5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

«Марьям» в подарок от президента

26 декабря 2008

Однажды совершенно случайно я наткнулась на эти оригинальные, изящно выполненные, яркие кувшинчики. Они стояли ровным рядом на ажурном, украшенном орнаментом, столике. Девушка рядом, кажется, не обращала на меня особого внимания, и я имела возможность подолгу рассматривать неповторимые восточные узоры, игру умело сплетенных насыщенных цветов. Ту же представились ханские дворцы с их роскошным убранством, девушки с мягкой поступью, несущие эти кувшины на нежных плечах. Короче, невозможно было отвести глаз. А тут рядом стоящая девушка как-будто невзначай вдруг говорит, что каждый из этих кувшинов имеет свое название: вот, например, «Нурсултан», «Булгар», «Энже», «Древние тюрки», «Марьям», «Тимерлан» и «Фарида». Ну как я могла пройти мимо…

Как оказалось, автор этих работ, ныне проживающий в Набережных Челнах, известный художник, член Союза художников России и Республики Татарстан Зуфар Низамутдинов. В свое время он писал картины, но с некоторых пор в его творчестве главную роль стало занимать декоративно-прикладное искусство, в частности, художественная обработка дерева росписью. Это увлечение пришло к нему как нельзя кстати – в период подготовки к празднованию тысячелетия Казани. Только позже художник заметил, что в его картинах, оказывается, всегда неизменно присутствовали кувшины. Его некоторые работы можно отнести к тюркскому периоду, некоторые – к булгарскому, другие – ко временам существования Казанского ханства.

«Это наши традиции, наша культура. Вообще, у восточных народов исключительно красивые узоры, их нужно показывать, знакомить с ними людей, - говорит сам художник. - А значит, нужно поднимать народные промыслы. Повторюсь, это наши традиции, которые нельзя оставлять без внимания».

А, в принципе, внимание со стороны государства к таким оригинальным предметам искусства есть, и даже на самом высоком уровне. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев лично знаком с этими работами, после его предложения поддержать художника был заключен контракт с Минкультуры. Энное количество работ было привезено и в Аппарат Президента РТ, откуда они с табличкой «Подарок Президента» направляются в различные страны, попадают в руки иностранным гостям как напоминание о Светлой Казани. Его работы покупали французы, немцы, американцы, специально за ними в Челны приезжали из самой Швейцарии. Очень много работ татарстанского художника находятся и в Аппарате Президента РФ. «Москва мои работы приветствует, удивляется нашей культуре, - делится Зуфар Саитович. - Говорят, что мы даже не знали, что у татар есть такие вещи. А мы ведь представляем не просто себя, а свою республику и татарский народ. К сожалению, у нас пока не видят этого, недопонимают…»

Кувшин всегда имел символическое значение. Отдаленно напоминающий изящную женскую фигуру, он был словно символом домашнего уюта и очага. У Зуфара Саитовича кувшины сделаны из дерева – это липа, и выполняют только декоративную функцию. Но пока. Художник уже закупил сырье и глазурь, оборудование под керамику, так что в ближайшем будущем такими оригинальными кувшинами при желании свободно можно будет пользоваться и в быту.   

Почему же мастер выбрал именно липу? Это очень мягкий и податливый материал. Если дерево хорошо подготовлено, оно не лопается, не дает трещин. Лучшее дерево то, которое срезано молодым, без сучков. Формы вырезаются по эскизам художника, которые потом раскрашиваются. 

Вот что говорит о творчестве Зуфара Саитовича искусствовед, заслуженный деятель культуры РТ Розалина Шагеева:

- Зуфар Низамутдинов опирается в своем творчестве на традиции мусульманской культуры. Выполненные им кувшины восходят и к архитектуре мусульманского мира, а с другой стороны относятся и к прикладному искусству. Это уникальная посуда. Да, она пока еще несет только декоративную функцию, но какой мусульманин откажется увидеть на столе такие восхитительные творения, которые восходят к архитектуре мира ислама и украшены божественным орнаментом. Бог прекрасен и любит красоту, поэтому и стены мусульманских храмов и интерьеры жилища бывают богато украшены. Таким образом божественный орнамент как бы обозначает присутствие самого божества. А эти кувшины как раз таки усеяны красивейшим орнаментом, очень восточным, здесь есть и трилистники, и тюльпаны, и звезды. Это сосуды, из которых посвященные должны были испить знания.

Хочется отметить также, что, несмотря на то, что истоки, казалось бы, универсальны, эти вещи окрашены индивидуальностью автора. А автор – редкостный патриот родной культуры, он вкладывает особый смысл в свои творения. Отдельные из них по своему содержанию вторят тем сосудам, которые были обнаружены в кладе хана Кубрата, или державным красивым кувшинам, которые ассоциируются с атрибутами тронного зала казанских ханов. Присутствует и современность. Художник не лишен улыбки, он импровизирует и создает образы, восходящие к поэзии Тукая, к татарскому театру. Это не анонимное искусство, оно глубоко индивидуальное, неотъемлемое от личности художника.

Верные потребностям эпохи, мы сейчас жаждем возрождения национального; тенденция, начатая еще в 90-е годы, продолжается и по сей день. Мы хотим возродить те несметные сокровища ханов, которые когда-то делали имя нашему народу. Поэтому Зуфар Низамутдинов и начинает возрождать прикладное искусство. Следующей ступенью будет национальная керамика: податливая мягкая глина возродит те изумительные сосуды, которыми гордился наш народ и наша культура в прошлом.

…Мне не давал покоя вопрос, как художник дает названия своим работам. «Имена – это образы, - говорит Зуфар Саитович. Я встречаю очень много красивых женщин, и все они индивидуальны и своеобразные. Женщина дает большую пищу для художника, женщина, как муза, вдохновляет». В то же время не стоит увлекаться поиском какого-то облика в этих названиях, они, скорее всего, как ключи к орнаменту и к постижению данной вещи.   

 ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость