11 (919) в продаже с 27 марта 16+

Потребительский рынок: мы выбираем, нас выбирают...

6 апреля 2007

Прошли те времена, когда мы «любовались» пустыми полками магазинов. Вот и потребительский рынок Татарстана, на первый взгляд,  стабилен, насыщен товарами, растет оборот розничной торговли. Это с одной стороны. С другой  - объемы контрафактной продукции зашкаливают, в торговых сетях доля республиканских производителей ничтожно мала, и есть все шансы  отравиться колбасой из супермаркета.

Спрашивается, почему доля завозимой продукциии по самым популярным потребительским товарам, например, по макаронам, мясу, плодоовощным консервам, намного выше производимой в республике? Выходит, проблемы все же есть. И у производителей, а, значит, и у нас.

КТО ТОПИТ МАЛЫЙ БИЗНЕС?

Дело в том, что республиканским товаропроизводителям далеко не просто быть представленными в торговых сетях, особенно иностранных и федеральных продовольственных ритейлоров, экспансия которых (а другого слова здесь не подберешь) в городах республики, особенно в Казани, приобрела широкий размах. В прошлом номере «ИТ» мы уже писали о заоблачных «бонусах», которые требуют крупные торговые сети с республиканских производителей за право выставить их продукцию в своих магазинах. А вот кого это волнует? Администрация города пока игнорирует проблему. Неужели вопрос, насколько широко и в каком количестве представлена продукция республиканских производителей в торговых сетях,  волнует только самих производителей? По принципу, спасение утопающих - дело рук самих... Хотя нет, в последнее время в дискуссию включилась общественность. Например, недавно проблему обсудили на совместном заседании комиссий Общественной палаты РТ по экологии, охране здоровья и безопасности человека и по экономике, развитию предпринимательства и других институтов рынка. Были представлены мнения двух сторон: органов исполнительной власти и предприятий, организаций, предпринимателей. Как всегда, они оказались диаметрально противоположными. Как бы то ни было, цифры говорят сами за себя. Так, по данным Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества, удельный вес товаров «наших» производителей по некоторым видам продукции чрезвычайно низок (мука - 11%, плодоовощные консервы - 3%,  дрожжи  - 0%). Получается, не можем мы обеспечить себя ни маргарином, ни плодоовощными консервами. До сих пор не сформировано разумной государственной политики в области защиты отечественных производителей. Дошло до того, что Общественная палата предложила контролировать потребительский рынок в рамках контроля за органами власти. В частности, обратиться в Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе России с просьбой рассмотреть вопросы договорной практики между поставщиками-местными товаропроизводителями и покупателями, субъектами сетевой торговли, в целях защиты конкуренции в сфере розничной торговли. Инициатива, конечно, похвальная. Неясно другое - доколе общественники будут выполнять работу чиновников.

ОСЕТРИНА ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ

Пока малый бизнес республики воюет с монополистами за рынок, татарстанцы покупают просроченную колбасу, травятся паленой водкой и одеваются в китайский ширпотреб. В результате исследования, проведенного специалистами все той же Общественной палаты РТ, выяснилось, что большинство казанцев отовариваются либо в магазинчиках около дома, либо на рынке, а отнюдь не в «Бахетле». Многие предпочитают платить 150 рублей за пиратский диск, чем покупать за 900 лицензионный. Другой аспект. Во многих деревнях нет частных магазинов. А если и есть, то у ЧП отобрали право торговать алкоголем. В итоге население употребляет спиртосодержащие жидкости. В районах РТ стабильно высокий уровень отравлений суррогатами. В Альметьевске, Челнах, Лениногорске во время плановой проверки изъято около 10 тонн суррогата. Кроме водки в антисанитарных условиях подделывают сливочное масло «Эдельвейс», минералку «Волжанка» и другую продукцию. А что уж говорить об одежде? Китайские подделки с фирменными логотипами «Найк» и «Адидас» уже никого не удивляют. Поэтому, когда заходит речь о том, чтобы закрыть рынки и магазины «Конфискат» с майками по 50 рублей, нужно сначала подумать о людях. Смогут ли они с пенсией в 3,5 тыс. рублей одеваться и покупать продукты в торговых центрах?

ПРОДУКТЫ НЕИЗВЕСТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Сейчас на рынках вводятся учетные карточки. Все товарные рынки должны быть переоборудованы и приведены в формат магазинов. Вводится запрет на организацию уличной лоточной торговли.

Никто не спорит, продовольственная безопасность необходима. Отсутствие сопроводительных документов, маркировки, продажа товаров с нарушением санитарных норм – вот неполный список нарушений. Даже и в магазинах реализуются продукты с истекшим сроком годности. Они, как правило, дешевле, поэтому и пользуются спросом. Так, по данным Роспотребнадзора, показатели микробиологической загрязненности пищевых продуктов, реализуемых на потребительском рынке Республики Татарстан, составили по колбасным изделиям 3,9 % по собственной продукции и 20% по ввозимой, по птицеводческой продукции 0,9 и 8,9%, по молочной – 2,3 и 22,2%. Так, в ТК «Перекресток», например, в ходе последней проверки выявлены продовольственные товары с истекшим сроком годности, которые «задыхаются» в полиэтиленовой упаковке, имеют кислый запах. Иногда на прилавках вообще появляется продукция неизвестного происхождения. А все потому, что собственных производителей у нас раз-два и обчелся. Множество предприятий хотят производить, но не имеют возможности. Например, объем экологической документации весит 3 кг. Приходится отвлекать людей от работы, чтобы заполнить ее. Кроме того, вечные проблемы с «упрощенкой», тарифами на электроэнергию - за заявку плати, за недозаявку тоже. Чтобы выиграть тендеры на госзаказ, нужно, чтобы сырье стоило дешевле продукции. Так как это невозможно, появляются различные фальсификации.

 А ситуация с наружной рекламой? После того, как Исполком Казани установил требования увеличить платежи, за 2006 год они увеличились аж в 4 раза! В итоге плата за рекламу выросла с 10 тысыч до 20. Крупные транснациональные компании выжили, а малые... Администрация будто не думает, что местным предпринимателям необходима реклама для выхода на рынок. Чтобы только согласовать вывеску, уходит минимум два месяца. Если не согласовать – штраф.  Многие предприятия даже не знают, каким образом правильно оформить рекламу, отстоять свои права. И безропотно платят, платят, платят...

Может, прежде чем рассуждать о том, как-то нам будет в ВТО, стоит сначала разобраться на собственном рынке?

ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
9 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?