39 (947) в продаже с 23 октября 16+

Уют дому твоему

23 марта 2007

Априори критиковать всегда легче, чем попытаться увидеть положительные тенденции, особенно в такой сфере, как ЖКХ. И все-таки они есть, пусть пока не совсем потребителю невооруженным взглядом  заметные. Подтверждение тому – деятельность Управляющей компании «Уютный дом»  Ново-Савиновского района, руководителем которой является жилищник с многолетним стажем Марат Нуриев. Именно по его инициативе в Ново-Савиновском районе раньше всех началась работа по созданию такой новой формы ведения хозяйства как управляющая компания. Кому как не ему, не понаслышке, а изнутри, известны все «жилищно-коммунальные болезни» и способы их лечения.

- Марат Абдулхаевич, недавно управляемая вами компания «Уютный дом» заняла первое место на X Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства за 2006 год. Поздравляем. Скажите, за время вашей работы вы впервые удостаиваетесь первого места?

- Конкурс для нас не новый, он проводится, как вы понимаете, десятый раз. Но мы принимали в нем участие только последние три года. Правда, предыдущие два - представляли муниципальное предприятие «Жилсервис», а в этом году подали заявку на конкурс в номинации «Управляющая компания». Ранее нам удавалось занять лишь четвертое и шестое места. С другой стороны, это тоже хороший показатель, если учесть, что в конкурсе ежегодно соревнуется чуть ли не вся Россия, начиная с Дальнего Востока. Только от нашей республики было представлено 33 предприятия жилищно-коммунального хозяйства, 11 из них также заняли призовые места. Примечательно, что пять призеров – наши коллеги из Набережных Челнов. Мы за них рады. 

- Полученный результат был предсказуем?

- Честно признаюсь, не ожидали. Новый Жилищный кодекс вступил в силу совсем недавно, дело это новое, никем не обкатанное. Мы просто добросовестно делали свою работу, сверху на нас никто не давил, занять призовое место команды не отдавал. То что выиграли - лишь подтверждение того, что мы не совсем плохие. Как бы нас не хвалили в Москве или где-то еще, самый главный для нас судья и оценщик здесь, в Казани. Это рядовые люди. Насколько наша работа на практике соответствует полученным наградам, они смогут оценить по качеству и своевременности предоставляемых услуг.

- «Уютному дому» чуть больше полугода. Оглянитесь назад, что за это время изменилось?

- Резко снизилось количество жалоб от населения. Убрав в организации работы избыточные звенья, нам удалось оптимизировать расходы. Объем средств, направляемых на внедрение новой техники, оборудования и современных энергосберегающих технологий, увеличился на 110%. В частности, при текущем ремонте отказались от металлических труб, так как они подвержены коррозии, и перешли на пропиленовые. Приобретая технику малой механизации, увеличиваем площади уборки. При этом число дворников остается прежним. Как первопроходцам нам было ой как несладко: Жилищный кодекс вступил в силу, а нормативные документы, без которых в нашей работе никак, еще длительное время не были утверждены. Мы самостоятельно разработали договоры, предварительно изучив Жилищный кодекс, правила норм жилищной эксплуатации и прочее. Наверное, еще сложнее было работать с населением. Для начала его надо было хотя бы собрать, все им растолковать, объяснить, провести выборы, которые по сложности проведения на самом деле сопоставимы с выборами в Законодательное собрание.

- Интересно, как оно восприняло вашу инициативу создать управляющую компанию?

- Оно не проявило заинтересованности. Во-первых, как мы не пытались, жильцов невозможно было собрать. На собрания во дворах приходило по 15-20 человек. К сожалению, наше население не активное, порой равнодушное. Пришлось проводить выборы путем заочного голосования. Кроме нашей компании свои услуги предлагали москвичи и самарцы. Были конкретные случаи, когда неизвестные заходили в квартиру, спрашивали, например, работает ли домофон, есть ли вентиляция, если есть, просили расписаться. Легковерные жители подписывали. Вот таким обманным путем собирались подписи. Хорошо, что все обошлось, вмешались правоохранительные органы. Вообще же нашим доверчивым жильцам впредь надо быть внимательнее, ведь подписывая документ, они возлагают на себя определенные обязанности. Об этом надо всегда помнить. Другие управляющие компании, появившиеся в Казани позже, пошли уже по протоптанной нами тропинке – этап становления у них прошел менее болезненно и более слаженно.

- Марат Абдулхаевич, а с какими труднорешаемыми проблемами вы сталкиваетесь сегодня?

- В первую очередь, это заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг. Мы до сих пор не можем добиться заключения договоров на горячую воду, отопление и прочее. Вся беда в том, что они монополисты, а потому считают себя вправе диктовать нам любые условия, в том числе очень жесткие. Взять хотя бы такой пример. Организация, поставляющая тепло в наши дома, несет определенные нормативные потери, стоимость которых уже заложена в тарифе. Ан, нет. Они, мягко говоря, предлагают платить за них дополнительно. Такого быть не должно. Тепло – это готовый продукт. Это то же самое, как если бы я покупал торт в магазине, а мне бы сказали, что за крем надо доплатить отдельно. Вот другая проблема: население равномерно оплачивает услуги за отопление в течение 12 месяцев, а нам предлагают платить по факту, то есть за семь месяцев. Для потребителей - это неподъемная сумма, компания же автоматически входит в долг, потому что каждый день просрочки – это пени, дополнительные расходы. Еще одно уязвимое место – часто в жилых домах расположены различные офисы, парикмахерские и прочее. Их затраты также хотят переложить на нас. Поставщики коммунальных услуг должны работать с ними напрямую, заключать договора. Но им удобнее снять деньги с компании. Но почему собственники жилья должны платить из своего личного кармана за того дядю? Несмотря на отсутствие выбора поставщиков услуг, мы не собираемся мириться с таким положением дел. Иначе это ляжет тяжелым бременем на плечи граждан, интересы которых мы призваны защищать. Возможно, подобные проблемы и не возникли, если бы мы не были профессионалами своего дела. А поскольку мы не лыком шиты, все имеют специальное образование, у нас сильный юридический отдел, мы упорно сопротивляемся. Пока эти вопросы остаются открытыми, но над ними идет каждо-дневная работа.

- Марат Абдулхаевич, а население, чьи интересы вы отстаиваете, оценило вашу работу?

- С населением вообще интересно получается: когда у него проблем нет, ему все равно, работает ли наша компания или кто-то другой. Но обязательно найдутся люди, которые будут недовольны. Они даже сами не знают, чего хотят. Мы меняем стиль и методы работы в лучшую сторону, во всяком случае, очень стараемся. Когда же население поменяет свое сознание, наконец-то поймет, что жилой дом - это их собственность, и ремонтироваться она будет за счет их же средств? Жители часто жалуются, мол, во дворах не хватает скамеек и оборудованных детских площадок. Мы установили скамейки, для детей - малые архитектурные формы. Оградили металлическим забором, чтобы машины не заезжали. Такие средства тратим на ограждения. Эти деньги могли бы пойти на благоустройство, а мы вынуждены заниматься заборами. Хотя от кого загораживаем? Теперь на скамейках вместо детей можно наблюдать пьяных взрослых. Отремонтировали подъезды, поставили кодовые замки, даже цветы повесили. Вот вам, дорогие жители, подъезд, только берегите и сохраняйте. Не прошло и года, а ремонта как и не бывало. Не думаю, что кто-то из других районов специально приходит портить имущество Ново-Савиновского района.

- После такого руки не опускаются?

- Конечно, очень обидно. Для изменения отношения необходимо время. За тот короткий период, как появилась управляющая компания, изменить многого пока не удалось. Сейчас в жилых домах проводится выбор старших по дому, которые будут непосредственно работать с жильцами. Еще один из способов, который, по нашему мнению, будет способствовать изменению отношения, - создание рабочего звена. То есть такого, когда дворник пришел, помахал метлой минут 40 и больше его никто не видел, не будет. Вместо трех рабочих появится один – он будет совмещать работу дворника, мусоропроводчика и уборщика. Таким образом мы сразу убиваем двух зайцев: дом и имущество под постоянным присмотром, а у работника, выполняющего в комплексе три вида работ, соответственно, повышается заработная плата. Работать он будет по шесть-семь часов в день. Хочется верить, что у жителей, видящих его работу, появится бережливое отношение, в другой раз они уже не выбросят у подъезда мусор. Было бы идеально, если бы этот работник сам жил в этом доме. Когда нас ругают, я говорю: «Приходите, возьму вас на работу». Никто же не идет. Система ЖКХ давно потеряла свой статус, у людей годами складывался стереотип, что здесь работают одни пьяницы. Чего греха таить, доля правды в этом была. Но сейчас все изменилось, и мы своим трудом это докажем.

- Марат Абдулхаевич, для населения один из животрепещущих вопросов - это тарифы. Понимаю, вы их не утверждаете, но все-таки насколько в ваших силах их реально понизить?

- Если вы заметили, тарифы на жилищные услуги не изменились, выросла стоимость предоставления коммунальных услуг. Думаю, если мы сумеем заключить хорошие договора, о которых я рассказывал выше, будем применять новые современные технологии, продолжать проводить оптимизацию расходов, мы сможем вернуть часть денег населению. Такая цель есть. Но пока об этом говорить, признаюсь, рано. Как известно, особенность нашего района в том, что наши дома находятся в болотистой местности. Это очень осложняет эксплуатацию инженерных коммуникаций, трубы и другое домовое оборудование быстрее выходят из строя, чем, скажем, в Азино. Сейчас мы работаем на «невидимом фронте»: меняем трубы в подвалах, ремонтируем кровлю домов, то есть занимаемся делами, не терпящими отлагательства. В первую очередь надо выполнить «недоремонт» объектов, который десятилетиями не финансировался. Чтобы выполнить весь объем работы, необходимо только по нашему району 4 млрд. руб. Конечно, должна быть принята отдельная целевая программа, должно быть отдельное бюджетное финансирование. Сначала надо восстановить жилье, а потом его окончательно передать собственникам жилья. Наверняка, жители 540 многоквартирных домов, которые мы взяли на обслуживание, замечают, что внешний облик жилого комплекса не изменился. Они увидят нашу работу только тогда, когда будет выкрашен каждый подъезд, благоустроена прилегающая территория. В этом году поставили задачу – наладить отопление в каждом подъезде. Конечно, хотелось бы по возможности их все обновить. Но этот и другие вопросы будут решаться по мере финансирования.

- Как в целом вы относитесь к реформе ЖКХ?

- Процесс реформирования, на мой взгляд, слишком затянулся, если не ошибаюсь, реформе уже лет 12. По моему глубокому убеждению, ЖКХ – это стратегийная отрасль, которая обязательно должна находиться под контролем государства. То, что появились частные компании, конкуренция – замечательно. И все же нельзя бездумно раздавать все на откуп частникам. Должен быть жесткий отбор. В сферу жкх можно допускать только профессионалов. Всегда привожу пример: я не могу сесть за штурвал самолета и полететь, я не могу пойти в больницу и сделать операцию, я не могу водить трактор. Но почему-то все они: отставной летчик, врач на пенсии или домохозяйка - считают, что могут управлять домом. Дом – это такой же самолет с пассажирами, здесь пробовать нельзя, здесь надо иметь соответствующее образование, специальность, опыт работы, и только тогда можно браться за дело.

- С чего начинается ваш рабочий день?

- Наверное, правильнее будет сказать, что рабочий день у меня не кончается, он плавно, а иногда не плавно перетекает в другой. Нам даже ночью запрещено отключать телефон. Мало ли что случится.

- Удивляюсь, как при таком напряженном графике работы  вы успеваете заниматься общественными делами. Знаю, что вы являетесь соучредителем республиканского благотворительного фонда «Энием-мама».

- Действительно, мы оказываем всевозможную поддержку разным людям и не только материальную: проводим бесплатные юридические консультации для малообеспеченных, многодетных семей, устраиваем праздники, регулярно проводим благотворительные обеды, например, в такие татарские праздники, как Курбан-Байрам, Рамазан. В эти весенние каникулы финансируем поездку талантливых детей из детской музыкально-художественной школы №16 на международный фестиваль-конкурс «Золотой феникс», который пройдет в Санкт-Петербурге. Считаю, что благотворительностью надо заниматься не только в тот год, когда его объявили, а на протяжении всей жизни.

ОЛЬГА ПАНФИЛОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

27 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?