7 (962) в продаже с 26 февраля 16+

Владимир Яковлев: «Классика – она вечна»

22 января 2021

На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля прошел показ балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, приуроченный к 70-летию художественного руководителя балетной труппы театра, заслуженного артиста России и Республики Татарстан Владимира Алексеевича Яковлева. В интервью «Известиям Татарстана» мэтр рассказал о том, что ждет зрителей в новом сезоне.

- Здравствуйте, Владимир Алексеевич! Расскажите, как развивается балетное искусство в Татарстане.

- Здравствуйте! Наша новая работа - это обновленная «Спящая красавица». Сегодня по этому поводу у меня была встреча с художником по декорациям, по костюмам. Мы всегда обговариваем, какие должны быть расставлены акценты, после чего в процессе работы создаются и редактируются предварительные эскизы. В мае планируем показать новую редакцию спектакля. Как говорил Иван Всеволожский, директор императорских театров, который делал заказы по «Спящей красавице» для Чайковского и Петипа: «Она должна стать визитной карточкой русского балета». Я хочу, чтобы наш спектакль стал визитной карточкой татарского балета. И мы все спектакли так стараемся делать – на высочайшем уровне!

- Насколько сильно будет изменена оригинальная постановка?

- Это классическое наследие, которое всегда обязательно есть в репертуаре любого академического театра – как «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Баядерка», «Дон Кихот». Предыдущей постановке было много лет и эстетически она уже изжила себя. Время идет и диктует определенные тенденции, периодически все хореографы возвращаются к классике и вносят в нее что-то новое – в драматургию, сценографию или музыку. Но он не станет пятичасовым, как это было у Петипа - не будет скучно и неинтересно. Спектакль будет в двух актах и лишиться одного антракта, что позволит внести в него моменты, упущенные в предыдущей постановке. В основе будет классический балет Петипа, без современных веяний. Понимаете, иногда эскиз бывает замечательным, но его нужно изменять, чтобы не было контрапункта между одеждой и ситуацией – во фраках нельзя танцевать чарльстон или брейкданс, а в плавках ходить на бал. Поэтому изменения естественны, но надо все сделать очень тактично, чтоб сохранить целостность хореографического текста.

- Насколько необходимы такие существенные изменения?

- Наш принцип – нельзя доводить постановку до состояния ветхости. Как только открылся занавес, наш зритель должен попадать в мир сказки. Поэтому декорации – первое, что бросается в глаза, а уж потом на этом фоне начинает развиваться хореография, драматургия и другие параметры искусства. Поэтому мы меняем декорации. Ими займется Анатолий Нежный, с которым мы давно сотрудничаем – он делал «Щелкунчик», «Белоснежку и семь гномов» и другие спектакли. У каждого художника есть свой стиль работы и даже если он делает разные спектакли, то все равно этот почерк угадывается. Поэтому надо периодически менять художников, так и мы ненадолго прекращали работу. Теперь мы снова вернулись к нашему сотрудничеству, которое началось еще 25 лет назад. Его мастерская занимается и созданием эскизов к костюмам, а технологом трудится бывшая балерина – она знает все тонкости и нюансы того, как надо правильно шить пачки, чтобы они выглядели выигрышно. Это сложный спектакль по объёму и по костюмам. Мы хотели сохранить стиль столетней давности. Начинается все с эпохи Людовика XIV, а второй акт – это стиль Рококо, совсем с другими декорациями и костюмами. Эти мелочи не сразу заметны, но это там самая историческая правда, которая, хоть и в сказочной форме, но должна сохраняться. Следующий спектакль, который ждут изменения - это «Щелкунчик», один из самых успешных в прокате. Декорации его изнашиваются, появляются новые технические возможности. Это пока в планах, многое зависит от финансовых моментов, коронавируса. Ведь даже Нуриевский фестиваль пришлось отложить.

- На Ваш взгляд, публика лучше принимает современное искусство или классику?

- Театр у нас академический, единственный в республике, поэтому здесь превалирует классическое наследие. Конечно, у нас есть и успешные современные спектакли – «Спартак», «Пер Гюнт», «Золотая орда». Однако это не модерн, потому что ему надо обучаться как любому серьезному искусству - в нем иные принципы, чем в хореографических училищах. Спектакли Васильева являются прекрасными, но специфическими, не репертуарными - элитарным искусством. Они приурочены к определённой дате или событию, попыткой совместить хореографию с оперой и музыкой, создав новый жанр. Глобальные цели мы себе не ставили, потому что это экспериментальный вариант, поиск нового. Сколько это проживет – не берусь утверждать.  А классика - она вечна.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

26 февраля
25 февраля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?