34 (942) в продаже с 18 сентября 16+

Как стать незаменимым

21 ноября 2008

Первые жестокие коррективы внес разворачивающийся кризис в состояние рынка труда. По ноябрьским данным, число открытых вакансий снизилось почти на 38 процентов, а поток резюме кандидатов возрос вдвое!

Но, пожалуй, главная сенсация не в этом. Компании по подбору персонала стали продвигать новый вид услуг для работодателя под названием Outplacement, который призван помочь руководству «цивилизованно расстаться» с сотрудником или временно вывести персонал за штат компании. Все для того, чтобы продемонстрировать искренний интерес со стороны руководства к карьере своих сотрудников. Таким образом, человек покинет рабочие пенаты не разъяренным и готовым налево-направо распускать слухи о том, как в такой-то компании плохо, а вполне спокойным и уверенно смотрящим в будущее. Ну, что-то вроде: и расстались полюбовно, и имидж компании не пострадал. Однако услуга не гарантирует трудоустройство сотруднику. Просто помогает сориентироваться в поиске новой работы.

Эти и другие тонкости нынешнего, накрытого кризисом рынка труда РТ обсуждали во вторник 18 ноября крупные работодатели и специалисты по кадрам на круглом столе, организованном компанией «HeadHunter» (Казань).

ПЕРЕЛОМНЫЙ ЭТАП В ТЕОРИИ

Нынешний рынок труда Татарстана мало, чем отличается от российского. Сокращения сотрудников коснулись многих: армии бухгалтеров, по оценкам «HeadHunter» (Казань), убыло на 23%, банковская сфера потеряла 43% персонала, топ-менеджмент – 9%, автомобильный бизнес – 43%, юристы – 23%, административный персонал «секвестировали» на 21%.

Так что спрос на вакансии высок, а предложений все меньше. Большинство компаний вообще объявили мораторий на подбор персонала  вплоть до начала 2009 года. Не говоря уж о повышении зарплат, которое многие организации отложили до второго полугодия 2009, а то и вовсе на неопределенный срок. Кандидаты на получение работы стали менее требовательными, умерили свои зарплатные аппетиты: готовы выполнять больший объем работы за те же деньги.  Он уже не тот, что был еще вчера: рассматривает свою стоимость на рынке адекватно, готов переобучаться, получать новые специальности, рассматривать вакансии в других областях. Словом, работодатели нынче на коне. Специалисты предрекают им позитивный период в плане приобретений эффективных сотрудников. Лучшие кадры «выйдут из тени», говорят они.

Кому увольнение грозит в последнюю очередь, так это представителям рабочих профессий. А вот зона риска – офисные сотрудники. По словам специалиста «HeadHunter» (Казань) Ольги Ахаевой, по статистике, при сокращении 30 процентов штатных сотрудников компания остается на плаву.   

Но чтобы сохранить работоспособность компании при оставшихся сотрудниках, нужно придерживаться некоторых правил. А именно: хорошо информировать сотрудников, дабы не допускать распространения слухов, пресекать плохие новости (наоборот, надо делать упор на эмоциональную мотивацию сотрудников: поэтому специалисты советуют не отменять, например, «корпоративы»). Важный момент для работодателя – и сохранение команды (особенно ценных сотрудников). Формировать кадровый резерв, что называется, на всякий случай, создавать положительное мнение о компании даже у уволившихся сотрудников становится актуальной проблемой. 

...И В ДЕЙСТВИИ 

Когда на вышеназванном круглом столе дело дошло до дискуссии, и вновь вспомнили о том, что где-то по России люди работают уже даже не по «трехдневке», а по «двухдневке», и еженедельно в СМИ публикуются списки банкротов, коллеги стали горячо обсуждать важный для них вопрос. А именно: кому отвести роль толкователя сжившейся ситуации? Проще говоря, кто объяснит сотруднику, почему он стал не нужен.

- Тот, у кого это лучше всего получится! – парировал руководитель одного из предприятий Татарстана, присутствовавший на мероприятии. – В нашем случае это были я и генеральный директор.

Хорошо, признался зам, что на предприятии были люди, которых и так давненько хотели сократить. А если бы речь шла о ценных сотрудниках? Была даже приведена ситуация с одним предприятием РТ, которое умудрилось сократить двоих сотрудников – мужа и жену. Сказать, что предприятие, на котором они отработали 4 года, поступило с ними некрасиво, значит, ничего не сказать.

С другой стороны, кризис заставляет принимать решения быстро. В одной из организаций произошло следующее: 22 сотрудников предупредили о сокращении, как полагается, за два месяца. По истечении этого времени 15 принесли справки о беременности.

Ну, и напоследок механизм кризиса, о котором напомнил один из участников круглого стола. Сначала будут падать продажи дорогостоящих товаров: автомобилей, квартир и т.п. (это мы уже наблюдаем), затем пошатнется рынок стройматериалов, развлечений, отдыха. В общем, сначала люди будут исключать то, от чего можно отказаться. И компании, которые занимаются этими товарами и услугами, естественно, окажутся в пролете.

НИКТО НЕ ВИНОВАТ, НО НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? 

Пока компании решают вопрос экономии средств и сокращают сотрудников, остается актуальным вопрос, как стать тем самым незаменимым, который бы везде был принят с распростертыми объятиями и на не очень низкую зарплату? Ответ на этот вопрос искали на прошлой неделе на круглом столе компании «Перформия».        

Выяснили следующее. «То, что мы наблюдали в течение многих лет, - это то, что люди, которым нравится производить, хотят знать, чего вы ожидаете от них (то, что может быть названо продуктом). В этом случае они будут стараться наилучшим образом, чтобы предложить вам то, о чем вы просили. Когда вы спрашиваете кандидатов о том, какие «продукты» они производили в прошлом, вы сделаете удивительное открытие, что некоторые люди имеют об этом очень поверхностное представление или не схватывают эту идею вообще. Те люди, которые могут рассказать вам о предыдущих продуктах и, соответственно, о своих результатах с использованием показателя объема/количества, как правило, являются вашими лучшими или наиболее потенциальными кандидатами», – сказал Мартен Рунов, Председатель Совета директоров и учредитель международной компании «PERFORMIA International».

Еще одно положение: один неправильно подобранный сотрудник может оттолкнуть клиентов (неудовлетворенный обслуживанием клиент вряд ли в следующий раз выберет ту же гостиницу.)

Так как же стать незаменимым? Можно, скажем, под видом работодателя прийти на семинар, дабы научиться всем секретам трудоустройства. Но осилить 2500 - 3500 евро безработный не в состоянии. А потому ответа на вопрос пока нет. Так что армия «непродуктивных» начинает заполнять биржи труда, и в борьбе за трудоустройство выживет сильнейший.

 ОЛЬГА ВОЛКОВА, АЛЕКСАНДРА СЕДАКОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

21 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?