16 (1018) в продаже с 13 мая 16+

«И бьется пульс, и светится душа в поэзии чарующих движений»

26 ноября 2021

С годами невольно начинаешь благодарить Судьбу за добрые (хотя порой и мимолетные) встречи с уникальными людьми на житейских перекрестках. Копаясь в архиве оперного театра, я часто встречал в списке ведущих солистов татарского балета 60-70-х годов малознакомую фамилию - Клара Янбулатова. Позже выяснил, что в самом центре Казани живет хрупкая женщина, скромная труженица, а в прошлом - прославленная танцовщица. О ней нет публикаций в прессе, отсутствуют звания и награды, но ее помнят балетоманы. Клара Габбасовна Янбулатова не любила суеты вокруг своего имени, а просто скромно дарила свой феноменальный талант детям в танцевальной студии при Дворце пионеров. Неумолимый водоворот времени унес в прошлое гром оваций, восторженных поклонников, толпами встречавших приму. Отгремели и критика, и ожесточенные закулисные баталии с непрекращающимися интригами, осталась ЖИЗНЬ во всех ее проявлениях и гримасах.

Когда-то Август Бурнонвиль писал, что «театр - это мир тщеславия и суетности. Так говорят часто, и только по зрелому размышлению приходят к убеждению, что мир - это театр тщеславия и суетности. Актер, певец, танцор - дети мгновения. Прозвенел звонок - и талант выступает во всеоружии, веселость бьет ключом, а танец понятным для всех языком говорит о горячей радости и пылкой любви. Вскоре талант достигает апогея, но проходит очень недолгий срок, талант склоняется к закату, блеск его тускнеет и восходят новые звезды».

Прославленная прима родилась в 1933 году в Зеленодольске в семье крупного партработника Габбаса Хамзовича Янбулатова. Он работал ректором рабфака в пединституте Зеленодольска, избирался первым секретарем Муслюмовского райкома партии и начальником Татарского отделения ТАСС. На отца, вспоминала актриса, был донос в Казани, но благодаря заступничеству друзей и просто знавших его людей он чудом избежал репрессий. В память танцовщицы с детства врезалась война, сильный голод, который не щадил никого. Испытание голодом было самым тяжелым.

Когда семья переехала в Казань, старшая сестра Клары Янбулатовой Роза узнала, что в Доме пионеров есть интересные кружки: вышивания, хоровой и танцевальный. Любознательные девочки записались во все сразу, увлеченно занимались рукоделием, пели и учились танцевать. После занятий детям выдавали маленький кусочек хлеба, который казался невероятно вкусным.

В 1943 году от туберкулеза умер отец и мама воспитывала их одна. Десятилетняя Клара была самой маленькой в танцевальном кружке, но, не имея ни малейшего представления о балете, она добросовестно делала все экзерсисы и па, заставив обратить на себя внимание преподавателя. У сестер Янбулатовых был прекрасный слух, они хорошо пели и вскоре были приглашены петь в хоре мальчиков в театр в опере «Кармен». Так состоялось первое свидание с театром оперы и балета. «Вложенная в нас природой любовь к музыке, - писал великий Новерр, - влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства - братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху, которые затем доводят эти трогательные и увлекательные образы до сердца, сердце же передает их душе, рождая в ней чувство удовольствия».

Позже, узнав о существовании в театре хореографической студии под руководством Гая Тагирова, Клара Янбулатова с сестрой попала в нее и постепенно стала лидером. В те годы, вспоминала танцовщица, на казанской сцене блистали Анна Гацулина, Бари Ахтямов, Адгам Нарыков, Владимир Романюк и другие. Тринадцатилетняя девочка восхищалась балетом «Шурале», виртуозным исполнением артистов, мечтала сама станцевать партию Сююмбике. Ей все было интересно, ново, живо, она была просто одержима работой в прославленной труппе. Маленькая грация окончательно посвятила себя восхитительному культу Терпсихоры и мечтала о почетном месте в ряду ее адептов, поскольку была наделена природой всеми достоинствами, чтобы быть допущенной в ее храм. Балетная студия в театре просуществовала всего три года - в 1948 году закрылась. Комиссия решила часть балетной труппы оставить в Казани как солистов, а других направить на учебу в Петербургское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой (ныне Академия балета). В 1950 году Клара Янбулатова съездила на каникулы в город на Неве и узнала условия приема в училище, а через год, получив согласие мамы и деньги на проживание, уехала туда поступать. До сих пор она помнит то страшное волнение на экзамене перед комиссией, где сидели все «звезды» петербургского балета. Янбулатову определили к ученице Вагановой, прославленной Найме Валеевне Балтачеевой, которая была одним из лучших педагогов хореографического училища.

Самое главное в искусстве танца, писал Карло Блазис, это постоянная практика. Следуя неукоснительно этому правилу, все воспитанники стремились к свободному владению танцем. Тело становилось все более послушным, как у опытного пловца, вольно и смело бросающегося на самые высокие гребни волн. Мимический жест, телодвижение, образный танец, выявление напряженной интриги и через многие формы классического танца - именно из всех этих элементов слагалось здание балетной драмы. Думать о них, жить ими - вот что было главным в творчестве танцовщицы.

Клара Янбулатова была ошеломлена одухотворенными танцами Н.Дудинской, К.Сергеева, А.Шелест, Т.Вечесловой и других, которые завораживали зрителей безукоризненным профессионализмом. «Звезды» делали танец выразительным и изумительно нежным. А рождалось все это волшебство после долгих и мучительных репетиций, присутствовать на которых юным танцовщицам разрешалось как величайшее благо. Нарушение дисциплины не допускалось, опоздания исключались, самоотдача приветствовалась. Поистине соперник истории - балет, развертывая перед зрителем героические действия, раскрывает особенности духа каждой нации. В быстрых движениях и непринужденности - то гнев, то возмущение, то отчаяние. В пленительности покачиваний и чудесном равновесии - приятная томность. В неожиданном проворстве па - веселость граций и резвое их очарование. В лабиринте его воздушных прыжков мы узнаем многое вокруг себя. Клара Янбулатова была приверженцем реализма в балете, ей нравились роли сильных людей, страстных женщин, готовых на все ради великой любви. Она творила с радостью, стремясь раскрыть образ героини. Любовь, безусловно, главный источник действия в балете, только она одна способна вызывать эмоции нежные, приятные, а иногда и ужасные. Балет, по словам Юрия Слонимского, это взволнованное действие в мире больших человеческих переживаний; здесь его сфера, здесь он обретает желанное могущество. Все эти заповеди Клара Габбасовна хранила в своем сердце и вернувшись в 1956 году в Казань. Здесь ее ждали два приятных события: открытие нового здания театра оперы и балета и подготовка к Декаде татарского искусства в Москве.

Янбулатова стала солисткой довольно быстро, первой главной ролью стала партия Марии в «Бахчисарайском фонтане», где ее партнером был тонкий и удивительно интеллигентный Салих Хайруллин. Позже она станцевала ведущие партии в «Пер Гюнте», «Жизели», «Шурале», «Большом вальсе» и других спектаклях. Имея за плечами огромный опыт, танцовщица очень хотела станцевать Джульетту и Фригию в «Спартаке». Декада в Москве прошла успешно, пресса была добра, актриса была избалована вниманием. Однако во время раздачи наград и званий Клару Янбулатову руководство театра обошло стороной, что, по-моему, и по сей день является вопиющей несправедливостью. Досадно, но она даже не имеет звания заслуженной артистки Татарстана. Возможно, когда-нибудь театр исправит эту оплошность.

Сегодня Клара Габбасовна Янбулатова - счастливая мать и бабушка. Она очень мудрая и терпеливая женщина (а жизнь человека - это проверка его терпения), с красивыми выразительными глазами. Артистка гордится тем, что никогда не бывает пессимисткой и всегда смотрит в будущее с надеждой. Она любит здороваться с солнцем, восхищается летним дождем, смеется над обыденностью, всего добивается улыбкой и радостью. Она выражает свои чувства цветами, выращивая их дома. В ее доме царят уют и гармония, имеется замечательная библиотека книг о балете. Ее время и энергия по-прежнему сочетаются с душевной гармонией. Поистине талант - сила стихийная, и если он посылает свою молнию туда, где нам необходимы свет и дождь, то пусть озаряет, радует, будучи даже одним - единственным. Наша обязанность - сберечь его, помочь ему, восхищаться им.

Марат Шакирзянов

источник:

Комментарии
Гость 10:57, 29 ноября 2021
Клара Габбасовна, юбилеем!
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

13 мая