39 (947) в продаже с 23 октября 16+

Что нам стоит дом построить?

9 марта 2007

В Татарстане существует большой потенциал для реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». По словам чиновников, представители  других регионов России приезжают к нам перенимать опыт. Уже несколько лет  республика вводит около 82 - 89% жилья от максимально достигнутого в дореформенный период. Так, в прошлом году этот показатель составил почти1800 тыс. кв.м или 0,47 кв. м на одного проживающего (в среднем по России – 0,35 кв. м). О том, как идет в республике реализация жилищной парадигмы, какие имеются преимущества, и каковы перспективы развития «квартирного» вопроса, рассказывает читателям «Известий Татарстана» министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марат Хуснуллин.

- Национальный проект призван помочь среднестатистическому россиянину решить жилищный вопрос. Но цены на недвижимость растут. Какие еще «подводные камни» с учетом прошлого года заметны глазу профессионала?

- Цель жилищного национального проекта - сформировать рынок доступного и комфортного жилья. Однако подготовка к проведению в Казани 19 января 2007 года президиума Государственного Совета РФ по вопросам доступности жилья и проведению реформы ЖКХ показала, что несмотря на то, что в стране начал развиваться рынок ипотечных кредитов, сам рынок жилья остался несбалансированным – предложения жилья существенно отстают от спроса на него, особенно в секторе жилья для граждан с доходами ниже среднего уровня. Сегодня нужно говорить о том, что доступность жилья должна быть обеспечена увеличением объемов ввода и совершенствованием механизмов его приобретения для всех категорий населения, а комфортность проживания может быть достигнута за счет применения новых, ресурсо- и энергосберегающих технологий в строительстве, новых строительных материалов, реформированием системы жилищно-коммунального хозяйства.

- Cегодня можно говорить о том, что сформирована нормативно-правовая база реализации  нацпроекта. Принято свыше 30 нормативных правовых актов. Известно, что Кабинетом министров РТ подписано соглашение с Министерством регионального развития РФ по реализации национального проекта на 2006 - 2007 годы. Утвержден план реализации проекта в республике, определены на основе заключенных соглашений между министерством и муниципальными образованиями республики его параметры. Тем не менее, вопросы существуют…

- Важнейший вопрос – наличие  земельных участков под застройку, обеспеченных необходимой градо-строительной документацией и инфраструктурой. Если по разработке градостроительной документации в республике ситуация одна из благоприятных среди регионов России, и республиканскими органами делается много для полного ее наличия, то многими муниципальными образованиями эта работа не проводится, хотя, в соответствии с действующим законодательством, это задача именно муниципальных образований. В сфере выделения под застройку земельных участков также муниципальные образования (а это тоже их сфера деятельности) не имеют четкого и прозрачного механизма, что сдерживает поток инвестиций. Еще одним моментом, сдерживающим развитие жилищного строительства, является то, что на созданном в предыдущие годы заделе по инженерной инфраструктуре жилье построено и требуется развитие инженерных сетей и объектов.

Другой важный момент - увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования. Мероприятия по данному направлению осуществляются в рамках развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов по стандартам ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», г. Москва. Региональным оператором АИЖК в РТ является ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан». В рамках развития в республике ипотечного жилищного кредитования по стандартам Агентства в 2006 году выдан 2331 ипотечный кредит на сумму 1 млрд. 508 млн. руб. Этот показатель в суммарном отношении в 5,4 раза превышает уровень 2004 года, что свидетельствует о существенной положительной динамике ипотечного жилищного кредитования в республике. В 2007 году планируется выдать кредиты  на сумму 1 млрд. 800 млн. рублей. Но классическая ипотека предназначена для граждан, чьи доходы позволяют оплачивать ипотечные кредиты.

В республике для граждан с небольшими доходами, в том числе для бюджетников, работников предприятий реализуется Программа социальной ипотеки, важный элемент которой - предоставление жилья не просто в рассрочку платежей, но и регулирование цены. По данной Программе жилье строится по ценам, регулируемым правительством  республики, и в 2006 г. по разным городам и районам они составляли от 11 до 16 тыс. рублей за 1 кв. метр, в то время как на рынке цена перешагнула отметку 30 тыс. рублей.

Обеспечение жильем молодых семей – еще одна важная задача, решением которой активно занимаются в республике. По итогам 2006 года по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в республике улучшили жилищные условия 1334 молодые семьи. Жилье предо-ставлено как через действующий механизм программы социальной ипотеки, которую реализует Государственный жилищный фонд при президенте РТ, так и по федеральной программе, реализуемой Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

- Татарстанская программа социальной ипотеки не имеет аналогов в России. В этом направлении мы первопроходцы. Марат Шакирзянович, какие основные моменты программы  являются уникальными?

- Эта программа, действительно, представляет собой уникальный продукт, который, что немаловажно, эффективно внедрен. Действие Программы социальной ипотеки запланировано на долгосрочную перспективу. Жилье в рамках программы предоставляется на условиях рассрочки платежа до 28,5 лет под 7% годовых за невыкупленные квадратные метры жилья, с оформлением права собственности на него после выкупа. Также предусмотрена возможность выбора квартиры, различные размеры первоначального взноса. Допускается возможность внесения первоначального взноса вторичным жильем. При рождении ребенка выделяется субсидия в размере 200 тысяч рублей, направляемая на уплату первоначального взноса или текущих платежей по выкупу жилья в собственность. При этом субсидия распространяется не только на молодые семьи, но и на всех участников социальной ипотеки, в семьях которых родились дети. В случае возникновения временных материальных за-труднений в семье и невозможности вносить текущие платежи, невыкупленная часть жилого помещения может быть предоставлена в наем с сохранением возможности последующего возобновления платежей по выкупу его в собственность.

В 2005–2006 гг. на реализацию Программы социальной ипотеки было мобилизовано свыше 10,8 млрд. рублей, из них средства участников программы составили 3,8 млрд. руб. Если в 2005 г. улучшили свои жи­лищные условия более 6 тысяч семей, то за прошлый год - уже 7420.

 - Определенная часть населения не желает жить в высотках. Есть ли выбор у тех, кто предпочитает загородный дом, коттедж?

- В республике почти половину вводимого в эксплуатацию жилья составляет малоэтажное жилье. Определены основные географические направления освоения пригородных территорий крупных городов республики - это зеленодольское, лаишевское, верхнеуслонское, высокогорское и пестречинское направления развития пригорода Казани, земли Тукаевского и Елабужского районов. Кроме этого, ведется проработка вопросов по резервированию земельных участков и их освоению для строительства малоэтажного жилья во всех муниципальных объединениях.

Освоение пригородных территорий крупных городов республики ведется путем строительства централизованных поселков. Сегодня полным ходом ведется строительство четырех централизованных поселков в пригороде Казани (пос. «Загородный», пос. «Ореховка-Унистрой», пос. «Светлый», пос. «Загородная усадьба»). Общая осваиваемая территория составляет около 620 гектаров, проектный ввод жилья составляет свыше 1,2 млн. кв. метров. Уже сдана 1-я очередь коттеджного поселка «Загородный» в Зеленодольском районе. Здесь в порядке эксперимента реализованы 12 технологий строительства быстровозводимого малоэтажного жилья, в том числе – из газобетонных блоков (ОАО «Завод ячеистых бетонов», г. Набережные Челны), из фибролитовых плит (ЗАО «ДСК», г. Елабуга), из клеевого бруса (ЗАО «Квинта-Холдинг», п. Васильево).  Уже построено 83 дома. Завершение строительства к 2008 году  даст еще 280 домов.

Еще 5 аналогичных поселков подобного типа находятся на стадии проектирования и согласования документации (пос. Эко-Плаза (МВД РТ), пос. Давликеево, пос. вблизи ГСОК «Казань», пос. в н. п. Озерный Высокогорского района (заказчик-за-стройщик «Унистрой-Новый дом»), пос. в н. п. Званка Пестречинского района).

- Жилье строится, но его все равно мало. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь, чтобы ускорить темпы реализации национального проекта?

- Прежде всего, в каждом муниципальном образовании требуется развить рынок предоставления под жилищную застройку земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией и инфраструктурой. Федеральными органами пересмотрена схема государственной поддержки обеспечения земельных участков под жилищное строительство объектами коммунальной инфраструктуры, что позволит инвесторам участвовать в реализации проекта. Но нужны реальные средства для реализации этой схемы. Нужно рассмотреть возможность оказания поддержки федерального бюджета при обеспечении территорий комплексной жилой застройки дорожно-транспортной инфраструктурой.

Также необходимо пересмотреть подход к определению нормативной стоимости квадратного метра, от которой зависят размеры начисляемых субсидий по жилищным сертификатам гражданам, отнесенным к отдельным категориям, с тем, чтобы эта стоимость отражала реальные цены на рынке и государственная поддержка была действенна. При этом, на мой взгляд, необходимо рассмотреть вопрос возможности вовлечения в реализацию этой подпрограммы механизмов ипотечного жилищного кредитования.

Учитывая, что одним из важнейших вопросов обеспечения комфортного проживания граждан является приведение существующего жилищного фонда в соответствие с параметрами такого проживания, необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции жилых домов и предусмотреть соответствующие механизмы государственной поддержки данного направления.

При модернизации и строительстве новых производств баз стройиндустрии нужно применить механизм компенсации процентных ставок, используемый сегодня при развитии производств АПК, что уже дало серьезный толчок к развитию. Нужно снизить и ввозные пошлины на современное зарубежное оборудование для производства строительных материалов.

Впереди - большой объем работы, и он коснется всех без исключения уровней власти.

НАША СПРАВКА

Серьезные предпосылки для роста жилищного строительства в республике создала реализация Программы ликвидации ветхого жилья (1996-2004 гг.), в рамках которой было построено 2,82 млн. кв. м. Около 50 тысяч семей, ранее проживавших в ветхом жилье, безвозмездно получили благоустроенные квартиры. Программа ликвидации ветхого жилья и ряд других республиканских программ позволили создать благоприятный климат для привлечения инвестиций в жилищное строительство.

РИММА ШАКИРОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

27 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?