Обманутые вкладчики, строительные пирамиды, свободные в своих действиях строители-мошенники, «черные риэлторы» - за последние два-три года мы все чаще и чаще слышим вышеперечисленные слова от знакомых, друзей, через средства массовой информации. Они плотно вошли в наш словесный обиход. Нас уже не удивляют репортажи о людях, которые, доверившись стройкомпаниям-аферистам, остались без квартиры и денег. Место мошенников-финансистов 90-х заняли аферисты-строители, а на смену финансовым пирамидам пришли строительные (ведь правду говорят: свято место пусто не бывает).
За последние два-три года махинации в строительном комплексе страны обрели небывалый размах. Только за последнее время от незаконных действий недобросовестных застройщиков пострадало 80 тысяч российских семей. И эти цифры не окончательные, они растут каждый день.
По словам начальника четвертого отдела УБЭП МВД РТ Сергея Липатова, стремительное увеличение количества преступлений в строительном бизнесе наблюдается с конца 90-х. Мошенничества в сфере недвижимости регистрировались и раньше, но были единичными. А в этом году число потерпевших по республике составляет более пятисот человек.
Раньше на строительном рынке работали только государственные фирмы, проверенные временем. А частные строительные фирмы появились сравнительно недавно, когда начали всем подряд выдавать лицензии на строительство. Несовершенство нашей законодательной системы развязало руки мошенникам.
- Наиболее распространенным вариантом мошенничества в сфере строительного бизнеса является проведение строительных работ без наличия лицензии, - говорит заместитель начальника УБЭП МВД РТ Ренат Гайнутдинов. - Неоднократно сотрудниками правоохранительных органов выявлялись случаи, когда у строительной организации присутствовала формальная лицензия, а фактические сведения подавались ложные. Далее выясняется, что документы, послужившие основанием для выдачи лицензий, были ложными.
…Ангелина и Андрей, с которыми я познакомилась в ходе сбора информации для данной статьи, входят в это число обманутых вкладчиков. В 2002 году они в надежде на получение долгожданной квартиры стали соинвесторами одного многоэтажного дома, который должны были сдать в 2006 году. Но сегодня на том месте, где должен был стоять их дом, зловещая пустота.
Деньги они собирали с трудом, экономя на всем, покупая только самое нужное.
- Я даже не знаю, что и сказать, – говорит Андрей. – За какие грехи Бог нас так наказал? Мы хотим иметь ребенка, но что я могу предложить ему, если мне самому негде жить. Конечно, фирму-за-стройщика осудили, директора посадили в тюрьму, но от этого не легче. Потому что денег нам все ровно никто не вернул, и квартиру мы тоже не получили.
- Процент раскрываемости преступлений в строительном бизнесе очень высокий: почти сто процентов, - рассказывает Сергей Липатов. – На сегодняшний день по всем заявлениям, которые поступают к нам в отдел, возбуждены уголовные дела. А вот с возмещением ущерба пострадавшей стороне намного сложнее. Потому что за тот промежуток времени, пока якобы строится жилой комплекс, мошенники успевают деньги потратить. И мы можем наложить арест только на то, что у них есть. А этого не хватает, чтобы расплатиться с дольщиками.
В отличие от других хищений, совершаемых путем мошенничества, когда преступники, совершив обман, спешат потратить похищенные деньги, при строительстве они, как правило, действуют несколько иначе. Сначала в целях привлечения наибольшего количества вкладчиков, участникам долевого строительства демонстрируется пустая строительная площадка, чертежи дома, либо незаконченный «нулевой цикл» – вырытый котлован под фундамент или готовый фундамент. При этом мошенники берут деньги по «полной программе», то есть как за готовую квартиру. Имея в запасе значительное время (до нескольких лет), пока потерпевшие не поймут, что обмануты, они многократно прокручивают деньги своих жертв, с лихвой окупая затраты. Деньги частично расходуются на нужды некоторых вкладчиков за счет взносов других (как в финансовых пирамидах 90-х годов), вкладываются в строительство домов, как фигурирующих в договорах совместного инвестирования, так и других объектов, а также тратятся на другие нужды. В результате преступники получают за счет средств обманутых граждан значительную прибыль, оставляя последних без квартир, и отказываются возвращать им внесенные деньги.
По словам господина Липатова, второй вид мошенничества, распространенный в сфере недвижимости, - долевое строительство. Сюжет аферы довольно простой: снимается хороший офис, в котором в кресле директора сидит респектабельный гражданин, дается объявление в СМИ о привлечении инвесторов в долевое строительство или для приобретения квартиры через ипотечное кредитование – и механизм запущен. Остается только запудрить мозги наивным соинвесторам, которые хотят быстро и недорого получить квартиру. Обычно народ «клюет» на выгодные условия, которые предлагает фирма: например, по сравнению с другими компаниями предлагаются более низкие кредитные ставки, срок приобретения квартиры более короткий. И граждане покупаются, заключают договора, сдают сбережения.
- У нас в отделе есть уголовные дела, которые прошли через суд. Осуждены люди, которые мошенническим способом обманули дольщиков, получив от них финансовые средства, использовали их по своему усмотрению, - рассказывает Сергей Липатов. - В отличие от афер на вторичном рынке труда, когда подделывается доверенность и квартира продается без ведома настоящего хозяина, мошенничество в строительном бизнеса имеет затяжной характер. Если в первом случае для того чтобы доказать преступные действия риэлтора нужен небольшой отрезок времени, то на первичном рынке недвижимости, чтобы распознать аферу, нужно время. Например, заключается договор, по которому срок сдачи дома рассчитан до трех лет. И все эти три года застройщики вводят дольщиков в заблуждение, показывая фотографии объектов. А когда приближается время сдачи дома и скрывать факты мошенничества становится уже невозможно, аферисты просто исчезают с деньгами. Буквально недавно в Нижнекамске именно таким способом руководство одной фирмы-застройщика собрало денег в размере 2,5 миллиона рублей и скрылось. Такой же случай зарегистрирован в Казани: дочь с матерью открыли фирму, начали привлекать дольщиков. Причем дочка жила под чужой фамилией, так как разыскивалась правоохранительными органами Республики Чувашии. Создали своеобразную пирамиду за счет взноса денег другими дольщиками. В результате - восемь потерпевших, сумма ущерба составляет более трех миллионов рублей.
В лапы мошенников могут попасть все: вне зависимости от возраста, пола и национальности. Сергей Липатов говорит, что от аферистов может спасти элементарный человеческий интерес.
- Перед тем, как приобрести даже самую дешевую вещь на рынке, вы ее тщательно осматриваете. Так почему же, доверяя огромные суммы незнакомым людям, многие проявляют такую неосторожность? – удивляется он. – Прежде чем передать кому-либо свои драгоценные сбережения, следует взглянуть на лицензию фирмы, разрешение на строительство, сметы, расспросить о ранее построенных объектах. Следует опасаться тех лиц и организаций, которые никому неизвестны. Лучше обращаться в организации, которые давно работают в строительном бизнесе и имеют безупречную репутацию.
ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА