28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Борис ПОЮРОВСКИЙ: «Московские гастроли театра имени Г.Камала - праздник татарского языка»

21 января 2011

В Москве с успехом завершились гастроли Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала. Январские гастроли театра на сцене Государственного академического Малого театра – знакового для всего театрального мира России – стали традиционными. Это уже третьи московские гастроли камаловцев. Они прошли при поддержке Правительства Москвы.

За девять дней татарстанцы показали восемь спектаклей. Все они были поставлены в последние два года. Это драмы «Женщины 41-го», «Кукольная свадьба», музыкальный спектакль «Дитя», комедии «Люстра», «Запоздалое лето» и «Тартюф». Открылись и завершились гастроли музыкальными комедиями «Молодые сердца» и «Диляфруз-Remake», в которых сыграло молодое поколение артистов театра.

Своими впечатлениями о гастролях с ИА «Татар-информ» поделился известный московский театральный критик Борис Поюровский. Он - автор более ста книг. Среди его «героев» - Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Александр Ширвиндт, Наталья Гундарева, Александр Абдулов, московский театр сатиры, Ленком. Несколько лет назад вышла его книга «Остров в океане», посвященная Театру имени Г.Камала. В нее вошли статьи и рецензии, написанные им за многие годы творческого общения с актерами и режиссерами театра.

- Борис Михайлович, в чем, на ваш взгляд, особенность театра имени Г.Камала?

- Татарскому театру им.Г.Камала в декабре нынешнего года исполнится 105 лет. Я знаю его с 1957 года, с тех пор как впервые увидел его спектакли на гастролях в Москве. Знаком с артистами, которым сегодня за 70 лет, общался с теми, кого уже нет среди нас. Видел все их лучшие спектакли и меня радует, что новое поколение камаловцев ничуть не уступает предыдущим поколениям артистов.

В их выступлении на сцене именно Малого театра есть особый смысл. В 1961 году большой выпуск Высшего театрального училища имени М.Щепкина, училища Малого театра, пополнил ряды Татарского театра имени Г.Камала. Сегодня этим актерам от 70 до 75 лет, это народные артисты РФ и РТ Азгар Шакиров, Равиль Шарафеев, Ринат Тазетдинов и многие другие замечательные профессионалы своего дела. С ними учился и ведущий драматург Туфан Миннуллин.

В театре имени Г.Камала удивительное содружество людей разных поколений. Старшее поколение искренне радуется приходу молодежи, так как понимает, что жизнь театра продолжится только с приходом молодых актеров.

- Что бы вы сказали о репертуаре театра?

- Репертуар татарского театра особенный. Связано это с тем, что татарская драматургия родилась на два десятилетия раньше первых сценических постановок. В отличие, например, от русского и английского театров, возникших на основе ярмарочных представлений, и только потом у них появились пьесы. Поэтому в татарском театре предпочтение по-прежнему уделяется национальной драматургии, потому что без языка нет культуры. В дни московских гастролей театра имени Г.Камала был не просто праздник татарского театра, но и праздник татарского языка. Это очень важно. Люди хотят, даже если не знают, слышать свой родной язык. Нет языков красивых и некрасивых, в каждом из них своя прелесть.

Но театр имени Г.Камала никогда не ограничивался национальной драматургией, каждые гастроли он привозил в Москву переводные пьесы. В прошлый раз это были «Черная бурка» Георгия Хугаева и «Три сестры» Антона Чехова, в этом году – «Тартюф» Мольера. Издавна складывалось, что рядом с произведениями татарских авторов в репертуар театра непременно включались сочинения классиков – от Шекспира до Эдуарда Де Филиппо и Горького.

- Спектакль «Тартюф», приуроченный к Году Франции в России и России во Франции, поставил французский режиссер Николя Струве. Каковы ваши впечатления от этой постановки?

- Спектакль, на мой взгляд, очень интересный. Сам факт, что театр приглашает режиссеров из-за границы - из Франции, Колумбии, заслуживает большого уважения. Это свидетельствует о желании театра расширить свои границы, средства художественной выразительности и репертуар.

Большая заслуга в успешности этого театра в его главном режиссере Фариде Бикчантаеве. После безвременной смерти Марселя Салимжанова, выдающегося театрального деятеля и удивительного человека, с которым мы были в очень добрых отношениях, театр спокойно и легко перешел в руки Фарида. По своей художественной структуре он абсолютно другой режиссер, хотя и является учеником Салимжанова. Оба они в разные годы окончили режиссерский факультет ГИТИСа в Москве, но трудно представить себе более отличные друг от друга художественные индивидуальности.

Меня радует, что в работу в театре Фарид Бикчантаев подключает молодых актеров и драматургов, например, Ильгиза Зайниева – автора сценариев к спектаклям «Люстра» и «Дитя», которые мы увидели во время нынешних гастролей.

- Понравился ли вам современный вариант спектакля «Диляфруз»?

- Мне довелось увидеть еще первый вариант этого спектакля, поставленного по пьесе Туфана Миннуллина. То, что театр сделал новую версию спектакля, сюжет которого разворачивается в наших современных условиях, мне кажется закономерным и правомерным. Мне очень понравилось. Надеюсь, что также театр поступит и с легендарной «Голубой шалью».

Материал подготовила Дина АЛЯУТДИНОВАwww.tatar-inform.ru

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 августа