39 (947) в продаже с 23 октября 16+

Бизнес по-исламски

22 января 2010

Все чаще в СМИ встречаются упоминания о таких понятиях, как исламская экономика, исламский банкинг, ведение бизнеса по-исламски, по законам шариата. Некоторые эксперты полагают, что исламская методика ведения бизнеса - ответ на проблемы, вызванные всеобщим финансовым кризисом. Многие европейские страны осознали это и приняли исламскую модель бизнеса, на территории СНГ «пионером» в этом деле стал Казахстан. Россия - не спешит. Возможно, одна из причин тому: большинство населения страны до сих пор не понимает, что это такое. Многие просто вздрагивают от самого сочетания этих слов: за смутно-пугающим «исламский» так и видится нечто бородатое, опутывающее своей паутиной все и вся, влезающее и в наши карманы.

Может, пора разобраться во всем? Для начала понять, почему исламская модель ведения бизнеса видится некоторым специалистам панацеей от многих кризисных явлений. Об этом – наш разговор с Хабибрахманом Минуллиным, директором казанской компании «Оптима-ком», которая вот уже 7 лет в своей работе старается придерживаться исламских принципов в ведении бизнеса.   

ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

- Исламской экономики в чистом виде на территории России нет, - говорит наш собеседник и добавляет, - к сожалению… Исторический опыт показывает, что исламские государства, как правило, быстрее развиваются и являются богатейшими в мире. Если сейчас хотя бы часть законов исламской экономики будет использоваться на практике, то мы сразу это почувствуем. Приведу пример. Для предпринимателей, особенно если это малый бизнес, высокие банковские ставки по кредитам часто приводят к долгам, потере бизнеса, собственности, аресту заложенного имущества. Сколько организаций – небольших и крупных – разорилось так! Тысячи сотрудников в кризис уволены из-за того, что банки не захотели пойти навстречу заемщикам.

В исламском кредитовании такая ситуация сведена к минимуму. Здесь нет понятия кредитования. Есть инвестирование. Исламский банкинг использует формы финансирования, не связанные с получением процентов по кредитам, ростовщичество запрещено шариатом. Вместо долгового финансирования используется долевое. Суть: и прибыль, и убытки разделяются между банком и его клиентами, ставшими участниками совместного проекта, - вместо того, чтобы получать или выплачивать проценты, которые также запрещены шариатом. Фактически банк участвует в бизнесе заемщика наравне с ним самим, делит риски. При оформлении ипотеки банк может сам приобрести жилье, а затем продать его клиенту в рассрочку по более высокой цене. Вкладчики исламского банка получают дивиденды вместо процентов по своим депозитам, по результатам деятельности банка за отчетный период, в чистом виде процентов по вкладам нет. Важный момент: честность и порядочность в отношениях как со стороны банка, так и со стороны заемщика. Доверие на все 200%! 

- Как в Казани обстоят дела с продвижением исламского направления в экономике?

- Исламских банков у нас пока нет. У российской банковской системы есть особенность: учреждения этой сферы не имеют права заниматься торговой деятельностью. А для исламских финансов это чуть ли не основное направление. Скажем, нужно предпринимателю какое-то оборудование - банк сначала выкупает его, а затем продает в рассрочку клиенту, что-то вроде лизинга получается. У нас в России законы пока запрещают так работать. Тогда как в Европе уже осознали благотворное влияние этой системы на экономику. Не обязательно называть это исламским банкингом. Можно, скажем, дать банковской системе, работающей по исламским принципам, название альтернативной финансовой системы, альтернативного банка. Но пока, увы, мы только слышим антиисламскую пропаганду. И очень редко вспоминаем о том, что именно арабские страны – одни из самых богатых. В то же время кризис еще раз доказал, что большинство фирм развивалось на западный манер, за счет заемных средств, напринимало слишком много кредитов, отсюда и проблемы.

- А если говорить о компаниях и организациях, которые ведут бизнес по законам шариата? Много ли их в Казани?

- Немного, но они есть: в сфере торговли, строительства, общепита. Правда, немного таких, в которых большая часть персонала – мусульмане. Разве что торговую базу «Сады» как яркий пример можно назвать. Но процесс, что называется, идет. Есть в Казани некоммерческое партнерство мусульман, которое появилось в прошлом году, все проблемы, связанные с исламским банкингом, ведением бизнеса по-исламски там обсуждаются, решаются, организация также занимается благотворительностью. С легкой руки этого партнерства в Казани открылся центр жертвоприношений «Курбан».  

 ТРУДОВОЙ ДЕНЬ ПО НОРМАМ ШАРИАТА

- Ваша компания тоже ведет бизнес согласно исламским принципам. Как вы пришли к пониманию того, что это вам нужно?

- По-другому у нас просто не получилось. Резкого перехода от привычной системы не было. К моменту открытия я был в исламе. Изначально, организовывая свое дело, задался целью работать по законам шариата. Но когда появляются крупные выгодные сделки, всегда есть соблазн: обычно заказчик просит «откат», иногда приходилось поступаться принципами. Так вот, наш опыт в этом плане был печален: за такими сделками следовали потери. Заработанные таким образом деньги уходили с лихвой, мы терпели убытки. Пришло понимание, что человек, придя в ислам, должен не только жизнь, но и работу строить в соответствии с верой. А если он поклоняется Аллаху и в то же время пользуется кредитами, участвует в банкетах со спиртным, закатывает фуршеты при открытии своего объекта, или работает по схеме откатов – то вряд ли его можно назвать истинным мусульманином. Вот поэтому и пришли к решению работать по исламским принципам.

- И сразу ощутили разницу?

- Да! Работать стало легче. Бизнес по шариату приносит и моральное спокойствие, и финансовое благополучие, и стабильность. Также мы не используем заемных, кредитных средств, у нас нет откатных схем чиновникам или снабженцам. Мы осознанно ушли от этих схем. Ведь еще одно правило бизнеса по-исламски предполагает только схему: «деньги-товар-деньги» или «деньги-услуга-деньги». «Воздух» не должен продаваться. Конечно, часть клиентов мы при этом потеряли, зато приобрели надежных и честных. Стараемся трудиться быстро, по доступным ценам. Еще один важный момент: мы не работаем с алкогольной и табачной индустрией - шариат отвергает эти направления. Поэтому когда к нам обращаются за оборудованием представители магазинов, торгующих исключительно алкоголем или исключительно табаком, мы им отказываем.

- Интересно, как построен день в вашей компании?

- Каждый мусульманин в течение дня должен читать намаз 5-кратно. Если намаз приходится на рабочее время, то все, отрываясь от работы, если в данный момент не заняты с клиентами, должны своевременно прочитать его. У нас есть комната для омовения, для намаза. Девушки читают намаз на рабочем месте, мужчины хотя бы раз в день идут в мечеть (благо, она у нас через дорогу). В пятницу, как и полагается, в обед закрываемся, и в течение часа в обязательном порядке идем в мечеть. В месяц очищения (Рамазан), поскольку обед не предусмотрен, работаем без перерыва, рабочий день сокращается, завершается раньше обычного.

- Не противоречит ли исламская экономика представлениям о ведении дел в других конфессиях: например, православии?

- Начнем с того, что в мусульманских банках могут работать представители любого вероисповедания. Как и в компаниях, которые ведут бизнес по законам шариата. Наша компания – не исключение: у нас работают несколько православных парней. То, что у нас принято читать намаз, не мешает их работе. Они так же могут читать молитвы, ходить в церковь. Ведь главное, что у нас в душе происходит, какими принципами мы руководствуемся, когда ведем дела. В то же время многие эксперты отмечают, что одно из основных отличий ислама от других религий - упорядоченность: надо читать намаз 5 раз в сутки – читай. Пропустил по каким-то причинам, позже прочитай. Больной - все равно читай, не можешь стоя читать, сидя, лежа читай. Не можешь уразу держать, больной – позже держи, вообще не можешь - накорми бедняков. Все очень четко и упорядоченно.

КТО НАУЧИТ?

- Если все в исламских принципах ведения бизнеса честно и справедливо, почему у него есть противники, каковы их основные аргументы?

- Люди просто не хотят принимать правила работы, основанные на принципах честности и добропорядочности. Проще ведь, живя в капиталистическом обществе, работать по его законам. Хотя они зачастую не отвечают общепринятым нормам морали.

Но нужно стремиться следовать им. По крайней мере, стараться. Иначе двойственное отношение складывается по отношению к мусульманам. В мечети они хорошие, а в другом кругу предстают иными. Такого быть не должно. Во всем нужна последовательность, никакого лицемерия.

- Фактически мы сейчас говорим о нравственной перестройке в людском сознании?

- Пожалуй. Но с учетом того, что у человека всегда должно оставаться право выбора. Хотя, согласитесь, если мы говорим о помощи банка предпринимателю, то заемщику, конечно, интереснее брать кредит с участием банка, без бремени процентов. Если банк видит, что я работаю, прибыль есть, пусть небольшая, то он участвует в моем бизнесе, он заинтересован во мне. Не об этом ли мечтают представители бизнеса?

- Поднимался ли кем-либо вопрос о введении курса исламской экономики в вузах?

-  В Казани есть Российско-исламский университет, при котором работает Российский центр исламской экономики и финансов. На базе университета открыт факультет исламских финансов, там начата подготовка специалистов в области исламских финансов. В исламской банковской сфере и страховании много нюансов. Время покажет, что из этого получится. 

- Когда вы учились, были ли в программе какие-то упоминания об этом направлении в экономике?

- Нет. Но с тех пор появились подвижки. Сейчас получаю образование по программе МВА при КГФЭИ. Так вот преподаватель уделил отдельное время исламским финансам. Людям это интересно.

- Хабибрахман Масхутович, расскажите немного о себе…

- После окончания средней школы поступил в Казанскую банковскую школу, затем учился в ТИСБИ в области муниципальных финансов. Потом получал образование в Казанском Высшем Мусульманском Медресе «Мухаммадия», могу работать имамом в мечети, проводить мусульманские мероприятия. Что и делаю время от времени по просьбе членов семьи: она у меня большая.  В 2002 году учредил компанию «Оптима-ком», с тех пор компания работает на рынке торгового, холодильного, технологического оборудования. Надеюсь на дальнейшее успешное развитие, да поможет нам Аллах!  

  Беседовала Оксана БИРЮКОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

28 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?