47 (905) в продаже с 6 декабря 16+

Что может быть лучше природы

26 января 2007

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения всемирно известного пейзажиста  и 215 лет со дня рождения Ивана Васильевича Шишкина, отца художника, внесшего огромный вклад в развитие города Елабуги. Символично, что юбилеи Шишкиных совпадают с 1000-летием города Елабуги.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Большая часть работ Шишкина посвящена жизни леса. Его главными произведениями считаются «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща».

 Интересно, что к систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев сопротивление семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы...», - писал он в дневнике.

В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников блестящими способностями. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы. Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Он открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.

Как и большинство творческих личностей, Шишкин прожил сложную, переполненную испытаниями и потрясениями жизнь. Ему пришлось пережить смерть жены и маленького сына, творческие подъемы и падения, признание и непонимание со стороны современников.

Творческое наследство Шишкина неоценимо. Это  признают не только в России, но и во всем мире. В книге «Сто русских деятелей искусства», изданной в Париже, есть слова, которые в точности отражают место великого художника в мировом искусстве: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, он заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение. Шишкин - не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше».

ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
6 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?