2 (957) в продаже с 22 января 16+

Сахар, гречка, картошка и масло: В Казани в УФАС РТ рассказали о повышении цен на продукты, доходящем по некоторым позициям до 65 процентов

11 декабря 2020

В Татарстанском УФАС России прошли публичные обсуждения своей правоприменительной практики, за которыми можно было наблюдать в том числе и онлайн. В ходе пресс-подхода замруководителя УФАС РТ Алмаз Яфизов рассказал СМИ о данных по мониторингу продуктов, фиксирующим большой прирост в декабре

Мероприятие по традиции прошло в здании Учебно-методического центра ФАС России. Для всех желающих была предоставлена возможность посмотреть его на канале YouTube, а вопросы задать в чате трансляции. По словам заместителя руководителя Татарстанского УФАС России Алмаза Альбертовича Яфизова, сегодняшнее мероприятие проходит ежеквартально и заключается в том, что антимонопольщики рассказывают органам власти и хозяйствующим субъектам, коммерческим организациям о том, какие нарушения выявляет ведомство, дабы они не совершали подобные нарушения. «Предупредительное» событие показывает им, что можно, а что нельзя делать в рамках антимонопольного законодательства. В ходе слушаний обсуждались следующие темы: результаты правоприменительной практики в сфере антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов; нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые органами власти Республики Татарстан; деятельность антимонопольного органа в сфере контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; деятельность антимонопольного органа в сфере контроля закупок; судебная оценка действий и решений должностных лиц антимонопольного органа в 2020 году. К обсуждению присоединились и представители Министерства экономики Республики Татарстан с докладом о том, как в регионе реализуется Национальный план развития конкуренции и Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, обсуждались региональные операторы в сфере ТКО. Также УФАС РТ детально рассказала о рассмотренных делах и проведенных мероприятиях.

Одной из обсуждаемых тем стали случаи картельного сговора - 80% дел касалось именно сговора для поддержания цен при проведении торгов для государственных и муниципальных нужд. Например, при Нацпроектах и закупках пожарных автомашин – было установлено, что две компании подавали несколько раз свои предложения с одного ip-адреса и даже свойства файлов совпадали, несмотря на то, что компании были расквартированы в разных регионах. Совпадающая инфраструктура свидетельствует о том, что предложения посылались с одного и того же компьютера или помещения. На сегодняшний день это дело рассматривается, данный факт был установлен в отношении компаний и в других регионах. Что касается деятельности ряда торговых сетей, то был выявлен факт, что они не пускают на полки своих магазинов местных производителей молочной продукции. Судом предписание УФАС РТ было признано законным и сейчас подлежит исполнению. В случае неисполнения ведомство может обязать руководителей торговых сетей к дисквалификации за препятствие к осуществлению закона о предпринимательской деятельности.

По законе о торговле торговым сетям запрещено занимать более 20% соответствующего товарного рынка. С 2016 года антимонопольщиками ведется мониторинг рынка и было обнаружено до порой эта доля доходит до 25%, что приводит к тому, что торговые сети начинают занимать доминирующее положение и идет монополизация. Негативные последствия этого налицо – отсутствие госрегулирования и ограничений плюс монопольное положение ритейлеров приводит к необоснованным повышениям цены. Но потребитель вынужден снова идти в этот же магазин из-за отсутствия альтернативы, конкуренции. В этом году готовится документ, что закрыть некоторые магазины торговых сетей в районах, чтобы привести уровень соответствия рынка в норму, Это поможет малому бизнесу, осуществляющему продажу продуктов питания, находится в равных условиях без ущемления своих прав и в рамках здоровой конкуренции между ТС и ИП. Категория государственных закупок также востребована при работе УФАС РТ – было рассмотрено 762 жалобы на процедуру проведения закупок, из них 55% случаев были признаны обоснованными, то есть были выявлены нарушения. По 250 нарушениям было выдано предписание об устранении нарушений, то есть они повлияли на конкуренцию при проведении торгов. Особое внимание сотрудники ведомства уделяют нацпроектам и следят за развитием ситуации вокруг закупок по нацпроектам – было проведено более 100 внеплановых проверок. 180 закупок было проверено и выявлено 120 нарушений. В результате было привлечено к ответственности 772 должностных и юридических лица на общую сумму 5,5% млн рублей штрафов (только в 229 ФЗ).

Но конечно, в связи с последними заявлениями Президента РФ Владимира Путина о недопустимости повышения цен на продукты из-за пандемии коронавируса, наибольший интерес представляла именно эта тема и ситуация именно в Татарстане.

- У нас эта работа была поставлена еще с начала этого года, когда началась пандемия. Потому что были сигналы о повышения цен на социально значимые продукты. И мы активно начали совместно с Минэкономики и профильными министерствами и ведомствами следить за ценами на соответствующую продукцию. Совместно с прокуратурой было проведены внеплановые проверки в отношении производителей хлебобулочных изделий, в результате которых были установлены признаки нарушений, что привело к выдаче представление прокуратурой по нашим общим материалам. В настоящее время размаривается дело в отношении Татпротребсоюза о координации деятельности хлебобулочных предприятий по повышении цены. У нас также осуществляется еженедельный мониторинг цен, которые немного подросли по сравнению с январем месяцем, - отметил Яфизов. - Для статистики могу сказать, что в среднем с января по декабрь настоящего года цена на социально значимые продукты повысилась в среднем на 10,8%. Но среди этих цен прирост, скажем, на сахар-песок наблюдается на 65%, на гречневую крупу на 47%, картофель – 33%. Также на масло подсолнечное цена повысилась на 28,3%. Это обобщенные данные, собранные из нескольких ведомств и сведённые в единый документ, чтобы получить общую картину. Мы следим за ситуацией в случае нарушения законодательства, это первый признак о том, что среди участников рынка могут иметься какие-то договоренности с целью наживы на обычных гражданах.

Замглавы УФАС РТ подчеркнул, что ситуация такая складывается повсеместно на всей территории страны, и чтобы говорить о том, что местный производитель замешан в сговоре, нужно это выяснить при соответствующем анализе и проведении проверочных мероприятий. Для этого идет анализ цен на муку, где она ниже или выше по стоимости. Например, сейчас Татпотребсоюз нашел уже более выгодных поставщиков из Алтайского края. Повышение цены – лишь признак нарушения, но прямо в законе об этом не написано, поскольку в России рыночная экономика и может быть причиной совсем другой фактор. Например, если посмотреть повышение 2014 года, то оно было еще больше, что говорит о том, что период инфляции был не отыгран рынком, да и цены 2019 года были занижены. Государство не регулирует цены на социально значимые продукты, которые регулируются рынком, но есть ряд инструментов экспорта, импорта, пошлин и налоговых ставок, чтобы косвенно влиять на рынок. В июле 2020 года после первой волны пандемии цены на продукты снизились, но в декабре снова взлетели вверх, что вызвало озабоченность среди граждан и руководства страны, отметил Яфизов.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

26 января

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?