35 (893) в продаже с 13 сентября 16+

Учеба учебой, а обед по расписанию

30 апреля 2007

В Америке бьют тревогу: дети набирают в весе, как на дрожжах. В Англии подсчитали, что к 2020 году 30% мальчиков и 40% девочек будут страдать ожирением. В России же ситуация обратная: чуть ли не каждый второй выпускник школы, встающий на воинский учет, мягко выражаясь, недостаточно упитан. По этой причине в последний призыв 20 тыс. потенциальных защитников Отечества отправляли нагуливать жир, еще 45 тыс. – временно признали непригодными к службе в армии.

Если они и дальше будут недоедать, к 2010 г. призывной ресурс страны может уменьшиться на 35%. Эти и другие цифры были озвучены на Всероссийской межведомственной научно-практической конференции «Школьное питание: доступность, качество, организация», которая прошла на этой неделе в Казани. Вот еще немного говорящей статистики: половина школьников страдает хроническими заболеваниями, доля здоровых детей среди младших классов составляет не более 10-12%, в средних – 8%, а в старших – всего пять. Де-факто, самые распространенные заболевания среди школьников - гастроэнтерологические, напрямую связаны с питанием. Ученые подсчитали и доказали, что если оно неправильное, ожидаемая продолжительность жизни сокращается на пять лет. Де-юре, проблема школьного питания – это еще и национальный вопрос, если угодно, безопасность страны. А страна сегодня, судя по всему, в опасности. Так в России повелось, что многие родители не в состоянии ни обеспечить детей полноценным питанием дома, ни оплатить его в образовательном учреждении. Впору объявить, по аналогии с законом об образовании, о доступности и всеобщности школьного питания. А государство, перманентно декларирующее «необходимость принятия полномасштабных мер по регулированию демографической ситуации», даже не позаботилось включить в федеральную программу «Дети России» подпрограмму «Школьное питание». Вся социалка, как ненужный балласт, скинута на субъекты Российской Федерации: кто как может, тот так и кормит. Те скудные средства, которые выделяются из региональных и местных бюджетов, в принципе не могут обеспечить качественное сбалансированное питание школьников. При составлении меню учитывается стоимость продуктов, а не физиологическая потребность детей в биологически ценных веществах. Большинство субъектов РФ не опустили руки и пытаются помочь хотя бы самым социально незащищенным маленьким гражданам России – в день доплачивает за питание от полутора до 85 руб. В Татарстане на каждого школьника в день выделяется 3 руб. 50 коп. В тех же самых США на эти цели дотируется два с половиной доллара.

Конечно, до Америки нам как… до Америки. Но все же на фоне других регионов ситуация в нашей республике и, в частности, столице чуть лучше. Горячим питанием охвачено порядка 74,5% учащихся. Инициативный мэр Казани ввел в активный словарь учеников некоторых школ понятия «ланч-бокс» и «шведский стол». В пищеблоках установлено оборудование нового поколения – пароконветоматы, охладители, печи. В школьных буфетах наконец-то перестали травить учеников газированными напитками с красителями и консервантами, чипсами и прочей заморской снедью. Теперь младшеклассники всех образовательных учреждений чуть ли не каждый день получают в красочных коробочках с трубочкой витаминизированное молоко, до конца апреля во всех городских школах завершится установка фильтров-фонтанчиков. Также в этом году продолжится перевод 30 школ на новую технологию приготовления готовых завтраков в базовых заготовочных блоках с последующей их транспортировкой в школьные столовые. Cделав в этом направлении первые шаги, столица Татарстана объ-явила, что готова стать одним из пяти субъектом РФ, где будет реализовываться пилотный проект «Школьное питание», и распространить сей передовой опыт по всей России. Чиновники рапортуют: все дети сыты и довольны, ну, или почти все.

Марат и его брат из 62-й школы в школьную столовую не ходят, кушают исключительно дома. Их мама Ляйсан объясняет, что доплачивать за двоих детей по 120 руб. в неделю для нее слишком накладно. В категорию «бесплатников» ее сыновья не попадают: семейный доход чуть выше прожиточного минимума. Восьмилетняя  Алина из школы № 170 ест немного, но даже ей порции школьных обедов кажутся уж очень маленькими. Обычно она съедает гарнир – чаще всего это ложка жиденького пюре, размазанная по тарелке, а вот котлеты не жалует – «невкусные, похожи на синяки». Ей очень нравится рыба, но ее всегда бывает с мизинец, так что вкус не почувствуешь. Вся еда запивается какао или соком, которые, по словам, ученицы, явно разбавлены. «Ребенок приходит домой голодный, - рассказывает мама Алины. – Как-то интересовалась у классного руководителя: можно ли отказаться от организованных школьных обедов и предоставить ребенку возможность самому выбирать и покупать обед в той же столовой? Нам сказали, что нельзя. Я готова доплачивать за школьное питание не 12,50, как того требуют, а больше, лишь бы хорошо кормили. Ведь все равно каждый день приходится давать дополнительно деньги, чтобы она могла что-нибудь еще прикупить. Денег мне не жаль, жаль здоровья дочери». Мама третьеклассника Руслана из гимназии № 102 тоже готова платить за обеды больше, но только за полноценные, вкусные и сытные. Как и чем сегодня кормят в школе ее сына, ее не устраивает: порции маленькие, меню скудное, нет салатов и супов. 

Безусловно, местные власти прилагают усилия для разрешения проблемы школьного питания. Их можно понять. Чтобы уложиться в 16 руб., столько сегодня в школе стоит одна порция горячего питания, надо изощриться. Все, что могут сделать чиновники, - выделить на каждого школьника три с полтиной и бесплатно обеспечить горячим питанием учащихся из малообеспеченных семей. Что же касается «ланч-бокса» и «шведского стола», то многие участники конференции относятся к ним с осторожностью. В частности, по мнению А.В. Мосова, заместителя начальника надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора г. Москвы, применяемые технологии имеют ряд недостатков. Если в школе есть полноценный пищеблок, то организовывать там питание по данной технологии нецелесообразно, считает Андрей Владимирович. Если говорить о «шведском столе», то практика показала, что большинство детей, воспитанных на рекламе известных, но вредных для здоровья брендов, не могут сделать осознанный мотивированный выбор в пользу полезного продукта; на языке специалистов это называется нерациональное пищевое поведение. Например, рыбе они предпочитают мясо или сосиски с макаронами. Не остался без нареканий и двухнедельный рацион, применяемый в казанских школах. Его минус уже в том, что он двухнедельный. Как минимум, школьный рацион должен разрабатываться на четыре недели. Другой большой недостаток - он не предусматривает обеспечение школьников первыми блюдами, в нем мало рыбных блюд, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов. В целом, рацион скудный и однообразный. 

P. S. В списке заявленных участников Всероссийской конференции значились министр образования г-н Фурсенко и главный санитарный врач г-н Онищенко. Ко всеобщему сожалению съехавшихся из разных регионов, лицезреть высоких государственных мужей не пришлось. У них просто выросли дети?

ОЛЬГА ПАНФИЛОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?