47 (905) в продаже с 6 декабря 16+

Музыка, застывшая в камне

9 февраля 2007

Эти небезызвестные слова – об архитектуре. Однако не всегда «каменная музыка» становится возвышающим душу напевом. Нередко раздражающая какофония звучит резко и неприятно, внося диссонанс и разлад, разрушительно действуя на психику человека.

АРХИТЕКТУРА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

Архитектура влияет на психические особенности человека. Проблема эта не звучит во весь голос, обсуждается лишь в узком кругу профессионалов. А зря - дело-то касается всех нас. Воздействие строений на психику пока тщательно не изучено, но неоспоримо. Например, замечено, что изменение жизненного пространства и архитектурно-планировочных решений поселений способно формировать новые, отличные от общепринятых, психологические качества у большинства людей: меняется поведение, характер мышления, эмоциональное состояние. А значит,  формирование облика города решает не только сугубо специальные планировочные и функциональные задачи, и об этом надо бы помнить. Возможно,  при строительстве городов необходим не только архитектурный надзор, но и скрупулезная работа психологов совместно с архитекторами.

К сожалению, процессы, происходящие в архитектуре дня  сегодняшнего, не всегда позитивны. Нередко поражает несуразность современных строений, изобилие лишних деталей, отсутствие стиля, массивность. А если к этому еще прибавить отсутствие общего планировочного решения…  Многие специалисты именуют происходящее «архитектурой переходного периода».

Можно возразить, что воззрения на архитектуру сугубо индивидуальны: кому-то нравится современный стиль, а кому-то – ретро, кто-то тяготеет к пышности и богатству убранства, кому-то по душе строгий стиль. В конце концов, городская архитектура – явление сложное, и неудивительно, что взгляды в обществе самые разные. Можно согласиться со словами главного архитектора АБ «Остоженка» Валерия Каняшина, который заметил, что архитектура не должна следовать одной и той же схеме, чтобы доставить всем визуальное удовольствие.

Но ведь главное, чтобы все было сделано мастерски. А здесь уже все зависит от культуры заказчика, мастерства архитектора, квалификации строителей. И не всегда все эти факторы гармонично сочетаются и находятся на должном уровне.  Беда еще и в том, что большинство архитекторов мыслят исключительно в инженерно-материальных категориях. А в результате современная архитектура у нас практически отсутствует – вместо нее лишь голая инженерия.

ДЕТИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

Чрезмерная урбанизация,  под знаком которой прошла большая часть XX века, разрушила четко организованную экосистему городов и сел, создав вместо нее градостроительный хаос. Эпоха массового панельного домостроения продолжается и сейчас. Причем нередко нарушаются не только эстетические, но и экологические нормы. Например, свертывание кирпичных заводов привело к потере экологически чистого материала. Ведь бетон, в отличие от кирпича, не обладает теплоизоляционными свойствами, этот материал не пористый - дом не дышит, экранирует магнитное поле Земли, не позволяет снимать с человека общее электростатическое напряжение. Отсюда дискомфорт, недомогания, головные боли. Типовые бетонные коробки, окруженные гигантскими захламленными пустырями и промзонами, – так выглядит городской «пейзаж», вгоняющий в уныние, порождающий суицидные настроения. Между тем подобная, с позволения сказать, архитектура бьет не только по психике, но и по физическому здоровью человека, разрушая его зрение. Оказывается, длительное пребывание человека в искусственно созданной, обедненной зрительными элементами среде, по словам доктора биологических наук В. Филина, способно серьезно подорвать зрение. Таких обедненных видимых полей в городах очень много: голые стены огромных размеров, глухие заборы, подземные переходы, асфальтовые покрытия, квадратные плиты тротуаров. Хватает их и внутри помещений: гладкие прямоугольники дверей, одинаковые окна, однотипная мебель, облицованная одноцветным пластиком, - взгляду не за что зацепиться в поисках «точки опоры». Длительное пребывание в такой среде приводит к нарушению зрительного восприятия и головным болям. Не так давно в медицине появилось новое направление, занимающееся изучением видимой среды как экологического фактора, - видеоэкология. Так вот, специалисты-видеоэкологи считают, что архитектура последних пятидесяти лет отрицательно воздействует на психику, зрение, восприятие, а диктат прямых углов и плоских крыш провоцирует «синдром большого города».

БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ

О том, что архитектура самым непосредственным образом влияет на психику, люди догадывались с глубокой древности. Не случайно монументальная архитектура египетских пирамид и шумерских зиккуратов была призвана подчеркнуть ничтожество человеческой жизни перед величием вечности. По той же причине  в СССР в 30-50-е годы возводились монументальные «сталинские» дома. В конце XX века во многих странах – в том числе и СССР – начали проводиться экспериментальные научные исследования с целью проанализировать влияние архитектурных форм на людей. В рамках этих исследований удалось, например, установить, что высотные дома будят в людях агрессию: так, в Советском Союзе 80% «трудных» подростков жили именно в высотках, 75% преступлений, по данным милицейской статистики конца 70-х, происходили в подъездах высотных домов. Похоже, существует прямая связь между открытостью,  общительностью и дружелюбием людей и высотой домов, в которых они живут. Выяснилось, что чем больше этажей в доме, тем более замкнуты, тревожны, подвержены страхам и неврозам их обитатели. Эксперты говорят, что в многоэтажках люди чаще сходят с ума: так, немецкий журнал «Штерн» утверждал, что двадцати лет проживания в многоэтажной конструкции достаточно, чтобы психика жильцов стала разрегулированной. А вот дети в многоэтажках рождаются реже. И вот подтверждение: начало стабильного спада рождаемости в нашей стране пришлось на период строительства  «хрущевок», сноса частных домов и уничтожения деревень. Кстати, примечательно, что с 80-х годов весь мир снижает этажность и сокращает число подъездов в жилых домах. Канада вообще взяла курс на строительство безподъездных домов. Россия же в это время наращивает и то и другое.

Судя по всему, о сильнейшем влиянии архитектуры на психику человека догадывались и руководители тоталитарных государств. Советской власти нужны были не личности, а «массы», а посему основную часть населения планировалось поселить в однотипных коробкообразных строениях, подавляющих развитие индивидуальности. При этом людей творческих старались селить в нестандартных особняках. Или тот же «Штерн» писал, что Гитлер намеревался запихнуть порабощенные народы Европы в однотипные двухэтажные «коммуналки». Пытался приучить китайцев к однотипному жилью и Мао Цзэдун, и все с той же целью – превратить народ в безликую массу.

Особый тип людей дали миру бараки. Здесь процветали пьянство, злоба, грубость, скандалы. Очевидно, что широта и качество мышления человека существенно зависят от широты и качества жилища, в котором он обитает. Это заметил еще Достоевский, сетовавший на петербургские комнатенки, похожие на гробы.

ИСТОКИ ВАНДАЛИЗМА

Об агрессии подростков впервые начали писать в конце 80-х. Именно к этому времени Россия успела обрасти новыми микрорайонами. К девяностым психологическое напряжение в обществе, спровоцированное политической  и экономической ситуацией и агрессивностью молодежных группировок, достигло апогея. Неформальные молодежные объединения в России, как известно, вышли из новых микрорайонов - страна впервые столкнулась с проблемами подъездов.

Однако подростковый вандализм, наблюдающийся в подъездах жилых домов, вовсе не чисто российское явление. Подобное наблюдалось во многих странах, где есть многоквартирные дома, с той лишь разницей, что иностранные подростки предпочитают портить стены краской из баллончиков, а российские – острыми предметами. Американский психолог Джон Хей объясняет это желанием подростков иметь личное пространство. Дети разных культур и социальных слоев играют в одни и те же игры – строят шалаши и домики, отвоевывая себе тайное убежище. Подъезд – одно из таких убежищ. А вот французский социолог Эмиль Дюркгейм убежден, что подростковый вандализм в подъездах – явление классовое, вечная болезнь бедных кварталов. Идеально, когда бедные и богатые районы находятся в противоположных концах города. Замечено, что если в районах с дурной репутацией возводится элитный дом, то акты вандализма в его подъездах приобретают особо злобный характер. Художник Юрий Васильев (в прошлом архитектор) уверен, что на психику подростков в подъездах высоток влияет их конструкция. По его словам, мы живем в мире энергетических волн. Одаренные художники улавливают энергетику космоса и отчасти оставляют ее на холсте. Некоторые картины усиливают положительную энергию и передают ее заряд зрителю. То же происходит в храмах: люди преображаются, потому что храмы построены по законам, улавливающим положительную энергию. По каким законам построены высотки? Вопрос риторический.

РЕЗЮМЕ

Книгу можно отложить, от картины отвернуться. Проделать такое с архитектурой не получится, тем более в условиях острой нехватки жилья. А это значит, что каждый архитектор должен четко осознавать: плоды его воображения будут населены живыми людьми, и от него зависит, превратится ли их жизнь в кошмар или, наоборот, будет попадать под благотворное влияние Красоты.

АЛЛА ГЛЕБОВАЛИЯ ГРУШИЦКАЯ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
6 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?