40 (948) в продаже с 30 октября 16+

125 лет – юбилей на отлично!

16 октября 2020

Специалисты хорошо знают, что участие Зеленодольского завода имени А.М. Горького на крупнейших выставках мирового уровня давно стало доброй традицией. Предприятие удостаивалось звания «Самый динамично развивающийся экспортер РФ в области «Судостроение», а это – бесспорное свидетельство высокого качества выпускаемой продукции. АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» (он входит в группу компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс») - одно из крупнейших и стратегически важных судостроительных предприятий России. Его богатейшая история насчитывает 125 лет! Лет, заполненных испытаниями и яркими победами, непростыми буднями и впечатляющими праздниками. При заводе создан музей боевой и трудовой славы, где собраны ценные экспонаты различных этапов развития и становления предприятия, многочисленные миниатюры кораблей, предметы и вещи из личных архивов заводчан, фотографии и документы.

За годы насыщенной истории заводом построено более 1500 морских и речных кораблей и судов различных классов и назначений. Причем расположение в центре России, на Волге, позволяет производить поставку кораблей и судов в любые регионы бассейнов Черного, Каспийского, Балтийского, Северного морей по внутренним водным путям.

А начиналось все в 1895 году, когда по решению Министерства путей сообщений Казанского Округа в Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские для ремонта технического флота. Постепенно мастерские наращивали мощности, и к 1907 году в строй вступили новые цеха: механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный. В 1918 году после эвакуации в Паратск части Балтийского и Ижорского заводов мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. Чуть позже завод получает название «Красный металлист». А в 1932 году предприятию присвоено имя Алексея Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя. Постройка судов началась с речных бронекатеров проектов 1124 и 1125. Плюс вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выпускал сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100-2300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.

Известно, что в 1949 году здесь (впервые в стране) был внедрен поточно-позиционный метод постройки судов, это дало возможность ежегодно сдавать флоту до 35 кораблей. За заслуги в создании и производстве новой техники завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, предприятие стояло у истоков создания первых в мире и уникальных в своем роде быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания. Речь идет о пассажирских судах на подводных крыльях «Метеор», противолодочных кораблях на подводных крыльях «Сокол», ракетных кораблях на воздушной подушке «Бора» и «Самум». В «активе» завода - противолодочные корабли проекта «Альбатрос», сторожевые корабли на экспорт проекта «Ягуар» для Военно-морских сил ГДР, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии.

В свое время именно здесь был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный комплекс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. Он позволил строить суда с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн, водоизмещением до 7 тысяч тонн и проводить круглогодичные швартовые испытания.

Впрочем, перечислять достижения за всю историю можно очень долго, ведь на каждом этапе развития завод добивался блестящих побед. А последовательная политика руководства Татарстана в новейшей истории предприятия (в постсоветский период) позволила не только сохранить производство (многие заводы тогда прекратили свое существование), но и открыть новую достойную страницу в развитии. Предприятие стало выпускать дополнительно продукцию машиностроения (оборудование для нефтегазодобывающей отрасли, в том числе для «Газпрома», «Татнефти», «Башнефти») и металлургии (гребные винты, шпили, лебедки, валопроводы, якоря, клюзы, редукторы). Кроме того, заводчане стали производить также габаритные металлоконструкции и уникальные изделия из титановых сплавов (цех титанового литья - один из крупнейших в мире по производству фасонных отливок сложной конфигурации из любых сплавов, соответствующих российским и зарубежным стандартам). Но при этом успешно продолжали развивать и основной - судостроительный профиль.

Сегодня это одно из наиболее динамично развивающихся судостроительных предприятий страны и важнейшее звено в составе АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс» (группа компаний АО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Среди значимых проектов за последние годы - серии катеров специального назначения проекта 21980, малых ракетных кораблей проекта 21631, пограничных сторожевых кораблей проекта 22100. Также отдельного внимания заслуживают патрульные корабли проекта 22160; фрегаты «Гепард-3.9» (экспортный вариант сторожевого корабля проекта 11661), скоростные пассажирские теплоходы проекта А145; нефтеналивные танкеры проекта RST25; речное пассажирское прогулочно-экскурсионное судно проекта 03622 «Чайка» с двигателями, работающими на сжиженном природном газе.

В текущем портфеле заказов предприятия - строительство пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Анадырь» (головной корабль проекта 22100 «Полярная звезда» сдан государственному заказчику в 2016 году, первый из серии корабль «Петропавловск-Камчатский» – в 2019 году). Кроме того, речь идет о строительстве серии малых ракетных кораблей проекта 22800; четырех серийных патрульных кораблей проекта 22160; серии малых ракетных кораблей проекта 21631, которые уже получили достойную оценку экспертов.

Особое внимание на заводе уделяется постоянной модернизации производства, снижению себестоимости продукции и повышению рентабельности. Идет поэтапное техническое перевооружение производства в области судостроения, судовой арматуры, титанового и черного литья. К примеру, будущая обшивка, фундаменты судов или мостовой металл очищаются, режутся, сгибаются и вальцуются на высококачественных голландских, немецких и итальянских линиях. Формовую смесь раньше уплотняли вручную  - сейчас это происходит автоматически. Процесс литья контролируется специальными датчиками, и если возникает какая-то неисправность, специальный экран показывает, что нужно сделать.

Завод активно участвует в крупнейших международных мероприятиях, форумах и выставках, а его продукция побеждает в различных конкурсах республиканского и федерального уровней, в том числе «100 лучших товаров России». Все это стимулирует на дальнейшее развитие и новые проекты, не зря ведь говорят, что нет предела совершенству.

Модернизация производственных линий, обновление оборудования и станочного парка, внедрение высокоэффективных методов организации работы и управления позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию. Не случайно именно на базе Зеленодольского завода имени А.М. Горького несколько лет назад проходило выездное расширенное заседание Совета Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ по теме: «Решение задач модернизации производств, развития аутсорсинга, расширения кооперационных связей и импортозамещения».

На заводе трудится более 4000 человек, причем многие семьями, которым подходит  известная фраза из песни: «Опять нас дорога торопит куда-то, и хватит на всех настоящего дела». Под словом дорога в данном случае надо понимать постоянное стремление к совершенствованию своего профессионального уровня. Впечатляют многочисленные династии потомственных рабочих, которые обеспечивают преемственность в подготовке кадров. Династии Дьячковых, Исаевых, Муратовых, Архиповых, Адагамовых, Сапаровых, Исмагиловых, Гараниных, Гришиных, Исаевых, Бачевых, Мутт, Гатиятуллиных, Алимовых, Ефремовых, Даниловых, Шебаловых хорошо известны в Зеленодольске. А еще представители семей Бакуниных, Туртыгиных, Корниловых, Комаровых, Беляевых, Святовых, Прытковых, Ерамасовых, Лаптевых, Тимуршиных, Пульченковых, Даниловых, Самойловых, Ефремовых, Милятчевых, Корюкиных, Быстровых, Гисматуллиных, Масхутовых, Фединых, Никоновых, Казаковых, Самигуллиных, Нуриздановых, Орловых, Асафовых, Маловых, Макаровых, Тимаршиных, Хайбуллиных, Егоровых, Сафроновых, Захаровых, Ефимовых, Ивановых, Троицких.

Социальная политика на заводе – в приоритете. К примеру, почти десять лет назад здесь была учреждена Автономная некоммерческая организация «Яхт-клуб «Дельфин», основной задачей которой стала популяризация здорового образа жизни и занятий парусным спортом среди детей и молодежи, а также содействие профессиональной ориентированности на специальности, связанные с судостроением, судовождением и судоремонтом. Примерно в тот же период после капитального ремонта открылся заводской санаторий-профилакторий «Дельфин», основанный в 1994 году. Расположенный в живописном месте близ реки Волга, он располагает всеми необходимыми условиями для качественного отдыха заводчан, горожан и гостей города. А в августе 2015 года состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции спортивного комплекса «Авангард», где заниматься могут все желающие зеленодольцы.

С 2013 года завод строит жилье для своих работников. Несколько лет назад был заселен первый 132-квартирный жилой дом, позже - второй 215-квартирный дом жилого комплекса «Красный металлист» (в этом комплексе запланировано построить 10 домов). Большую поддержку в вопросах решения социальных вопросов заводчан оказывает первичная профсоюзная организация, история которой начинается еще с 1917 года. Все актуальные для работников вопросы решаются совместно с профсоюзным активом. Причем спектр профсоюзных забот не укладывается только в привычные рамки оказания материальной помощи и выдачи санаторных путевок, его деятельность гораздо шире. А молодежная организация завода максимально старается вовлекать молодых специалистов в жизнь предприятия. Это касается спорта и досуга, приобщения к научно-техническому творчеству, рационализаторству и изобретательству, повышению квалификации, проведению профессиональных конкурсов и многого другого.

Большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а также оказанию материальной помощи ветеранам проводит заводской Совет ветеранов – один из многочисленных в районе. Здесь насчитывается более 1660 человек, из них пять участников Великой Отечественной вой­ны, 117 тружеников тыла.

Понятно, что каждой крупной компании уготована своя дорога созидания. Но неизменными спутниками успешного предприятия в современных условиях обязательно должны быть мобильность, способность быстро и точно реагировать на запросы рынка и налаженные деловые связи с проверенными партнерами. Именно в таком режиме и работает Зеленодольский завод имени А.М.Горького, который в этом году отмечает 125 лет!

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?