39 (947) в продаже с 23 октября 16+

Ольга Затеева в Казани: «Из-за коронавируса я отменила все свои поездки в Европу»

16 марта 2020

В Национальной художественной галерее Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, что находится в Казанском Кремле, открылась выставка западноевропейского искусства XVI-XX веков из коллекции Ольги Затеевой. «Известия Татарстана» посмотрели на уникальные шедевры, послушали выступления теноров и пообщались с коллекционером об экспонатах и европейском следе коронавируса.

В галерее «Хазине» показали уникальную экспозицию, предметы которой никогда не выставлялись в столице Татарстана - локальные музеи в своих собраниях такие экспонаты не имеют. Работы из кости, фарфора, мрамора, венецианские барельефы – все это смогут увидеть казанцы, которые придут сюда ради высокого европейского искусства. На представленной выставке можно увидеть несколько полных серий крупнейших нидерландских граверов XVI-XVII веков: «Времена года» и «Двенадцать месяцев» Ф. Галле, Я. Саделера, А. Колларта, К. де Пасса, Х. Гольциуса. К этому же времени относится серия итальянского мастера А. Темпесты. Развитие темы смены сезонов в собрании коллекционера прослеживается в работах разных стран и мастеров до начала ХХ века. Особое место занимает живописный цикл «Времена года», выполненный в 1893 году Ж. Шере, крупнейшим французским художником XIX века, мастером рекламы.

Расширяют представление о теме предметы из слоновой кости. Это любопытная часть собрания, так как в средневековых коллекциях отечественных музеев представлена в основном религиозная скульптура, а произведения более позднего времени недоступны широкому зрителю. Здесь же можно увидеть произведения мастеров Италии, Нидерландов, Германии и Франции XVII – начала XX веков. Фарфор – гордость и страсть коллекционеров с XVIII века – представлен мелкой пластикой, вазами и отдельными предметами с удивительной надглазурной росписью Мейсенской, Берлинской, Неаполитанской и Венской фарфоровых мануфактур. Прекрасным дополнением экспозиции являются аллегорические серии на темы «Возраст человека», «Четыре элемента», «Четыре стороны света», «Пять чувств». Составляла описание к выставленным предметам куратор выставки С. Чапкина-Руга. До начала выставки состоялось общение казанских организаторов и московского коллекционера с прессой: телевидением, интернет-порталами, газетами. Директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия  Нургалеева отметила, что до сих пор в Казани говорят о первой в городе выставке Ольги Затеевой, посвященной веерам. Теперь нас ждем нечто новое – и поверьте, прекрасное.

- Ольга Затеева привезла в Казань «европейскую коллекцию». Низкий поклон такому собирателю за ее труд, ведь по каждому экспонату мы с ней работаем рука об руку. Важно, что в каждом следующем городе Ольга хочет сделать выставку лучше и лучше. Она очень любит наш город и наш музей. Поэтому надеюсь, что когда мы «сдадим» «Усадьбу Сандецкого», то покажем ее собрание в тех самых интерьерах, но уже новую экспозицию на другую тему, - с уверенностью заявила Розалия Миргалимовна.

Ольга Затеева занимается строительным бизнесом, но душа ее посвящена искусству, в котором она черпает вдохновение. Она поразила казанский бомонд своим стилем и преданности делу. Самая большая сложность в ее работе – найти не «распаянные» коллекции, которые были бы целостным воплощением работы одного мастера или одного периода. Работа известного коллекционера представляет поиск раритетов в самых неожиданных местах. Она рассказала о поисках подсвечников Лемоша 19 века, которые пришлось искать в двух разных семьях, которые унаследовали предметы. Однажды в Австрии, при осмотре достопримечательностей, она нашла изящный вытянутый фонтан – реальный прототип выставленных в казанской галерее - тех самых - подсвечников, которые за счёт маньеризма очень похожи на причудливые эскапады фонтана. Доставить красивейшую европейскую коллекцию в Казань помогли ее друзья – владельцы автобусного парка. Для этого в транспортном средстве были сняты сидения, а коллекцию сама Ольга Затеева упаковывала с помощью поролона. 

- В этот раз мы поменяли тему – я представляю новую коллекцию, посвященную аллегориям и временам года. Она так и называется «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве». Представлены также аллегории стихов, суток, периодов жизни. Основная часть экспозиции – это гравюры, которые делались по рисункам очень известных художников Италии, Франции, Германии. Поэтому выставка носит образовательный характер. Здесь можно увидеть неаполитанскую школу, французские скульптуры, фарфор Мейса. Много предметов прикладного искусства - фигуры из кости, рельефы, мрамор, бронзовые скульптуры. На выставке около 200 экспонатов. Но точного числа я не знаю, потому что в итоге мы решили пойти дальше и расширить выставку – взяли аллегории сторон света, то есть материки, - сказала Ольга Кирилловна, которой очень понравилось в Казани. – Мне очень понравился город, сразу же, с первого раза! Сейчас со мной приехали мои друзья, наверное, 30 человек! Они прилетели в Казань, и им так нравится! Казань – красивая, интересная, так много всего можно посмотреть, а самое главное - здесь очень вкусная кухня.

Также она рассказала историю об одной из изюминок выставки – венецианских барельефах. Однажды в Венеции коллекционер зашла в ювелирный магазин и разговорилась с владельцем. Он рассказал, что один из местных дворцов наследники собрались ремонтировать, поэтому предметы в одном зале решили продать. Среди них и оказались четыре барельефа, олицетворяющие времена года – в итоге эти тяжелые экспонаты Затеева вывозила сама в четырех чемоданах. К сожалению, из-за ограничения авиасообщения страны со странами Евросоюза ввиду непростой эпидемиологической обстановки, пострадает и такой культурный обмен. 

  - Могу вам сразу сказать, что ситуация с коронавирусом плохо скажется на моей работе. Я отменила все свои поездки. И не было другого выхода потому что все равно не выпустят из страны, как и никого. Значит, пока будем открывать выставки и показывать то, что есть. – поделилась Затеева. – Это все негативно скажется на культуре. На сегодняшнее мероприятие я приглашала Медяника, который делает проект «Времена танго» по аналогии с «Временами года» Вивальди. Но он на карантине и поэтому приехали мои друзья-тенора.

Выставку «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве» из коллекции Ольги Кирилловны Затеевой предваряет экспозиция «Мифология», в залах которой представлена живопись и графика европейского искусства XVI – начала XIX вв. из собрания ГМИИ РТ. Мифология и мастерство мировых мастеров – каждый из 4-х залов в «Хазине» украсит Вашу ленту в соцсетях изображениями действительно красивых произведений. Все мировое искусство пронизано аллегорическими сюжетами, часто несущими символическое значение. Знание и понимание их расширяет кругозор и восприятие художественного произведения. Предлагаемая выставка «Весна. Лето. Осень. Зима. Аллегории в западноевропейском искусстве» представляет коллекцию Ольги Затеевой, на примере которой можно проследить историю трактовки аллегорических сюжетов вокруг темы «Времена года» на протяжении XVI-XX веков. Художники и скульпторы создавали как отдельные композиции, так и целые циклы на аллегорические сюжеты на протяжении столетий, каждый раз разрабатывая новые варианты пластического образа, отталкиваясь от традиции изображений предшествующих эпох. Художники этого периода вначале изменили трактовку сюжетов от жанрово-эмблематической, полной символов композиции к изображению реалистического пейзажа (в XVII веке); в XVIII веке из него возникла галантная сцена, превратившаяся в XIX веке в жанровую. Эпоха модерна постепенно вернулась к символическому видению сюжета, зачастую придавая иные смыслы и философские прочтения.

После общения с прессой состоялось торжественное открытие выставки, куда прибыли около 60 человек, среди которых были кураторы мероприятия и официальные лица. После этого для собравшихся выступили тенора, завершив этот удивительный вечер в духе высокого европейского искусства.

Иван Михалик

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

28 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?