8 (963) в продаже с 5 марта 16+

Какая ризница. В Национальном музее Татарстана при участии митрополита показали уникальные православные экспонаты

15 февраля 2021

В Нацмузее продемонстрировали новую экспозицию редких памятников церковного искусства и православной культуры, которую открыл глава Татарстанской митрополии, Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Вопреки добрым христианским словам владыки, из-за опасений в нарушении мер Роспотребнадзора администрация музея применила варварские методы к прессе, буквально выпихивая журналистов из зала.

«Православная ризница» - это около семидесяти экспонатов (значительная их часть экспонируется впервые), которые воплощают страницы истории русского православия и разнообразные аспекты жизни русской православной церкви в Казанском крае. Среди музейных раритетов есть «участники и свидетели» истории Казанской епархии. Небольшой зал новых экспонатов посетил и лично глава епархии. Его приветствовали монахи, которые исполнили хоровой церковный молебен при большое стечении представителей СМИ.

- Сегодня знаменательный день, мы с особым трепетом открываем православную ризницу, это новая экспозиция для нашего музея. Здесь собраны редчайшие экспонаты, раритеты сами говорят за себя, - сообщила и.о. генерального директора Нацмузея РТ Алиса Вяткина.

Особое место в «Православной ризнице» отведено выдающемуся произведению декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв. – серебряному окладу Казанской иконы Божьей Матери, многие десятилетия не покидавшему музейное хранилище. Образный мир православных святых олицетворен в замечательных произведениях иконописи XVII-XIX веков, среди них ‑ «Избранные святые Гурий-Казанский чудотворец, Варсонофий-чудотворец и Герман-чудотворец». Экспозиция повествует о таинствах православного богослужения, представляя одеяния священников – роскошный саккос казанского митрополита Лаврентия, созданный в одной из знаменитых Строгановских мастерских в Сольвычегодске в 1657-1672 гг.; богато украшенная митра, принадлежавшая Герману – Архиепископу Казанскому и Свияжскому. Предметы «особой кладовой» отражают как духовную составляющую русского православия, так и обрядово-вещную часть его материального бытования: иконы, священная Книга Евангелие, церковная утварь из Казанского Богородицкого монастыря, Петропавловского и Благовещенского соборов Казани, памятники лицевого и орнаментального шитья. Кстати, ризница (ризохрани́лище) —  это место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.

- Бродя потихоньку по залам музея можно понять, сколько наша страна потеряла. Этой всей красотой пользовались, этим пользовались практически каждый воскресный день даже в сельских храмах. Это наживалось веками и огромное количество людей считало счастьем, когда им позволяли сделать что-то доброе и полезное для храма. Слова большой благодарности научным музейным сотрудникам, которые сумели все это сохранить, несмотря на время разрухи и уничтожения всего. Много книг, икон, предметов было сожжено, исчезло вообще навсегда, - сказал митрополит.

По его словам, в независимости от веры работники культуры сохраняли экспонаты и святыни от разорения. Работать в музее, библиотеке, школе – это огромный труд сегодня, отметил глава епархии.

- Большая радость и счастье что в нашем городе и республике такой замечательный музей и такие ревнители древности, которые сохранили это и сдувают пылинки, давая нам возможность прикоснуться к святыням. Мы приближаемся к открытию восстановленного до мельчайших подробностей Казанского собора, минимум раз в неделю у нас проходят различные совещания. Мы бережем все, что оставили предки. Стараемся делать все, как это было сделано в начале 19 века, - добавил владыка Кирилл. Он отметил, что благодаря сотрудникам музея сохранились редкие виды и планы Собора, который станет символом восстановления справедливости на нашей земле. Тысячи паломников имею возможность набираться мудрости прошедших веков, принимая в себя красоту мира, в котором жили предки. Раритеты были призваны украшать жизнь, которая была трудной - без газа, воды, и тд. Владыка пожелал, чтобы люди любили божий подарок – жизнь, старались ее украшать и сохранять все то, что было дорого нашим отцам и дедам. В каждом приличном доме должен быть свой музей – музей своей семьи – фотографии или вещи, которые передаются из поколения в поколение. Он сообщил, что в стенах епархии в текущем году появится филиал музея – свой краеведческий музей.

Увы, в этот раз ревнители древности были слишком агрессивны по отношению к прессе, которую сами же и приглашали для освещения события. Напомним, предыдущий владыка Феофан заразился коронавирусом и умер на 74-м году жизни. Поэтому сотрудники музея сильно напрягались из-за эпидемиологической обстановки и соблюдения социальной дистанции. Но фактически, в обстановке абсолютного хаоса и отсутствия внятного регламента проведения мероприятия, несмотря на героические усилия большого профессионала - пресс-секретаря Ленара Нагимова, происходило все не по плану. Кто-то одел маски, а кто-то нет, за место дрались операторы, в зал прессу пускали неохотно, даже выталкивали людей и в конце концов просто запретили проход. Можно только пожелать руководству учреждения дальнейшего прогресса в вопросе работы с медиа.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

4 марта
3 марта
2 марта

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?