На переломе эпох восприятие людей обостряется, особенно столь чутких, как художники и поэты. Мир рушится, но именно в такие времена увеличивается ценность того, что не подвержено изменениям. Всех волнует судьба будущего мира. Поэтам чуждо понятие узкой специализации, они стремятся объять всё, проникнуть во все сферы духа, создавать, исследовать, искать.Поэты не чувствуют преград на пути своего творчества, они талантливы во всем, вносят в свои произведения свой опыт, переживания. Они ищут небесный прообраз и его знаки в земном мире. Участь поэта в России трагична. Их часто убивали, они сходили с ума, спивались или кончали жизнь самоубийством. Почему?? Потому что поэт - это человек, родившийся без кожи и с особым видением. Их символ - окно в бесконечность.
Обо всем этом захотелось поговорить с замечательным русским поэтом из Набережных Челнов Николаем Алешковым, чье 75-летие недавно широко отметила общественность республики, а жители Елабуги и Набережных Челнов предложили выдвинуть его кандидатуру на соискание Государственной премии Республики Татарстан имени Г.Тукая 2022 года. Николай Петрович Алешков - автор 10 поэтических книг, лауреат Республиканской литературной премии имени Г.Р.Державина, лауреат Всероссийской литературной премии «Ладога» имени А.Прокофьева за книгу стихотворений «Свет небесный», главный редактор популярного литературного журнала «Аргамак. Татарстан».
- Николай Петрович, в чём главная задача поэта?
- Лучшие ответы, на мой взгляд, - в знаменитой речи Ф. Достоевского о всечеловечности поэзии А.Пушкина, а также в речи Александра Блока «О назначении поэта», произнесенной им 10 февраля 1921 года на 84-ю годовщину гибели Пушкина. Из неё следует (почти дословно) : задача поэта – извлечение из стихии и приведение в гармонию звуков.
Гармония - это согласие мировых сил. Поэт приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии.
И еще, оттуда же, чтобы всем напомнить. Сущность поэзии неизменна и… таинственна. Роль поэта – не легкая и не веселая, она трагическая.
Мне нравится также мысль Вадима Валерьяновича Кожинова из его статьи о самородности слова в поэзии Н.Рубцова: слово изначально существует в окружающей тебя атмосфере, в дуновении ветра, в шелесте листвы, но не каждому дано его услышать и внести в мир. Но это целиком и полностью совпадает с воззрениями Блока, а также с первой строкой Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Значит, задача поэта - услышать Бога. Для этого поэту дается целая жизнь. Иногда очень короткая. Как у Пушкина, Лермонтова, Есенина. И это тоже вряд ли случайность.
- Переживания влияют на творчество?
- Поскольку роль поэта трагическая, то без переживаний ему не обойтись.
- Читатели воспринимают поэтов как провозвестников, кто доносит высокие истины. И часто мы ждем от их поведения если не святости, то чего-то около этого. Как пример - судьбы Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Варлама Шаламова. Что Вы думаете по этому поводу?
- Я думаю, что это бред. Святость следует искать в монашеском постриге и монашеском образе жизни. Поэты избраны, чтобы пройти через грех и выстоять. Отсюда их трагизм. Упоминаемые вами фамилии - свидетельство тому. И отнюдь не только они.
- Можно ли из «посредственности» высечь «искру божью?»
- Из посредственности - нет. Из любого нормального человека можно, ибо искры разлетаются повсюду. Чаще всего их улавливают дети. Навсегда запомнил строчку третьеклассницы, которую привела на консультацию к поэту мама: «Светофор, как трёхглазый начальник». Гениально!
- Как Вы думаете - поэт - это особая категория, на которую не распространяются 10 заповедей?
- Я так не думаю. Заповеди распространяются на всех верующих.
- Может ли современный писатель противостоять духу насилия и отстаивать гуманистические ценности?
- Писатель не может этого не делать. И современность тут ни при чем. В моем ответе на Ваш первый вопрос всё сказано.
- Почему участь поэтов в России трагична во все времена?
- Вероятно, потому что участь самой России трагична во все времена.
- 20 век в России был страшным из-за невероятных страданий граждан и назван «веком - волкодавом», Вы согласны?
- «Век-волкодав» - метафора Осипа Мандельштама. Ему виднее. Метафоры у каждого поэта свои. Кто-то назвал двадцатый век свинцовым. Тоже - в десятку. Я согласен с трагизмом Владимира Соколова, высказанным спокойно, без надрыва:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека –
Я давно уже не человек….
И, тем не менее, я постарался ответить Соколову (любимому, но ушедшему поэту) по-своему:
Или вправду мы виноваты,
Что Россия трещит по швам?
Над простором речным закаты
Злые слёзы подсушат нам…..
В сине море впадают реки,
Божьи храмы зовут к добру.
Я останусь в двадцатом веке,
В двадцать первом я лишь умру…
- Кто из современных поэтов России вызывает у Вас интерес и восхищение?
- Назову двух. К сожалению, оба уже ушли. Это Николай Рубцов и Юрий Кузнецов. Но они встали в один ряд с теми, кого считаю наставниками, у кого учусь. Это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, конечно, Есенин. Слово «восхищение» в вопросе считаю не совсем уместным. Речь должна идти не о восхищении перед кем бы то ни было, а о верности пути.
- Гений и злодейство - две вещи несовместные. Или наше время показывает, что они прекрасно уживаются?
- Пушкин прав: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». И это сказано на все времена. Наше время только усугубило понимание пророчества.
- Что нужно для открытия новых бриллиантов в русской поэзии?
- Я не ювелир, но думаю, что нужны хорошие огранщики: мастера - наставники. Забота власти о Литературном институте нужна. Не сомневаюсь, что все, кто там учился, поддержат меня. Еще хотелось бы воззвать к власти: оставьте поэту его «тайную свободу», не отнимайте её! Но, понимая тщетность желания, закончу цитатой из Николая Рубцова, призывавшего увидеть и оценить красоту не только бриллиантов, но и самой природы:
Взгляните ж вы, какие здесь купавы!
Но разве кто послушает меня…
- Сама поэзия может исчерпаться или это вечный неприкосновенный запас России?
- Поэзия - неисчерпаемый запас пространства и времени, Вселенной и вечности.
Марат Шакирзянов