34 (942) в продаже с 18 сентября 16+

Павел Шмаков: «Никакой Zoom не сможет заменить живого общения»

19 июня 2020

Пандемия коронавирусной инфекции для многих из нас стала как гром среди ясного неба. По крайней мере, она заставила общество перестраиваться, привыкать к самоизоляции, к новым методам работы, к профессиональной деятельности в онлайн-формате. Конечно, когда пройдет время, мы еще будем подробно анализировать, какой опыт удалось вынести человечеству из этой ситуации. Но то, что все сферы жизнедеятельности в той или иной степени пострадали, это факт. А каким стал карантин для школьников? Что показала идея длительного дистанционного образования? Об этом на страницах газеты «Известия Татарстана» расскажет Павел ШМАКОВ, знаменитый педагог с инновационным мышлением, умеющий оперативно откликаться на требования времени, директор школы «СолНЦе». Это не просто школа, а фактически экспериментальная площадка и научный центр, ориентирующий ребят на серьезные занятия исследовательской научной деятельностью.

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. 
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.

Дмитрий Лихачев, академик

Готовность к вызовам

Я всегда считал, что любая грамотная структура (будь то бизнес, государство, просто организация), должна быть готова к вызовам, потрясениям. Ведь, если подумать, может все что угодно неожиданно случиться, вплоть до землетрясения, наводнения, войны и так далее. Но хорошая система не потерпит крах из-за форс-мажора. Это очень важно. Президент России Владимир Путин, конечно, справился с вызовом. Без паники, четко, ясно он озвучил все свои шаги и шаги для общества, которые необходимо было претворить в жизнь оперативно, чтобы не допустить эпидемию в масштабах катастрофы. И президент нашей республики Рустам Минниханов достойно справился с испытанием. Если говорить по странам, то вы знаете, что у Швеции, Беларуси и Германии был свой путь в условиях пандемии, но, в любом случае, эти государства тоже оказались готовы к испытанию. А вот Италия и США - нет.

И в каждой отрасли, в том числе в образовании, наблюдалась неоднозначная ситуация. Нельзя сказать, что все сначала дружно вышли на каникулы,  потом блестяще справились с занятиями онлайн и сейчас с удовольствием отдыхают. Нет, конечно, возникало множество проблем в разных регионах страны и в части технического оснащения, и в других вопросах. Но опыт показал, что там, где без паники, четко, разумно оценивали ситуацию, там удавалось взять ее под контроль. И я думаю, Министерству образования РФ и региональным ведомствам еще предстоит тщательный анализ опыта дистанционного образования.

Каждый должен быть на своем месте

Я убежден, что каждый чиновник должен глубоко разбираться в той отрасли, в которой он трудится, иначе останутся незамеченными и нерешенными самые актуальные проблемы. Другими словами, руководителю надо с низов познавать азы профессии, поднимаясь по карьерной лестнице поступательно, как это было в советские времена. Но, к сожалению, сегодня многие занимают высокие должности, не понимая специфики отрасли. В частности, и министр образования РФ Сергей Кравцов, и отдельные региональные министры практически не имеют либо имеют минимальный педагогический опыт. Кравцов откровенно сказал недавно: «а мы не были готовы к коронавирусу». Но все руководители за последние двадцать лет пережили столько экономических кризисов, что должны быть готовы ко всему. А господин министр образования РФ оказался не готов, что наводит на грустные мысли.

В Казани школы получают весомую поддержку со стороны мэра города Ильсура Метшина, кроме того, у нынешнего начальника Управления образования города Ирека Ризванова хороший педагогический опыт. Он ведь был воспитателем, учителем, завучем, директором. Искренне хочется пожелать ему, чтобы лет через пять он не стал чиновником, далеким от проблем народа и отрасли, как многие его коллеги.

Вот нынешний министр образования Татарстана не имеет опыта в этой сфере. Да, он замечательный кризис-менеджер, который спас образование республики в сложный момент, когда разгорелся языковой кризис. Но ведь надо двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться, а для этого как раз нужен человек, глубоко понимающий изнутри эту сферу. Школа – это не только место, где получают знания, здесь ребята учатся уважать друг друга, с достоинством принимать ценности другого, гармонически развиваться. А для этого необходимо создавать особые условия.

Возвращаясь к вопросу о том, что каждый должен быть на своем месте, хочу отметить пассивную роль Роспотребнадзора в сложившейся ситуации с коронавирусом. Когда школьники вынуждены были немало времени проводить за компьютером, почему-то работники ведомства забыли о том, что детям важно не просто получать знания, но и сохранять здоровье. В результате за последние два месяца многие ребятишки восьми – девяти-десяти лет по всей стране испортили зрение. Почему? Да потому что, до карантина Роспотребнадзор следил за тем, чтобы младшеклассники не больше часа проводили за компьютером, но как только началось масштабное дистанционное образование, почему-то ведомство предпочло забыть об этом. Контроля-то никакого нет, когда дети находятся дома. Но разве здоровье менее важно, чем получение знаний?

Еще один яркий пример. Во дворе нашей школы несколько лет назад бегали крысы. Что мы только ни делали, какие только специализированные средства ни покупали. Верили, что справимся своими силами. Бесполезно. Обратились в Роспотребнадзор, потом еще и еще раз, полные надежд… А в итоге работники ведомства нас же оштрафовали.

Онлайн-режим - не замена традиционного образования

Наша школа была готова к вызову коронавирусной инфекции. Единственное что, когда сказали - немедленно уходить на каникулы, я как директор, имел право поступать разумно, по закону, а не по приказу. Спокойно, без паники, завершил текущие дела не немедленно, а за три дня. Тем более что в стране не было объявлено чрезвычайное положение.

Знаете, что мне особенно понравилось в решениях Президента страны Владимира Путина? То, что в нужный момент он дал возможность регионам самим решать, где, что, как и когда. Потому что ситуация с коронавирусом везде была совершенно разная, и действовать надо было, исходя из местной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Теперь, что касается технического вопроса. Конечно, не у всех детей имелись планшеты и компьютеры, особенно это касается сельских районов. Но в Татарстане, к примеру, официально объявили, что дети из малообеспеченных семей получат необходимые планшеты. А в нашей школе мы ребятам сказали, что главное - не компьютер, а  ответственное отношение к занятиям. То есть можно было сделать работу на бумаге, аккуратно, понятным почерком, а потом сфотографировать на телефон и прислать по почте. Тем более, что многие учителя сами просили ребят делать домашние занятия именно таким образом.

А если говорить о педагогах, да, это стало некоторым стрессом в первое время для них, особенно для тех, кому за пятьдесят. Ведь опытным, любящим детей и свою работу учителям очень важно видеть ребенка: как он говорит, что говорит, насколько волнуется, насколько у него блестят глаза. Никакой Zoom не сможет заменить живого общения. Да и в плане успешного владения онлайн-технологиями пришлось дополнительно учиться. Я сам две недели не проводил педсовет для того, чтобы уверенно овладеть зоом-платформой и дать время освоиться педагогам.

Дети-то моментально схватывают передовые технологии, но учителям важно не отставать от них. В школе «СолНЦЕ» есть уникальный педагог, замечательная женщина, которой много лет, но ее активности и мобильности может позавидовать любой молодой преподаватель. Это Валентина Сочнева, заслуженный учитель РФ и РТ, доцент, многолетний руководитель летнего лагеря для одаренных детей «КВАНТ». Многие выпускники «КВАНТа» - известные ученые, которые трудятся в университетах и научных центрах по всему миру. Кстати, у Валентины Алексеевны недавно был день рождения, пользуясь случаем, от всей души поздравляю ее. Побольше бы таких преподавателей, тогда за российское образование можно быть спокойными. Так вот, она освоила Zoom, и без проблем проводила занятия. Система не такая уж сложная, как могло показаться. Все наши педсоветы и значительная часть учебных занятий проводились на этой платформе. Только, конечно, мы учитывали возраст детей, чтобы не было перегрузок.

Но когда я обнаружил, что дети все-таки сильно устают, то решил объявить каникулы с первого по десятое мая. Позже мэр Москвы объявил каникулы, правда, с первого по 11 мая. И еще один важный момент. Во второй половине мая стало понятно, как сильно не хватает детям общения друг с другом. Они больше не могли находиться дома, в четырех стенах, и тайком уходили на улицу, пересекались где-то в условленных местах, тем более что у многих родители уже вышли на работу. Когда я об этом узнал, то принял решение провести две реальных учебных недели в первой половине июня, чтобы ребята могли спокойно приходить в школу, встречаться, общаться, играть, заниматься спортом и изучать любимые предметы. Разумеется, все необходимые санитарные требования при этом мы выполняем. Если бы я этого не разрешил как директор, то все равно дети были бы на улице. Не представляете, как они счастливы, что могут спокойно учиться, жить социальной жизнью, более того, они реально поняли за прошедшие два месяца ценность школы.

Что касается в целом карантина и дистанционного образования, я сделал для себя твердый вывод. Конечно, онлайн-обучение как дополнительная форма образования очень удобно, например, когда педагог находится в другом городе или стране, а связь с учениками поддерживать необходимо. Можно привести и другие примеры, когда онлайн-режим является привлекательным для учеников и педагогов. Но только как дополнение к традиционному образованию. Ни в коем случае не замена! Никакой Zoom и даже более совершенные онлайн-технологии, которые появятся в будущем, никогда не смогут заменить живого общения, «химии» между учителем и учеником, традиционных вечных ценностей. Это бесспорный факт.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

23 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?