5 (913) в продаже с 14 февраля 16+

Марат Зяббаров: «На наших торговых полках - минимальный процент татарстанской продукции»

29 января 2020

Министр сельского хозяйства провёл совещание по продвижению продовольственной продукции в крупные и мелкие торговые сети, взяв с ритейлеров обещание брендировать продукцию татарстанских производителей знаком в честь столетия образования ТАССР. Важнейшее мероприятие проходило в остром открытом диалоге между торговыми сетями и татарстанскими производителями, к которому подключились все заинтересованные игроки рынка.

Многих жителей и сельхозтоваропроизводителей республики волнует вопрос – когда же фермерская продукция, произведенная в Татарстане, появиться на прилавках магазинов? Ответ на этот вопрос попытались найти на совещании в Минсельхозпроде РТ под названием  «Продвижение продовольственной продукции в крупные и мелкие торговые сети». В мероприятии приняли участие заместитель Премьер-министра РТ – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров, заместитель министра промышленности и торговли РТ Герман Лернер, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Наиль Залаков, а также представители фермеров и торговых сетей - Х5 Retail Group, Лента, Тандер, Ашан, Эдельвейс, Бахетле, Августина, Арыш Мае.

- Раньше мы говорили про израильскую картошку -  теперь наши фермеры производители научились выращивать любые виды продукции! И овощи, и картофель, и мясо. Научились неплохо работать и с упаковкой и фасовкой. При этом на наших торговых полках минимальный процент татарстанской продукции, - посетовал Марат Зяббаров, призвав раз в квартал встречаться для продвижения этой работы.

Лернер в ходе своего доклада рассказал о доле республиканской продукции в общем объеме реализуемой в торговых сетях продукции и реализации мер по ее продвижению. Стоимость продукции составила 250 млрд рублей, произведено было 1,8 тонн молока, по пищевой промышленности «прослеживается значительный рост произведенной продукции» - есть хороший прирост по говядине, рыбе и т.д.

- Из года в год объём произведённой продукции растет. Наша главная задача - доведение продукции местных производителей до потребителя, но, чтобы это также было выгодно и торговым сетям, - отметил он.

Говоря о роли сетевой торговли, был представлен график, на котором обозначен сектор рынка в 27%, занимаемый федеральными сетями. Была озвучена и доля оборота сетевой торговли в общем объёме розничной торговли - 37,3%. По этому показателю регион занимает 36 место по стране и 13 по ПФО. Лидерами являются Санкт-Петербург, где доля составляет больше 81%, Ленинградская область - 66,6%, Томская и Кемеровская области с 63% и 58% соответственно. Есть и сдерживающие факторы – вытеснение региональных сетей и местных производителей, неэффективная сбытовая политика. Надеждой в этом смысле могут стать так называемые «фермерские уголки» в торговых объектах, которые уже реализованы «Магнитом», что значительно помогает сельскохозяйственному МСБ. Госалкогольинспекция РТ проводит ежемесячный мониторинг доли республиканских производителей в ассортименте федеральных и региональных сетей, которая составляет: до 30% молочной продукции, до 80% скоропортящейся и хлебо-булочной. Так, «Магнит» сотрудничает с 120 производителями, среди которых ЗМК, Майский, Елабуга Соте, Алкоторг. Цифры оборота составляют 10 млрд рублей и за пределами РТ - 12 млрд. «Пятерочка» работает с 9 десятками местных поставщиков, оборот составляет 6 млрд, за пределами РТ - 4 млрд.  Лернер попросил торговые сети «в целях популяризации памятной даты» разместить инфостенды и отдельные выделенные стеллажи с брендированной официальным логотипом столетия образования ТАССР татарстанской продукцией. Несмотря на ободряющие цифры и уверенность спикеров в заинтересованности и увеличении сотрудничества торговых сетей с местными производителями, сидевшие в зале были не согласны с таким мнением. 

Зяббаров попросил представителей торговых с сетей выйти с докладами и представить Министерству конкретное техническое задание по объёмам, упаковке, качеству, фасовке товаров. Первым представителем торговых сетей стал Х5. Он рассказал о торгово-закупочных сессиях, которые регулярно проводятся на базе МСП.

- Радеем за то, чтобы были представлены локальные татарстанские производители. Не скрываем этого, это нам очень нужно. Потому что наблюдаем трафик покупателей, которые идут за такими товарами, - подчеркнул он.

- Ага, третий год к Вам попасть не можем! – тихо парировала сидящая в зале фермерша.

Продолжая свою речь, представитель торговой сети подчеркнул, что строгие правила «захода» на полки обусловлены «не нами, а самим покупателем», что не всегда позволяют «заходить» неготовым к работе с крупным ритейлом мелким поставщикам. Среди таких моментов он назвал производственный аудит, соблюдение СанПина, соответствие бизнес-процессов заявленным в коммерческом предложении, особые требования к штрих-кодированию, проверка службами безопасности.

- Стараемся с каждым фермером общаться и доводить информацию до менеджмента, дорабатывать проблемные вопросы. Ритейл существует для того, чтобы большим объёмом закупать продукцию по минимальной цене, - добавил он.

Министр сельского хозяйства РТ уточнил, есть ли планы выкладки и маркировки продукцию татарстанских производителей в честь 100-летия ТАССР.

- Попробуем, постараемся, - пообещал представитель X5 Retail Group.

Михаил из отдела продаж компании «Вамин» спросил из зала, почему «мы со своей фасованной продукцией встать к Вам не можем»:

- С нас просят заплатить «листинг» на коммерческих условиях, но на полках в Татарстане продукты с разных регионов! Нам говорят, что «нет квот». Каким путем идти?

- Полки «Пятерочки» ограничены, поэтому идет жесткая конкурентная борьба. Если имеется уже раскрученный бренд по более выгодным входящим ценам, то выбран будет именно он, - парировал собеседник.

Представитель торговой сети посоветовал попробовать раскручивать свой бренд через ин-аут (в применении к торговле In-Out означает товар вне регулярного ассортимента (дословно “вошел-вышел”), продаваемый ограниченное время.).

Коммерческий директор агрофирмы «Залесный» Зульфия Бадретдинова уточнила по нововведению «оптимизатор», однако спикер не «владел данной информацией», так как не ведет закупки в компании. В ходе полемики не раз было оговорено явное преимущество работы с татарстанскими производителями благодаря наличию распределительного центра, что позволяет сетевикам снизить транспортные расходы. Затем Евгений Абрамов из потребкооператива «Нижнекамский» жестко заявил о низком качестве продукции в сети:

- Помимо цены, когда начнете обращать внимание на качество? Вчера не поленился, зашел посмотреть в магазин. Много производителей, но овощей, картофеля 2-3 вида и нигде не написан производитель. Для Вас только цена влияет?

- Много моментов в части калибровки и объемах, разных сортовых видов, которые мы берем, потому что не можем точечно брать у конкретного одного производителя. Стараемся охватывать общий объем, потому что не будем иначе успевать обрабатывать разных поставщиков входным контролем, - ответил сетевик.

Пожалуй, самым взвешенным мнением поделилась молодая представительница фермеров из зала, взявшая микрофон. Она сказал, что сеть будет более охотно брать продукцию фермеров, если таковая будет более известна для потребителя. Для этой цели могут помочь различные мероприятия, популяризирующие татарстанских производителей - фестивали гастрономической еды. Даже несмотря на высокие цены, благодаря таким события покупатели могут узнавать новые бренды.

- Нужно понять, что мы должны быть ориентированы на потребителя. Поверьте мне, тогда и сеть будет лояльно относиться нашим недостаткам. Пусть мы и не будем соответствовать каким-то внешним требованиям, но клиент придет и спросит - почему нет этого бренда? – резонно сказал она.

По ее мнению, можно конкурировать даже с крупным производителем, если фермеры будут представлены как большая общность. Также она отметила важность «раскрутки» именно в городах, такая «основной наш потребитель - это город». Однако, представители «Ленты» сообщили, что у них уже есть два представителя фермерского уголка.

- Зачастую в Казани и Челнах работают фермерские магазины, но они представляют не нашу продукцию, а продукцию с соседних регионов. Так зарабатывают на наценке. Мы забываем, что у нас нет дистрибьюции. Она хоть и делает наценку, но поможет «раскрутить» продукт. Можно  пригласить приезжих специалистов, которые возьмут на себя эту работу, все сопровождение. Именно мы несмотря на скепсис заводили на рынок так любимые жителями республики позиции «кырт» и «каймак». В итоге из-за большого спроса нам пошли на встречу, - сказала сельхозтоваропроизводитель.

Вопрос по овощехранилищам заявленный Лентой – дайте свою электронку я все запишу.

Следующим выступающим стала руководитель категории «Фреш» Магнита сообщила, что они давно пытаются выйти на соглашение с известным производителем свежих овощей:

- Мы очень хотим работать с Майским -  не можем договорится!

Зяббаров предложил в этот же день решит данный вопрос:

- Ильшат Газимович приедет в 2 часа, можете лично с ним переговорить.

Среди спикеров также были представители Совета по предпринимательству при Президенте РТ, животноводы из кооператива «Юлдуз» Кайбицкого районеа, производители травяных чаев Лаишевского района, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров, представители Комитета по стандартам халяль ДУМ РТ. Они рассказали о том, что часто под халяль-продукцию маскируются хитрые маркетинговые ходы и показали собравшимся на совещании товары с брендами «восточная», «султанская», «кавказская», «мусульманская», надписями на арабском, которые не являются халяль-продукцией. Олег Власов, генеральный директор ОАО «Агропромышленный парк «Казань», сообщил, что у агропромпарка есть уникальные возможности подготовке крупных партий овощей к фасовке и калибровке для дальнейшей поставки в торговые сети, призвав фермеров плотнее сотрудничать. Глава Минсельхоза РТ предложил в ближайшее время встретится и осмотреть на месте имеющиеся площади.

Проведенное совещание, несмотря на жаркие споры и разные позиции сетевиков и фермеров, вселило определенный оптимизм и продемонстировало открытость министра Зяббарова и готовность оперативно решать поставленные и возникающие задачи.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
19 февраля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?