считает, что если бы Чайковский жил в наше время, то он бы писал наряду с академической музыкой и мировые поп-хиты, и джазовые стандарты. Программа основана на альбоме «Времена года», который композитор написал в свое время по заказу одного издателя. Он выпускал ежемесячный журнал и написал Петру Ильичу письмо, выразив желание получить от него произведения, которые можно было бы публиковать в каждом номере его журнала в течение года. И композитор написал 12 пьес – они и составили альбом «Времена года», - рассказал Сергей Жилин «Известиям Татарстана». – Эта программа одна из наших любимых, мы представляли во многих городах России и за рубежом. Так, например, пару лет назад мы играли ее в Канаде и в зале Чайковского в Москве. 

Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. Джазовая пьеса Bach Goes To Town, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек Темплтон), является одной из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. «Чайковский в джазе» — работа «Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты. В интерпретации Жилина джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной музыке XIX века, получает настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его, на первый взгляд, стандартные фактурные и гармонические приемы. Концерт «Фонограф-Джаз-Трио» интересен не только любителям джаза, но и музыкантам академического воспитания. 

Справка 

«Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина. Коллектив был создан в 1997 году и впервые показал себя во всем блеске на гала-концерте «В созвездии Питерсона», посвященном творчеству великого канадского пианиста. Трио — наиболее доступный формат, в котором Сергей Жилин может полностью показать свою феноменальную исполнительскую технику и реализовывать тягу к смелым творческим экспериментам. Одним из экспериментов коллектива стала программа «Чайковский in jazz». По отзывам самых взыскательных музыкальных критиков, она стала новым словом в современном джазовом искусстве, поскольку удивительно гармонично соединила в себе, казалось бы, несовместимые разнородные элементы: романтизм XIX века, модерновые джазовые гармонии, рок и поп-созвучия.

 

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
6 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?