18 (926) в продаже с 29 мая 16+

Тридцать лет пути «КОМ» – от автокомпонентов до вездеходов

15 мая 2020

Поводом для встречи с известным в Татарстане и далеко за его пределами предпринимателем Василием Маньковским стала грядущая в скором времени важная дата. Детищу Василия Владимировича – фирме «КОМ» – исполняется в этом году 30 лет. Да и сам ее основатель, а ныне – председатель Совета директоров компании Василий Маньковский 8 мая отметил свое 70-летие. Так что поговорить нам с двойным юбиляром было о чем.

В президентском лимузине «ездят» четыре наши детали

Свою историю Группа компаний «КОМ» ведет с далекого и непростого 1990 года. До этого, в начале 70-х, а точнее, в январе 1973 года, Василий Маньковский, приехавший на Всесоюзную ударную стройку в Набережные Челны по комсомольской путевке из Одесской области и имевший за плечами 4 года водительского стажа, работал почти 10 лет водителем в автобусном парке. А потом более 10 лет во внешнеторговой фирме КАМАЗа – сначала водителем-испытателем, а с 1984 года – инженером по спецкомплектациям «КАМАЗов» для экспорта. По роду деятельности приходилось очень часто ездить на заводы, которые изготавливали спецнадстройки для спецтехники. В то время коробки отбора мощности централизованно в России никто не выпускал – заводы по большей части производили КОМы для себя сами. Позже, вернувшись из Болгарии, где Василий Маньковский работал представителем КамАЗа, он предложил родному предприятию организовать производство коробок отбора мощности.


Наша Справка

1980 год – звание «Лучший водитель» в Набережно-Челнинском ПАТП

2001, 2002 годы – звание «Лучший Менеджер России»

2010 год – победитель и финалист конкурса «Предприниматель года», обладатель специального приза за целеустремленность

2014 год – Почетная грамота Министерства промышленности и торговли РТ за добросовестный и плодотворный труд на благо Республики Татарстан

2017 год – Почетная грамота Министерства экономики РТ за добросовестный, плодотворный труд, личный вклад в социально-экономическое развитие Татарстана

2017 год – Диплом Общественной программы «Во благо России», звание лауреата Общероссийской премии «Предприниматель России»

2019 год – Почетная грамота Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации за вклад в развитие экономики и предпринимательства РТ, многолетний плодотворный труд в составе Совета Союза «ТПП г. Набережные Челны РТ»

2019 год – Почетная грамота Торгово-промышленной Палаты г. Набережные Челны РТ за вклад в развитие предпринимательства, многолетнее плодотворное сотрудничество с ТПП

30 августа 2019 года – звание заслуженного машиностроителя Республики Татарстан


Однако это предложение не нашло отклика, и тогда Маньковский вместе с товарищами сам организовал и зарегистрировал специализированное малое предприятие «КОМ» для разработки и производства коробок отбора мощности для специальных автомобилей на шасси «КАМАЗ». Спустя 10 лет, в 2000-м, приобрели в собственность производственную базу бывшего автобусного парка, где раньше трудился Василий Владимирович, и бывшую автобазу в городе Богородске Нижегородской области.

Начинали с простого. Как вспоминает Василий Владимирович, первые деньги заработали на производстве тормозных дисков для «Жигулей». В то время на ВАЗе сгорел цех чугунного литья, и эти диски оказались в дефиците. Потом предложили первые тридцать своих коробок совместной англо-советской фирме «Астейс», специализирующейся на создании спецавтомобилей на базе шасси «КАМАЗа». На первые заработанные деньги предприятие изготовило литейную оснастку, приобрело специальный инструмент, доработало под свои производственные возможности документацию, закупило комплектующие.

А вскоре появились и другие заказчики – из Перми, Челнов, из регионов Центральной России, которые по достоинству оценили продукцию компании.

Сегодня, спустя три десятка лет, на производственных площадях Группы компаний «КОМ», которые насчитывают более 15 тысяч квадратных метров, расположено три производства.

Основное производство – челнинский Завод механических трансмиссий, который выпускает более трехсот модификаций коробок отбора мощности, ходоуменьшителей, мультипликаторов, специальных редукторов, раздаточных коробок, коробок передач и еще огромного множества самых разных сложных автокомпонентов. Среди основных заказчиков компании, которой практически нет аналога в России, такие известные автогиганты как «КАМАЗ», «УРАЛ АЗ», «ЕлАЗ», «КЗ «Ростсельмаш», Концерн «ВСЕ КРАНЫ». Тесно работает предприятие также с компаниями «АУРУС», ФГУП «НАМИ», Арза­масский «КОММАШ», «СТ-АВТО», В общей сложности, в списке заказчиков Группы компаний «КОМ» на сегодняшний день насчитывается более тысячи заказчиков во всех отраслевых направлениях производителей спецтехники – пожарной, нефтяной, сельскохозяйственной, коммунальной, строительной, дорожной, транспортной, спецтехники для силовых структур.

К слову, компания сейчас сотрудничает не только с предприятиями всей России, но и с предприятиями Казахстана, Беларуси, Украины.

На сегодняшний день Группа компаний «КОМ» выходит на новый, весьма серьезный уровень, и на новые региональные и отраслевые рынки. Достаточно сказать, что группа компаний «Россельмаш» рассматривает завод как альтернативу зарубежным поставщикам, прислав официальный запрос на 2 тысячи агрегатов. Для челнинской компании это одновременно и заслуженное признание ее заслуг, и серьезный вызов.

Впрочем, серьезным вызовом было уже само решение о создании в далеком теперь уже 90-м году такого предприятия. Вызовом тем, кто не верил тогда, что это вообще возможно. А сейчас предприятие воплощает в жизнь технологически сложные проекты, в числе которых – гусеничный вездеход РУСАК-3918 грузоподъёмностью 500-700 килограммов и колесный вездеход РУСАК 3994, которые призваны облегчить жизнь и работу людей, живущих в сложных природных и климатических условиях. Это совместный проект ООО «ЗМТ» и Нижегородского технического университета, который не раз выигрывал гранты Министерства науки и образования РФ, а ООО «ЗМТ» выступало в этих проектах в качестве индустриального партнера университета. Сегодня вездеходы нужны многим, 5 вездеходов уже находятся на тестовых испытаниях – поделился Василий Владимирович, признавшись, что с молодыми, талантливыми сотрудниками института он связывает большие надежды.

Современная производственная структура, эффективный менеджмент, высококвалифицированный персонал компании позволяют предоставлять деловым партнерам максимально полный комплекс услуг – от создания и производства до монтажа и послепродажного сопровождения трансмиссионных узлов и агрегатов. Неудивительно, что круг партнеров, в который входят флагманы народного хозяйства, год от года расширяется.

Мало кто знает, что в президентском лимузине бренда Aurus «ездят» четыре детали, выпущенные Заводом механических трансмиссий. В настоящее время ведутся переговоры об организации производства еще ряда трансмиссионных узлов для этого автомобиля. В компании надеются, что недалеко то время, когда на эти автомобили, и не только, будут устанавливаться технически сложные узлы и агрегаты отечественного производства, в том числе и производства ООО «ЗМТ». Хорошим известием является и то обстоятельство, что запуск серийного производства автомобилей Aurus планируется наладить в Татарстане, на площадке предприятия «Соллерс», в соседней Елабуге, всего в 36 километрах от Набережных Челнов.

– Мы тут рядом, мы можем сделать многое. Мы обладаем ключевыми компетенциями, необходимыми для такой работы, профессионально и ответственно работаем со своими заказчиками.

Сейчас в нашей производственной программе превалирует штучная и мелкосерийная продукция. Как правило, это дорогостоящая, технически сложная продукция, которая позволяет нам много лет занимать ведущие позиции в отрасли. Однако наша цель – создать продукцию массового спроса. Мы полагаем, что это направление верное, и мы будем уделять ему все больше нашего внимания, – поделился планами на будущее Василий Маньковский.

Мы все тогда такие были!

Но вернемся в далекие 70-ые годы – ко времени строительства Набережных Челнов. Экскурс в историю вполне понятен – Василий Маньковский, ко всему прочему, является директором образованного два с половиной года назад Фонда сооружения памятной стелы первостроителям КАМАЗа и города.

Василий Владимирович – один из них, и ему тоже довелось испытать на себе все тяготы большой стройки.

– Я приехал 5 января 1973 года. Приехал из Одесской области, там тепло было. А тут мороз минус 45! Казалось, все, конец света, бежать отсюда надо… А грязь какая была! Зимой было очень много снега, а потом, весной – много грязи. Мы просто тонули в ней. Но как-то вот так сложилось, что не убежал, остался, – вспоминает горячую комсомольскую пору Василий Маньковский.

Спустя многие годы судьба распорядилась так, что именно Василий Владимирович и несколько его коллег по Фонду сейчас занимаются тем, чтобы воплотить память о первостроителях и том непростом, но интересном времени в стелу – для ныне живущих, строивших Автоград, и для их потомков.

– На стройке работали и руководители, и рабочие, и механизаторы, и бетонщики, и представители многих других специальностей. Работали в очень сложных условиях. Но тогда был энтузиазм. Вы даже не представляете, какой тогда был энтузиазм! Какое желание было построить город и КАМАЗ и доказать, что мы можем это!

Я тогда шофером работал, возил на «Урале» с прицепом запасные части к автобусам. «Урал» для дальних поездок совсем не годится, но другой машины для этой работы не было, и ездили мы на тех машинах, которые выпускали советские автозаводы.

«Урал» – очень медленная машина, а мы на ней за четыре дня туда и обратно в Москву ездили через Самару. Почти полторы тысячи километров, и все время едешь, едешь, едешь. Остановишься, бывало, минут 15-20 подремлешь и снова в дорогу. А если сломался в пути, отремонтируешь машину – и дальше едешь. И было у нас какое-то особенное трудолюбие. Тут не только энтузиазм. Было, наверное, и что-то другое, что двигало нас, заставляло говорить – нет, я сделаю это!

Стела, по словам Василия Маньковского, будет возведена в память о тех, кто прошел через грязь, холода, неустроенность, кто жил в вагончиках и работал в очень сложных условиях. А поскольку КАМАЗ и город строил, по сути, весь Советский Союз, председатель Фонда призывает всех помочь увековечить память о людях, вложивших свои знания и умения в то, чтобы город и завод появились.

К слову, место для будущего памятника первостроителям уже выбрано. И очень удачное – на въезде в город, возле поликлиники №2. Отсюда стела будет хорошо видна издалека.

– Мы живем в комфортабельном городе, удобном для жизни, для учебы, для бизнеса – для всего. Вы знаете, я был в Тольятти. Это примерно такой же город, только населения там побольше – порядка 700 тысяч. Но Тольятти не такой уютный как Набережные Челны. Он не такой удобный для жителей, что ли. У нас лучший город! – признается в любви к ставшему для него родным Автограду объездивший всю Европу, побывавший в Японии, Китае, Корее и Африке Василий Маньковский.

Талантливый дед – талантливые внуки

История о юбиляре была бы неполной без рассказа о его семье. У Василия Владимировича – сын и две дочери. Старшая дочь Наталья, по образованию бухгалтер, сейчас в декрете. Сын Роман является генеральным директором компании. Дочь Надежда работает инженером-конструктором.

А еще Василий Владимирович богат на внуков и правнуков – Иван, Степан, Богдан, Арслан, Ульяна, Анна, София и Михаил. А семь лет назад уже внуки подарили деду правнучку Алису, которая в этом году пойдет в первый класс

Старшие внуки уже определились с профессиями. Иван – графический дизайнер, Степан – режиссер. Богдан – инженер-технолог.

Остальные пока еще школьники, но уже сейчас радуют своими успехами. Арслан, к примеру – постоянный участник и победитель всероссийских конкурсов по робототехнике. Весной 2019 года команда, в состав которой он входит, выиграла соревнования Worldskills Russia в своей возрастной категории (12-14 лет) в компетенции «Мобильная робототехника». Осенью того же года ребята стали первыми на региональных соревнованиях в той же компетенции и получили право представлять Татарстан на российских соревнованиях.

– Талантливые у меня внуки, – гордится Маньковскими-младшими Василий Владимирович.

Так и хочется ответить юбиляру: так ведь есть в кого…

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
29 мая

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?