1 (956) в продаже с 15 января 16+

Реформа ЖКХ: проблемы и перспективы

23 февраля 2007

Без преувеличения можно сказать, что реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства коснулось каждого жителя Республики Татарстан. Потребители услуг - миллионы рядовых граждан – стали  ощутимо больше платить за жилищно-коммунальные услуги. Люди же, профессионально занятые в этой области, должны пересмотреть основные принципы работы. Меняются принципы деятельности, формируются новые подходы к ней, в сферу ЖКХ приходят новые люди – и все это порождает целый ряд вопросов. На некоторые из них мы постараемся ответить, беседуя с генеральным директором ОАО «Республиканский инженерно-технический центр» Ильясом Ахметзяновым и его заместителями Альбертом Скрипниченко и Сагитом Шараповым.

НАША СПРАВКА

Республиканский инженерно-технический центр (РИТЦ) зародился в недрах Госстроя ТАССР: соответствующее постановление Кабинета министров ТАССР вступило в силу 27 февраля 1991 года. Создание компании было связано с вопросами ценообразования в сфере строительства. Сначала было организовано бюро, занимающееся вопросами сметного нормирования, а потом на основании бюро выделился Республиканский инженерно-технический центр. 

МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Вопросы по определению стоимости строительства объектов в эпоху формирования рыночных отношений стали звучать весьма остро. Для их решения во всех регионах РФ создавались Региональные центры ценообразования - организации, которые должны были заниматься вопросами ценообразования в строительстве, и в нашей республике эти обязанности были возложены на РИТЦ. Причем предприятие одним из первых было аккредитовано Госстроем России. На протяжении более чем пятнадцати лет сотрудники РИТЦ активно нарабатывали опыт в этой сфере, а в 2003 году, в ходе произошедшей реорганизации (предприятие было объединено с проектной конторой «Татжилремпроект») сфера деятельности была существенно расширена. Так, одним из новых направлений стала экспертиза тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сегодня ОАО «Республиканский инженерно-технический центр» оказывает целый комплекс услуг: занимается совершенствованием системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, проведением финансовой и технологической экспертизы тарифов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, инженерными изысканиями, выполнением проектных работ, сертификацией персонала и услуг в жилищно-коммунальной сфере. Немаловажная роль отводится и образовательной деятельности. РИТЦ проводит многочисленные семинары практически по всем вышеперечисленным направлениям, занимается обучением персонала в сфере строительства и ЖКХ, повышением квалификации и профессиональной аттестацией сметчиков. В рамках методического и информационного сопровождения строительного комплекса предприятие выпускает информационные издания: ежеквартальный сборник средних сметных цен «Стройцена Республика Татарстан», журнал «Бюллетень цен на строительную продукцию Республики Татарстан», основанный на мониторинге цен на строительную продукцию в регионе, и информационный нормативный журнал-справочник «Строительный вестник Татарстана», издаваемый два раза в год. А в перспективе – развитие журнала «Городское хозяйство» и информационно-методическое сопровождение предприятий ЖКХ.

СЕРТИФИКАТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

До недавнего времени вопросами оказания населению жилищно-коммунальных услуг занимались всем известные ЖЭУ и ЖКО. Существовало государственное регулирование тарифов, все было раз и навсегда задано и определено, правда, система  часто давала  сбои в работе. Сегодня всем очевидно, что без вливания в эту сферу частного капитала отрасль не поднять, и доступ в жилищно-коммунальное хозяйство предпринимателям сейчас открыт. Однако отдавать решение всех вопросов на откуп частным лицам нерационально, деятельность компаний, желающих работать в сфере ЖКХ, необходимо держать в поле зрения. В самом деле, не может же любой предприниматель, имея определенные ресурсы, зарегистрировав частное предприятие, создав управляющую компанию, вести дела целиком и полностью по своему усмотрению: произвольно устанавливать тарифы, обслуживать жильцов, сообразуясь лишь с собственными  желаниями. Понятно, что существуют определенные требования, которые необходимо выполнять.

Содействие в обеспечении качества и безопасности оказываемых услуг в сфере ЖКХ осуществляется через систему сертификации, которой занимается РИТЦ. Сразу скажем, что система сертификации является добровольной, то есть предприниматели не обязаны сертифицироваться. Однако наличие сертификата – это своеобразный критерий  допуска на рынок, гарантия высокого качества оказания услуг, доказательство надежности предприятия, показатель его стабильности. Сертификация осуществляется, в первую очередь, путем сертификации персонала, работающего на предприятии. Кадры, как известно, определяющий фактор, так что сотрудники компании должны быть профессионалами. Человек без определенных знаний и навыков не может  качественно работать в этой области, как, впрочем, и в любой другой. Квалификация сотрудника определятся путем специального тестирования. Если специалист подтверждает свои знания и практический опыт, ему  выдается сертификат, действующий в течение определенного периода времени. Если человек имеет потенциальную возможность, но ему не хватает знаний, ему предлагается обучение: он направляется в отраслевой учебно-курсовой комбинат, где формируются целевые курсы. После обучения специалист вновь проходит тестирование, добиваясь желаемого статуса.

Наряду с сертификацией специалистов сертифицируется услуги предприятия в целом. Для этого проводится проверка имеющейся  материально-технической базы, площадей, активов, технологии производства работ.  В течение срока действия сертификата проводится инспекционный контроль, подтверждающий достоверность материально-технической базы, заявленной при сертификации. Таким образом, сертификация – это инструмент контроля качества оказываемых услуг. Много ли сейчас на рынке сертифицированных предприятий? Отрадно, что на сегодняшний день в базе данных РИТЦ  их перечень весьма солидный.

И не стоит думать, что все вышесказанное напрямую касается исключительно сотрудников жилищно-коммунального хозяйства. Подавляющее большинство граждан являются квартиросъемщиками. И с недавних пор ТСЖ и всевозможные управляющие компании наперебой уговаривают жильцов многоквартирных домов доверить им обслуживание дома. Как распознать тех, кто лишь пытается всеми правдами и неправдами пролезть на этот рынок, получить одномоментную прибыль, не собираясь добросовестно и качественно работать? Один из весомых критериев надежности компании – наличие сертификата. Ведь если предприятие не сертифицировано, то могут возникать определенные сомнения в уровне профессионализма персонала и соответствии материально-технической базы должному уровню.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ - ФАКТОР УСПЕХА

Еще одна существенная сторона деятельности РИТЦ – полная финансовая технологическая экспертиза цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. До вступления в силу Федерального закона  № 210 предприятие проводило экспертизу обоснованности утверждаемых тарифов. Вышеупомянутый закон внес целый ряд изменений в процесс формирования тарифов. Так, сфера деятельности была четко разделена на услуги коммунальные и жилищные. К коммунальным относится предоставление услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, утилизации и захоронению отходов. Комплекс жилищных  услуг включает в себя аренду помещений, уборку территории, обслуживание дома, текущий ремонт. После разделения изменился и подход к участию экспертных организаций. Сейчас  тарифы не утверждаются «сверху», это стало прерогативой муниципальных образований районов, у которых должны быть регулирующие органы, принимающие решения по тарифам. Решения принимаются на основании тех расчетов, которые представляют сами предприятия, причем расчеты должны быть представлены в виде производственных программ. Совершенно ясно, что предприятиям коммунальной сферы важно научиться правильно формировать тарифы на коммунальные услуги и определять стоимость жилищных услуг. Если сегодня предприятие не сможет учесть в производственной программе все необходимые затраты, то завтра оно может обанкротиться. Не меньшие проблемы могут создать предприятию и излишние затраты: чтобы их избежать, необходима оптимизация технологических процессов. При необходимости регулирующий орган может привлечь экспертные организации для экспертной оценки производственных программ. В этом случае специалисты РИТЦ проводят тщательный анализ и делают вывод об обоснованности тех или иных факторов, заложенных в производственную программу. Здесь необходимо сказать, что муниципальные образования должны более серьезно подойти к разработке производственной программы, так как она является одним из источников формирования бюджета. В настоящее время РИТЦ оказывает помощь в разработке производственных программ. Так же проводит технологическое обследование по теплоснабжению, расчет потерь тепла, нормативов условного расхода топлива, нормативов создания запасов топлива. В помощь руководителям исполнительных органов муниципальных образований РИТЦ в этом году провел первый обучающий семинар. Его уже прошли свыше 50% руководителей, и, судя по актуальности тематики, последующие семинары соберут еще больше слушателей.  Сотрудники Центра привлекают к участию в семинарах как можно большее число заинтересованных лиц.

Кроме вышеперечисленного, сотрудники Центра осуществляют также мониторинг производственных программ. Сведение их в единую базу данных необходимо, чтобы на уровне региона иметь четкое представление об имеющихся в республике тарифах, уровне затрат и расходов.

Очевидно, что  предприятиям строительного комплекса и жилищно-коммунальной сферы необходимо формировать стратегические цели,  чтобы идти в ногу со временем и меняться в соответствии с происходящими переменами. По мнению генерального директора Ильяса Ахметзянова, основная задача ОАО «Республиканский инженерно-технический центр» - это оказание услуг, способствующих развитию строительного комплекса и жилищно-коммунальной сферы Республики Татарстан.

По вопросам сотрудничества обращаться по телефонам: 522-10-60, 522-10-57, 522-12-15, 522-10-56 (факс).

E-mail: sales@ritcrt.ru, сайт в Интернете: www.ritcrt.ru.

АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 января

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?