8 (963) в продаже с 5 марта 16+

Казанцам показали отложенную из-за пандемии российско-итальянскую выставку

22 февраля 2021

В галерее «Хазинэ» прошло открытие сразу двух выставок, организованных группой «Графком». Пусть пандемийный год и не позволил провести их в запланированные сроки, но публике пришлись по вкусу неожиданные эксперименты мастеров со стилями и материалами.

Зрители получили возможность увидеть обе выставки сразу, почувствовать их логическую связь и проследить развитие темы. В ходе церемонии открытия главные участники мероприятия поговорили с публикой, рассказав, что в основе выставки «Вовлеченность» лежит уникальная акция, осуществленная художниками группы «Графком» в 2019 году, которые соединили возможности печатной графики с открытостью современных границ и с отечественными художественными традициями – академическими пенсионерскими зарубежными поездками художников и передвижными выставками, – придав им современные формы. Художники из Казани Александр Артамонов (руководитель группы «Графком»), Ирина Антонова, Вера Карасева и Марат Мингалеев из Набережных Челнов напечатали на футболках свои гравюры, раскрывающие их творческую индивидуальность. Тем самым они превратили одежду в произведения искусства, а самих себя в своеобразную передвижную экспозицию, которая вместе с художниками путешествовала по Италии в 2019 году, разворачиваясь на улицах и площадях, в музеях и галереях Милана, Верчелли, Флоренции и Рима. Общими элементами всех футболок стали логотип «Графкома», девиз выставки «Печатная графика объединяет» на разных языках, названия стран и государственные флаги России, Татарстана и Италии. Футболки, побывавшие в Италии, стали главными объектами выставки «Вовлеченность», вместе с оттисками, созданными на традиционном носителе – бумаге, и фотографиями, зафиксировавшими этапы акции. Футболки можно было наблюдать в самом первом зале.

- Здесь представлены разновидности печатной графики. В чем суть этой техники – в том, что в отличие от живописи, где каждое произведение уникально, то в гравюре создается целый тираж. Но при этом они не копии друг друга а равноценные оригиналы, ведь форму создает художник своими руками. Это может быть и металл, и камень, и дерево, и кусок линолеума (линогравюры), как бывает часто в современных техниках, газеты, картонки, тряпочки, в частности, коллаграфия, - сообщила «Известиям Татарстана» искусствовед Ольга Улемнова. – Используется все, у чего есть фактура, и создаётся определённый коллаж композиция со своей, драматургией, динамикой, ритмом. На все это накатывают краску и делают оттиск на бумагу. Получается отпечаток, гравюра. Скорее даже лист печатной графики, потому что «гравюра» — значит «вырезать».  Причем сам процесс печати тоже очень творческий. Тираж может быть одинаковым по композиции, но разным по цвету. Каждый художник, делая оттиск, может использовать краску разного цвета. Готовятся разные доски и печатные формы. Это так интересно, так увлекает и дарит возможности, которых нет ни у какого другого вида изобразительного искусства. Компьютерная графика для нас – это и распечатка на принтере, это полиграфическая репродукция, копия, мы этого не используем. Все рукотворное. Иногда даже станок не нужен, притер ложкой – и замечательно! Сейчас художники настолько активно экспериментируют в процессе печати, что очень часто оттиски существуют в единственном экземпляре и любой другой будет вариацией. Ранее гравюра была изобретена в 15 веке именно для размножения изображения. Ставилась задача создать много одинаковых произведений, это предшественники полиграфии. Но оказалось, что гравюра - это настолько интересно и настолько дает много художественных возможностей, что скоро она превратилась в высокий вид искусства, в котором работали величайшие художники. Начиная с Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Рубенса. Из наших можно назвать Ивана Шишкина.

Она рассказала, что сейчас художники, занимающиеся живописью, не рисуют слоями, а используют технику аля прима, что позволяет написать картину за один сеанс, в то время как работа с печатной графикой требует много времени, сил, особого инструментария, материалов. По ее словам, при офорте, где используется кислота, работать даже опасно, поэтому это очень трудоемкий вид искусства.

- Так получилось, что проекты совместились. Мы ждали из галереи Уфици приглашения выставиться, но так и не дождались, поэтому поехали сами. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, - сказал Александр Артамонов. - Очень интересно наблюдать, как я себя ощущал в музее мирового масштаба рядом с художниками высочайшей величины. Куда я им принес на показ свои какие-то «фокусы». Это очень важное ощущение художника себя в мировом музейной пространстве. Вторая выставка более традиционная, что мы всегда делали. Здесь есть своя драматургия цвета и формы. Для меня было удивительно, что человек с классическим образованием может увидеть что-то новое в этом. Кстати, много из представленного сделано из мусора.

Также к посетителям обратились молодые, но уже зарекомендовавшие себя художницы. Они были счастливы принять участие в выставке и поблагодарили наставников за поддержку.

Выставка «Пространство города» представляет 12 художников из Татарстана и Италии, творчество которых отражает широкий срез современного искусства печатной графики. Они разные по возрасту – от признанных мастеров старшего поколения до студентов, разные по образованию – от Академии Брера в Милане до художественного училища в Казани, разные по стилистическим пристрастиям – от реализма до абстракции. Всех их объединяет любовь к печатной графике, которая дает богатейшие возможности для самовыражения, для художественных экспериментов в различных техниках: ксилографии и офорте, линогравюре и монотипии, шелкографии, коллаграфии, гравюре на картоне, их разнообразных комбинациях. В 60 работах, экспонируемых на этой выставке, пространство города раскрывается в самых разнообразных аспектах: философских, исторических, коммеморативных, социальных, политических, экологических, психологических, эстетических и пр., представляя достижения и вскрывая проблемы, отражая глубоко личные переживания и общечеловеческие ценности.

Тему городского пространства художники попытались осмыслить, находясь в разных историко-культурных и географо-климатических контекстах, представляя полярные цивилизационные системы – Восток и Запад. Тем интереснее полученный результат, который в итоге позволяет понять, что между нами гораздо больше общего, чем казалось издалека, что взаимодействие на разных уровнях, а особенно в творческом пространстве, ведет к духовному взаимообогащению. Выставка, знакомя зрителя со своеобразным миром современной печатной графики, с ее особым пластическим языком и неисчерпаемыми художественными и техническими возможностями, демонстрирует многовариантность восприятия и интерпретаций городского пространства художниками из разных стран, стимулирует общество к осознанию своей идентичности и помогает искать пути сохранения и развития своей городской культуры. Оба проекта получили поддержку Творческого союза художников России и Российской академии художеств, которые предоставили финансовую возможность для их осуществления.

Вера Карасева рассказала нашему изданию о непростой работе художников двух стран в эпоху пандемии:

- Соседство итальянских и российских художников на выставке не случайно. А тема демонстрации персональных футболок в пространстве итальянских городов и музеев, возникла на почве давних взаимоотношений художников Татарстана и Италии.

Пандемия изменила многое в жизни каждого человека и в художественной жизни в том числе. В марте 2019 года два художника-графика, которые представлены сейчас на выставке, должны были выставить свои работы в графических техниках в Миланской академии Брера, были куплены билеты, получены приглашения, но … границы закрылись и начались тревожные дни. Все очень надеялись, что все эти несчастья скоро закончатся и жизнь продолжит движение в прежнем русле. Обсуждалась поездка и молодых художников Экспериментальных Творческих мастерских Творческого союза художников России в Республике Татарстан. Художников приглашали на северо-запад Италии - Алессандрию, местечко Конзано, где одна итальянская художница организовала воркшоп. Принимающая сторона брала на себя обязательства по питанию и проживанию художников, предоставляла место для работы и для выставки. Старшее поколение художников уже успело побывать в этом живописном месте еще в 2017 году, именно тогда возникли дружественные взаимоотношения с гостеприимными итальянскими художниками, которые работают на родной земле, выращивают виноград и делают домашнее вино. А рисовые поля окружают все вокруг и являются излюбленным местом священных ибисов. Нам повезло оказаться там ранней весной, когда в России в лесу еще лежал снег, а там уже цвел жасмин,  магнолия глициния и много всего. Переписка с итальянскими художниками велась постоянно и конечно ведется сейчас. Они интересовались ситуацией у нас в стране, а мы переживали и за них тоже. К счастью все живы и здоровы! На выставке «Пространство города» итальянские художники представлены только типографской распечаткой оригиналов, но и они дают широкое представление о художниках, их графическом кредо. Подобное международное общение помогает окунуться нашим художникам не только в колыбель европейского классического искусства, но и понять современную графику Италии, увидеть себя в контексте развития мирового изобразительного искусства. Некоторые авторы из представленных на выставке, которые успели уже побывать в Италии в творческих поездках, делают для себя открытия, находят новые способы самовыражения в графике. Наших художников ждут в Италии, а итальянские художники мечтают побывать в Свияжске зимой. Все поездки и мероприятия отложены, и мы очень надеемся, что скоро начнем жить прежней жизнью и творить еще с большим энтузиазмом.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

4 марта
3 марта
2 марта

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?