44 (999) в продаже с 3 декабря 16+

Сергей Догадин: «Сладковский создал оркестр мирового класса»

30 апреля 2021

На сцене Большого концертного зала имени Сайдашева Государственный симфонический оркестр Татарстана дал очередной концерт в рамках X Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Гость события, победитель международных конкурсов Сергей Догадин рассказал «Известиям Татарстана» о непростой судьбе Шостаковича, о том, как ему удается играть без партитуры, и выразил восхищение трудолюбием и талантом дирижера Александра Сладковского.

24 апреля Госоркестр РТ под уп­рав­лением дирижера Гавриэля Гейне исполнил Увертюру к комедии Шеридана «Школа злословия» Сэмюэла Барбера и последнюю симфонию Дмитрия Шостаковича, а также его Первый концерт для скрипки с оркестром, сольную партию которого исполнил скрипач Сергей Догадин. Музыкант исполнил свою партию без нот на пульте, чем поразил местную публику.

- Я очень люблю этот концерт, премьера была в моем родном городе в моем родном зале. Очень близкий мне концерт. Играю его раз 5-7 в год с большим удовольствием, не так часто, как Чайковского или Брамса, Сибелиуса или Мендельсона. И каждый раз он меняется в моем восприятии. Сам я скорее ремесленник, таланта писать симфонии, сочинять у меня нет, но что-то чужое сыграть еще могу. Более своих 30 концертов я играю без нот, по памяти. Это как читать «Евгения Онегина» наизусть или петь оперы, арии.

Он отметил, что для профессиональных музыкантов это обычная практика, ведь они посвящают много времени любимому делу. По его словам, это происходит каждый день, тренировка памяти играет большую роль в запоминании нот:

- Музыка у меня уже заложена в подкорке в голове, занимаюсь ей 28 лет. Память - это такой же мускул, как и все остальное в организме. Раньше за 5-6 лет гастролей ноты просто рвались и при изменении раскладки в голове все равно оставались прежние партии. Теперь все свои партии ношу с собой в айпаде, это помогает, когда экстренно надо что-то вспомнить или сыграть.

История с дорогостоящими скрипками не всегда актуальна для скрипачей. Что касается выбора инструмента, то Догадин нашел скрипку, которая отвечает его требованиям во многих моментах, и теперь возит ее с собой по гастролям. 

- Чтобы удобно было гастролировать по России и не было проблем в оформлении документов, я принял решение работать именно на этой скрипке, – говорит Сергей Догадин, – а в Вене у меня лежит инструмент, которому уже исполнилось 300 лет. Мне дали в пользование замечательный инструмент Доменико Монтаньяны 1721 года.

Догадин сыграл для казанцев непростой концерт Шостаковича и отдает должное смелости композиторов того времени, которые пережили ужасы тех страшных дней и лет репрессий. По его словам, невозможно представить, что чувствует человек, который каждый день ставит у двери чемодан с необходимыми вещами в случае, если за ним приедет «воронок» и его арестуют. Отсутствие сна в ожидании чего-то плохого, безумство и бессонница, все это нервное напряжение отражено и в музыке - в каденции произведения резкие удары имитируют стук в дверь, когда «за тобой пришли» посредине ночи. Эта часть называется ноктюрном, то есть ночной песней или серенадой, но здесь заложен совсем другой смысл. Полутона здесь передают человеческие стоны и мысли о неминуемом. Финал концерта представляет собой настоящий вызов Сталину, где исполняется почти лезгинка. Этот феноменальный концерт мирового класса, жемчужина скрипичной музыки, не мог выйти в свет более 7 лет. Действительно, если окунуться в историю этого творения композитора, то Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского - уже после смерти Сталина. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен. Догадин рассказал и о своем отношении к казанским коллегам:

- Сегодня получаю огромное удовольствие от казанской публики. Очень рад приезжать сюда к этому оркестру, потому что сейчас это оркестр мирового класса. Здесь была проведена большая работа по многим аспектам, это колоссальный вклад Александра Сладковского. Видел, как он работает, не один раз сюда приезжаю. Мы писали в том числе этот концерт для звукозаписывающей компании «Мелодия». Меньше чем за месяц была записана антология Шостаковича - 15 симфоний и 6 инструментальных концертов. Феноменальная работа. С оркестром очень легко работать, музыканты всегда открыты к мыслям солиста и дирижера. Мы многое успели сделать, ведь мной накоплен большой опыт - я играл этот концерт с Гергиевым и Темиркановым. Мне очень акустически нравится ваш зал – именно такой зал нужен струнным инструментам. У нас, струнников, к сожалению, невыгодная история, это пианисты и певцы могут играть и петь практически в любом зале. Здесь совпадают все факторы – колоссально чуткая благодарная публика, фантастическая акустика и феноменальный оркестр, который творит на сцене вместе с тобой.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

6 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?