11 (919) в продаже с 27 марта 16+

Аэропорт в штопоре

6 апреля 2007

Одним из наиболее динамично развивающихся регионов Татарстана сегодня является Закамье. Развитие Нижнекамского промышленного узла, создание особой экономической зоны в Елабуге, интенсивно прогрессирующий КАМАЗ обеспечивают серьезный экономиче-ский подъем территории. Не пос-леднюю роль в обеспечении экономического развития и всей жизнедеятельности региона должна и может сыграть правильно выстроенная транспортная схема.

Очевидно, что в настоящий момент наиболее острой проблемой региона являются авиакоммуникации. Отсутствие необходимого количества рейсов, запрещение транзитных полетов, а главное, запредельные даже по сравнению с Казанью цены на авиабилеты не позволяют считать ситуацию хоть сколько-нибудь удовлетворительной.

С момента ввода аэропорта «Бегишево» в эксплуатацию и до начала разрушения экономики в связи с перестройкой объем перевозок в нем был всегда на одном уровне с аэропортом «Казань». Сегодня наметилось значительное отставание. Причина – монополизм авиакомпании, не желающей терять сверхприбыли в данном аэропорту.

Дело в том, что в настоящий момент «Бегишево» не является самостоятельным предприятием. Оно наряду с авиакомпанией «Татарстан» входит в недавно созданное ОАО «Нур-авиа» и целиком зависит от политики руководства частного холдинга «Нур-1».

Но эта политика в настоящее время представляется более чем странной. Аэропорт «Бегишево» фактически прозябает в роли пасынка авиакомпании «Татарстан». Структурная единица, которая сегодня приносит более 20% годовой выручки, не пользуется поддержкой руководства и фактически оставлена без средств к существованию. Хроническая болезнь «Бегишево» - недофинансирование.

По этой причине участились случаи задержки вылетов из-за ухудшения технического обслуживания. В аэропорту нет элементарного - необходимого количества запасных частей.

С момента ввода в эксплуатацию, а именно с 1971 года, здесь ни разу не ремонтировались инженерные сети – основа жизнеобеспечения любого предприятия.

 Серьезные проблемы возникают с лицензиями на эксплуатацию так называемых опасных объектов – хранилища горюче-смазочных материалов, котельной аэропорта.

Аэропорту не позволяют зарабатывать. Из воздушного пространства «Бегишево» постепенно оказались выдавлены все транзитные рейсы, за счет обслуживания которых можно было получать «живые» деньги.

Доходы аэропортов – это всегда расходы авиакомпаний. Когда они объединены, экономика становится непрозрачной, и кому выгодно рыбачить в этой мутной водице, можно только гадать. Складывается впечатление, что за счет аэропорта авиакомпания решает свои проблемы, никак не связанные с интересами жителей Закамья.

Кстати, по данным проверки транспортной прокуратуры можно сделать выводы о том, что в результате финансирования «по остаточному принципу» аэропорт «Бегишево» сегодня не обеспечивает даже возможностей подготовки экипажей к полетам. Выявлены нарушения норм рабочего времени членов экипажей воздушных судов. Эта несколько неуклюжая формулировка означает, что летчики, доставляющие нас к месту назначения, перерабатывают, не имеют возможности полноценно отдохнуть и восстановить силы и физически не готовы адекватно выполнять свои функции. Подобные факты должны подлежать строжайшему расследованию, целью которого является установление причин и осуществление мероприятий по предотвращению подобных случаев в будущем. Отсутствие такого анализа ведет к эскалации подобных явлений, а это, в свою очередь, практически гарантирует в перспективе большие неприятности, возможно, с необратимыми последствиями. Но инциденты часто скрываются, замалчиваются. Причем не только авиакомпанией, но и государственным надзорным органом – Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в лице Татарского территориального управления государственного авианадзора, на которое возложены функции надзора и проведения расследований. А тем временем налицо инсульт летчика Сысоева, несколько случаев инвалидности среди летного состава, ухудшение здоровья членов экипажа непосредственно в полете. Кстати, летчики официально никогда не жалуются, а наоборот, скрывают усталость и болезни из опасения потерять высокооплачиваемую работу. Это тоже должно настораживать всех авиапассажиров. Выход – государственный или, по крайней мере, независимый контроль за состоянием здоровья летного состава. Но пока зачастую он осуществляется заинтересованными коммерческими организациями. А ведь самочувствие пилотов – это наша с вами безопасность. Человеческий фактор все чаще фигурирует в списке основных причин авиакатастроф, уносящих многие сотни жизней.

Все вышеперечисленное с полной очевидностью показывает, что сегодня корпоративные интересы авиаперевозчика находятся в прямом противоречии с интересами всего закамского региона в целом.

Аэропорт Закамью необходим. Но только не в его нынешнем состоянии. Опыт многих городов России показывает, что освобождение от диктата единственной авиакомпании может кардинально переменить ситуацию. Региону нужен богатый и самостоятельный аэропорт. В таком качестве он будет выгоден и бизнесу, и населению. Обеспечение равных условий для большого количества конкурирующих между собой перевозчиков в обязательном порядке повлечет за собой повышение качества обслуживания, усиление безопасности полетов, бережное отношение к потенциальным клиентам и, как показывает опыт ряда городов, в том числе и Казани, – снижение тарифов. Разумеется, для этого необходимо преодолеть вассальную зависимость от авиаперевозчика.

Согласно принятой в РФ концепции развития авиации, авиакомпании и аэропорты должны быть разделены. Это государственная политика. Но, как часто бывает в России, принятые концепции остаются только на бумаге...

С уважением, казанский летчик с многолетним стажем

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
9 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?