39 (947) в продаже с 23 октября 16+

Весна в большом городе

23 марта 2007

Между прочим, весна – это не только любовь, авитаминоз и пробуждение природы. Это еще и ежедневные грязевые ванны прямо на выходе из подъезда. Зима в этом году выдалась по-весеннему мягкая, однако под конец снегом нас все же порадовать успела. А результат – вот он, под ногами: серая снежно-грязевая каша, которая нехотя тает, превращаясь в огромные лужи. И солнышко еще не скоро высушит всю эту «красоту».

Со снегом в нашем городе (как, впрочем, и на всей территории Российской Федерации, в том числе и в крупных городах Татарстана и в юго-восточном регионе республики) продолжают бороться по старинке, обильно посыпая улицы пескосоляной смесью, т.к., к сожалению, для обработки проезжей части против образования гололеда другой альтернативы пока нет. Для приготовления этого антигололедного блюда песок и соль смешиваются в определенных пропорциях: чем ниже температура и чем больше слой льда, тем выше процент содержания в ней соли. В среднем пропорция соли и песка в смеси колеблется 1/10-1/12. Остатки смеси в виде песка – одна из причин обильной грязи сейчас, когда снег активно тает.

«Хорошо, что хоть химией всякой улицы не обрабатывают», - радуются горожане. Кстати, зря радуются. Действительно, химические реагенты на казанских улицах не используются. Как нам пояснили в пресс-службе Мэрии Казани, планы обработать улицы реагентами встретили бурное сопротивление общественности и экологов. Однако безвредность «природной» пескосоляной смеси тоже весьма сомнительна. Засоление, по словам экологов, - это наиболее существенный тип деградации почв и земель.

- Почва является гигантской экологической системой, оказывающей, наряду с Мировым океаном, решающее влияние на всю биосферу, - рассказывает начальник отдела земельных ресурсов Министерство экологии и земельных ресурсов РТ Наталья Бережная. - Она активно участвует в круговороте веществ и энергии в природе, поддерживает газовый состав атмосферы Земли.   Вместе с тем, в результате неразумного антропогенного воздействия, почвы способны разрушаться под действием ряда факторов. Одним из таких факторов является засоление почв вдоль автотрасс в результате применения противогололедных средств в зимний период, что далеко не безопасно для других объектов окружающей среды - вод, растений, атмосферного воздуха, животных и человека.

«Все, конец ботинкам», - с тоской думают пешеходы, глядя на белесые разводы, украшающие обувку. Однако испорченными ботинками и автомобильными шинами дело, к сожалению, не ограничивается.

- Опасность заключается в том, что из-за больших концентраций солей или солевых рассолов, поступающих в почву придорожных полос, происходит интоксикация почв, - продолжает Наталья Бережная, - в результате чего поступление воды в растения сильно затруднено. Обменные процессы в почве на­рушаются, свойства почвы меняются. Это, в свою очередь, вызывает обеднение или перерождение растительного покрова.

Мы, жители городов, ощущаем это на себе в виде кожных и аллергических заболеваний. Кроме того, применение пескосоляных смесей в городах приводит к засорению песком систем ливневой канализации.

 - За зимний сезон на обработку проезжей части было использовано около 90 тысяч тонн пескосоляной смеси. Конечно, применение смеси наносит определенный вред окружающей среде. Но, к сожалению, в больших городах проблема экологии всегда была, есть и будет, - комментируют в пресс-службе Мэрии Казани. – На тех улицах, которые оборудованы ливневыми стоками, грязь попадает в очистные сооружения города.

- Отсутствие необходимого финансирования для ведения мониторинга состояния почв не позволяет сегодня оценить масштабы солевого загрязнения и определить размер вреда, причиненного почвам и всем другим объектам окружающей среды, - сетует Наталья Бережная.

А что, даже удобно. Нет данных – нет проблемы. Вполне по-российски. А вот в Швеции, где тоже дороги посыпают солью и песком, спасаются от вредного воздействия тем, что часто и тщательно чистят трассы. Правда, тут тоже не все гладко: загрязненный снег до недавнего времени сбрасывали в воды Балтики или озера Мэларен в специально отведенных для этого местах. Однако со следующего сезона Стокгольм будут штрафовать за сброс вредных отходов. Снег будут растоплять, очищая его на специальных площадках, или даже складировать.

У нас в Отечестве многие по-прежнему убеждены, что никакого особого вреда смесь соли и песка причинить не может, так что и огород городить нечего. Казалось бы, мнение экологов и специалистов Горводзеленхоза в этом вопросе должны совпадать: и те, и другие трудятся на благо природы и окружающей среды. Однако суждения их почему-то противоречат друг другу. Так, по словам главного инженера Горводзеленхоза Гаптелахата Садриева, пескосоляная смесь, которой обрабатываются дороги, не вредит природе. Собственно, критиковать всегда легче. Куда сложнее предложить выход, который устраивал бы всех, – и горожан, и коммунальщиков, и экологов. Быть может, стоит по примеру аккуратных шведов чаще чистить дороги? Специалисты Горводзеленхоза утверждают, что предприятие строго следит за уборкой снега с обработанных улиц.

- Тут многое зависит от порядочности подрядчика, - говорит начальник участка № 11 Горводзеленхоза Фаннур Нурисламов. – Если подрядчик порядочный, то он будет убирать снег до того, как он начнет таять и соль попадет на почву.

Только вот по телеканалу «Эфир» специалисты того же Горводзеленхоза недавно заявили, что дорожники не успевают убирать снег с обработанных антигололедным средством дорог, и весной данная смесь попадает на газоны. Поэтому и увеличилось в последнее время количество заболеваемости деревьев.  

P. S. А вообще, конечно, и без пескосоляных проблем сложностей на наших дорогах хватает. Снег тает – и они все заметнее. Резкие перепады температуры, в которых не было недостатка этой зимой, сильно и не в лучшую сторону повлияли на дорожное покрытие.

- Под воздействием определенной температуры асфальт движется: расширяется, уплотняется. В результате появляются ямы, трещины. С 12 марта, на месяц раньше, чем в другие годы, в городе начались ямочные ремонты, - пояснили нам в пресс-службе Мэрии Казани, - работа была начата еще в январе. Сегодня идет ремонт на улицах Тульская, Ямашева, Амирхана. Проводятся работы на Ленинской дамбе, по улице Декабристов, на Мамадышском тракте и на Южной трассе. На сегодняшний день отремонтировано свыше 5000 кв. м дорожного полотна. Планируется, что ямочный ремонт продолжится до середины мая.

А КАК «У НИХ»

В Германии с гололедом борются с помощью хлористого магния – бишофита или ацетатов (карбоксилатов) щелочных и щелочно-земельных металлов. Все более широкое применение находит кальциево-магниевый ацетат (СМА), который не оказывает пагубного воздействия на растения, металлы и дорожное покрытие. Все трассы в стране делятся на пять категорий, которые по стоимости очистки колеблются от 3 до 11,76 евро за 1 кв. метр. Чистота немецким дорогам гарантирована даже близ стройплощадок. До 500 евро штрафа грозит тем, кто до выезда на трассу не удалил с протекторов грязь.           

АЛЕКСЕЙ ПЛАТНИКОВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

28 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?