11 (919) в продаже с 27 марта 16+

В автопроме России нет ничего лучше КАМАЗов

20 апреля 2007

Или о том, как КАМАЗята празднуют успех.

Предприятия группы ОАО «КАМАЗ» завершили первый квартал 2007 года с перевыполнением основных показателей бизнес-плана компании по производству и продажам всех видов товарной продукции: всего её выпущено и реализовано на сумму свыше 16,7 млрд. рублей – почти на 2 млрд. рублей больше предусмотренного бизнес-планом. Российские потребители «КАМАЗа» получили 8504 грузовика, а заказчики на внешних рынках – 2558 автомобилей. В марте производство не только справилось с резко увеличившимся планом выпуска автомобилей и других видов продукции, но и ликвидировало значительную часть отставания, допущенного с начала года. Напомним, что автомобильный завод «КАМАЗа» с первых дней нового года перешёл на поточно-постовую систему сборки автомобилей, и её освоение было связано с преодолением ряда трудностей. Можно сказать, что производственники успешно сдали «контрольную работу» за первую четверть года. Только в марте собрано на 700 с лишним автомобилей и 600 двигателей больше, чем в феврале.

ЭФФЕКТИВНЫЕ И ЭЛЕГАНТНЫЕ ГРУЗОВИЧКИ

В конце 2003 года на Камском автогиганте были собраны первые опытные образцы среднетоннажных автомобилей КАМАЗ-4308 грузоподъемностью 3,2 и 5,5 т и начат их серийный выпуск.

Появление маленьких КАМАЗов в пику зиловскому «Бычку» и мазовскому «Зубрёнку» стало заметным событием на рынке среднетоннажников, подтверждает генеральный директор ОАО «ТФК «КАМАЗ» Илфас Гатиятуллин. Хотя кабины маленьких КАМАЗов заимствованы у серийных автомобилей, но, благодаря легкому рестайлингу, машины выглядят очень даже элегантно. С такими грузовиками и в Европе показаться не стыдно! Большой интерес к низкорамному среднетоннажнику КАМАЗ-4308 проявили как отечественные, так и зарубежные покупатели. Один штрих: после выставки в Будапеште автомобилями заинтересовались венгры.

Среднетоннажник вписывается во все международные нормы и стандарты. А водителя он сразу же привлекает тем, что отличается точной реакцией на все его действия. Вот другие достоинства, которые сразу же оценили транспортники. КАМАЗ-4308 комплектуется двигателем марки Cummins. Двигатель отвечает нормам «Евро-2», его мощность 178 л.с. На среднетоннажник устанавливается коробка передач модели 141 без делителя производства ОАО «КАМАЗ». Задний и передний мосты также камазовского изготовления. Тормоза – и на передние, и на задние колёса – впервые для отечественных серийных грузовиков этого класса сделаны дисковыми. Рулевой механизм грузовика отличается лёгкостью управления и высокой информативностью. На серийных моделях КАМАЗ-4308 стоит гидроусилитель рулевого управления. Кабина серийная, но «облагороженная» челнинской фирмой «Автодизайн». Снаружи появились новые бампер, ступенька с крылом, двойные фары. Передняя панель в кабине тоже новая – не металлическая, как обычно, а стеклопластиковая.

На шасси этого автомобиля возможна установка двух типов кузова – бортовой платформы и фургона, а также всех видов спецоборудования, какие только выпускаются отечественными заводами комплектации для машин среднего класса грузоподъёмности.

Эксплуатационные испытания автомобиля-фургона КАМАЗ-4308 проводились в Казани на базе ОАО «Нэфис Косметикс». По результатам испытаний выявили следующие, в сравнении с аналогами, преимущества: достаточно мощный двигатель, комфортабельный и тёплый салон, низкий уровень шума, удобное и лёгкое управление, надёжность работы всех агрегатов и систем. Обладая такими достоинствами, как маневренность, экономичность, надёжность и высокий ресурс, транспортные и специальные автомобили на базе шасси КАМАЗ-4308 находят широкое применение в различных отраслях экономики.

 Аналитики называют несколько причин интереса в России, да и во всем мире, к маленьким и мобильным грузовым автомобилям. В частности, рост спроса на коммерческие автомобили грузоподъемностью 3 - 6 тонн, способных перевозить в составе автопоезда до 12 тонн груза, связан с развитием логистики, которая, увязывая цепочки поставщиков, стала инструментом конкурентной борьбы. Доставка грузов по системе «точно в срок», уменьшение размера перевозимых партий ощутимо снижают издержки и увеличивают прибыль. Во-вторых, стали редкостью и доживают своё устаревшие ЗИЛы и ГАЗы.

В-третьих, кардинально изменилась структура и свойства перевозимых товаров и произошла «революция» в упаковке: пластик вместо стеклотары, картон и пенопласт вместо фанеры снижают и вес, и объём единицы груза.

За счёт унификации типоразмеров тары выросли требования к вместительности. Получается, что «ГАЗель» мала, а 40-тонная фура чересчур тяжела. Необходим вместительный и при этом маневренный, заменяющий несколько «ГАЗелей», грузовик с экономичным двигателем. Кстати, за последние 2 - 3 года в странах с развитой экономикой также произошли радикальные изменения – от мрачных прогнозов в отношении «среднетоннажников» к признанию этого сектора вторым по величине рынком новых автомобилей.

Российский автопром отреагировал на эти грандиозные изменения скромно: ЗИЛ делает «Бычок» (полная масса 11 т, грузоподъёмность 3 т), «ГАЗ» запустил «Валдай» (полная масса до 7,4 т, грузоподъёмность до 4 т). Да ещё МАЗ в небольших объёмах выпускает модель 4370 (полная масса 10 т, грузоподъёмность 4,6 - 4,8 т).

Вакуум начал заполняться импортными, в основном, подержанными мало- и среднетоннажными автомобилями западных и азиатских производителей. Все они имеют линейку коммерческих грузовиков полной массой от 3,5 до 15 т в различном исполнении (бортовой автомобиль, фургон, тягач), с разными колёсными базами и многочисленными опциями при нескольких вариантах силовых агрегатов и кабин.

 Таким образом, для обеспечения современных потребностей экономики нужна была гамма коммерческих грузовиков – как одиночных, так и способных работать с прицепами и полуприцепами, на мягкой подвеске, с экономичным двигателем. Важно, чтобы среди них были и машины с нагрузкой на ось не выше 5 - 6 тонн, иначе появятся проблемы с обеспечением перевозок в весеннюю распутицу, когда повсеместно закрывают дороги.

На этом фоне появился КАМАЗ-4308, который сегодня производится в соответствии с собственной корпоративной программой. На его базе изготавливаются также эвакуаторы, автогидроподъемники, изотермические и промтоварные фургоны и другие специальные автомобили. Сегодня камазовский среднетоннажник КАМАЗ-4308 полной массой автомобиля 11,5 т, с двигателем Cummins, надёжным однодисковым сцеплением и современной шестиступенчатой коробкой передач ZF пользуется повышенным спросом. Обладая солидным запасом мощности (в роли тягача может буксировать прицеп полной массой 8 т) и в то же время манёвренностью, он сочетает функции магистрального тягача и развозного автомобиля.

НАША СПРАВКА

Известно, что ОАО «КАМАЗ» вынужден время от времени корректировать стратегию своего развития, добиваясь увеличения выпуска до 60 - 70 тысяч автомобилей в год. По словам заместителя генерального директора «КАМАЗа» по продажам и сервису Ахата Урманова, принятая ещё в 2005 году стратегия предполагала производство в 2010 году 52 тыс. грузовиков, однако на этот рубеж компания может выйти уже в 2007 году. Бизнес-план на 2007 год предполагает выпуск 46,2 тысячи новых грузовиков, но производство сориентировано на выполнение производственного плана, гораздо большего по объёмам. И с этим «завышенным» графиком заводы пока справляются.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С «РИАТА»

Первые образцы «маленьких КАМАЗов» ещё в конце девяностых годов и по собственной инициативе построила дочерняя камазовская фирма «РИАТ». С точки зрения водителя он был даже комфортабельнее, чем шведский Volvo FL6!

- Но у риатовской модели было два главных недостатка, – вспоминает главный конструктор «КАМАЗа» Данис Валеев. – Поскольку она была создана на серийных узлах и агрегатах большегрузных КАМАЗов, то получилась откровенно «перегруженной».

Дальше опытных экземпляров дело не пошло. Тем временем выпуск аналогичной модели начал Минский автозавод, главный конкурент «КАМАЗа». И пришлось камазовцам возвращаться к забытому проекту.

– Мы строим расчёты так, чтобы быть готовыми к различным сюрпризам на рынке – вплоть до ухода конкурентов, – говорил тогда генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. – Если, например, уходит ЗИЛ – мы готовы занять его нишу. Если останется – будем вести конкурентную борьбу.

У камазовских среднетоннажников разные рыночные ниши: модель 4308 с грузоподъёмностью 5,5 т соперничает с минской машиной, а более компактный 4307 грузоподъемностью 3,2 т – это уже прямой конкурент зиловского «Бычка».

Камазовцы занялись поиском технологических «изюминок». От минского дизеля, по словам Даниса Валеева, «КАМАЗ» отказался изначально: отечественной альтернативы ему нет, а качество двигателя влияет на имидж всего автомобиля. Так появился шестицилиндровый Cummins бразильской сборки, который не только отлично вписался в моторный отсек, но оказался даже «тише» европейского мотора. Конструкторы и технологи решали и другие вопросы. Например, по коробке передач, педалям, интерьеру кабины, рулевому управлению.

Водитель КАМАЗа-4308 Халил Гарипов, за плечами которого 33 года водительского стажа на самых разных машинах, хвалит грузовик: «Без заправки преодолевает почти семьсот километров, спокойно набирает скорость 110-120 километров в час. Машина в дороге не трясётся, в кабине нет никакого шума. И в какой бы город я ни приехал, водители с завистью смотрят на этот КАМАЗ».

Успех этого семейства автомобилей значительно превзошёл ожидания рынка и потребителей. Во многом это произошло благодаря моторам, давшим автомобилям превосходную динамику и высокую топливную экономичность. Это побудило «КАМАЗ» ускорить работы по созданию в России сборочного производства двигателей Cummins.

Появление в 2006 году совместного предприятия «Камминз Кама» с равным распределением уставного капитала стало результатом длительных партнёрских отношений компаний Cummins и «КАМАЗ». Дизельные двигатели «Камминз» серии «В» с рабочим объёмом «литр на цилиндр» не имеют современных аналогов в России. А потенциальная ёмкость её рынка оценивается в 100 тысяч двигателей в год. Ведь сегодня потребителями продукции «Камминз Кама» стал не только ОАО «КАМАЗ», но и другие производители грузовых автомобилей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники из России, Белоруссии и Украины. Тем не менее, перед сторонами стояли сложные задачи: соответствовать ценовым ожиданиям заказчика и развивать российскую базу комплектующих.

«КАМАЗ» останется самостоятельным разработчиком и производителем грузовых автомобилей, – говорит генеральный директор Сергей Когогин, – но при этом будет стремиться к успешному альянсу с основными стратегическими партнёрами. Совместное предприятие по производству двигателей «Камминз Кама» – достойный тому пример».

Председатель Совета директоров Cummins Теодор Солсо посчитал открытие сборочного предприятия двигателей в России важнейшим шагом по продвижению продукции компании на рынок: «Мы готовы к серьёзной и планомерной работе по освоению производства автомобильных и промышленных двигателей средней мощности в России. Cummins имеет значительный опыт организации совместных предприятий в различных странах мира, и у нас есть все основания рассчитывать на успешное выполнение плана развития предприятия «Камминз Кама», включая своевременный переход к производству двигателей, соответствующих экологическим требованиям стандартов «Евро-3» и «Евро-4».

САМЫЕ МАЛЕНЬКИЕ КАМАЗЫ

КАМАЗ-4308 активно завоёвывает рынок грузоперевозок. С появлением грузовика нового поколения многие корпоративные клиенты заводов «ЗИЛ» и «МАЗ» поменяли ориентацию: интерес к продукции Камского автозавода был оправданным. По мнению перевозчиков, КАМАЗ-4308 – уникальная машина.

Между прочим, именно они дали «малышу» простое и понятное всем имя – «КАМАЗёнок». Хотя сам автогигант поначалу попытался было «продвинуть» казавшееся более благородным и благозвучным, как и сам автомобиль, название – «Тулпар». Но потребитель рассудил иначе.     

– Мы планируем постепенно избавиться от грузовиков других производителей и перейти на среднетоннажные КАМАЗы, – говорит заместитель технического директора по транспорту ОАО «Челны-Холод» Сергей Мишур. – Наши водители были удивлены, когда опробовали КАМАЗ-4308 на трассе. Если сравнивать его с аналогичными грузовиками, то он дороже. Скажем, «Камазёнок» стоит больше мазовского «Зубрёнка» примерно на 150 тысяч рублей. И нас этот факт поначалу серьёзно смущал. Но, поездив на КАМАЗе, мы обнаружили такие преимущества, которые в итоге с лихвой перекрывают эту сумму. Вот, например, расход топлива реально ниже: при скорости 80 км/час на 100 километров пути необходимо не более 19 литров. А автомобиль производства МАЗ за такое же расстояние расходует не менее  22 литров. Мы подсчитали и выяснили, что разница в цене окупится уже через полгода.

«КАМАЗёнок» на сегодняшний день самая удобная машина для перевозки мороженого, – продолжает Сергей Мишур. – Благодаря «КАМАЗятам» мы при гораздо меньших расходах перевозим намного больше продукции. В один фургон-рефрижератор вмещается более пяти тонн продукции».

До появления этого среднетоннажника существовал любопытный перекос тарифов на перевозки, во многом объясняющий странную популярность «ГАЗели»: эта «полуторка» в 2005 году зарабатывала 10 рублей с километра пробега, трёхтонный «Бычок» – 11 рублей, а 10-тонный КАМАЗ – 14 рублей. Но в пересчёте на тонну груза КАМАЗ выигрывал почти вчетверо. Однако на коротком плече перевозок у него 35% затрат уходило на горючее. Теперь, когда жизнь заставляет считать каждую копейку, идущую на топливо, в этом случае нужна не могучая машина для сельских ухабов, а стройная – для трасс и городских дорог, способная довезти тот же груз, но с расходом топлива не более 20 литров. И такие результаты удалось получить на автомобиле КАМАЗ-4308 в союзе с дизелем Сummins.

Итак, в развитии автотехники «КАМАЗа» появилась новая тенденция. Успешно освоившись на рынке перевозок грузов по бездорожью и на длинных плечах и заняв там достойное место, компания развернулась в сторону городского хозяйства, где требуются мобильные, маневренные, экономичные и экологичные машины сравнительно небольшой грузоподъёмности. Разработчики автомобильной техники «КАМАЗа» считают, что шасси КАМАЗ-4308 имеет серьёзный потенциал, который позволяет рассчитывать на увеличение объёмов продаж среднетоннажной техники. Именно поэтому это семейство получает на автосалонах и выставках всё большее и большее представительство: «Камазят» можно увидеть в облике автотопливозаправщика, мусоровоза, вакуумной машины, аэродромного автолифта, пожарной автоцистерны и даже бронированного автомобиля для перевозки ценных грузов и эвакуатора. Программа развития среднетоннажных автомобилей – один из самых динамичных проектов «КАМАЗа».

«КАМАЗ» готов предложить потребителю не только автомобильную технику, но и узлы, агрегаты, готов работать и в других сегментах рынка, – рассказывает главный конструктор «КАМАЗа» Данис Валеев. – Это направление продуктовой политики также остаётся приоритетным. Выпуск силовых агрегатов автомобильного применения, соответствующих требованиям «Евро-3», – это своеобразное педалирование нашей позиции. Много внимания уделяем программе перехода на альтернативные виды топлива, газового, в первую очередь. Созданные на «КАМАЗе» модели газовых двигателей – это на сегодня самое совершенное решение данной проблемы в России, обеспечивающее высокую эффективность эксплуатации и соответствие современным требованиям».

Перспективы развития отечественного производителя «КАМАЗ» доказывает участием в автосалонах. Так, в прошлом году на Московском автосалоне экспозиция «КАМАЗа» была одной из самых обширных по занимаемой площади и многочисленных по составу. В выставочном комплексе «Крокус Экспо» встали 20 грузовиков и 3 автобуса. По словам Даниса Валеева, «КАМАЗ» хотел показать «все возможности, которые заложены в новые шасси КАМАЗ, дать представление о том многообразии автомобилей, которые востребованы рынком и уже выпускаются на их базе».

В 2006 году среднетоннажный грузовик КАМАЗ-4308 признан лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения», что не удивило производственников «КАМАЗа», поскольку освоение серийного выпуска всего семейства среднетоннажных автомобилей на базе модели 4308 было признано одной из основных задач производства в 2006 году. С прошлого года, в связи с устойчивым рыночным спросом, на развитие этого проекта и продвижение «люксовой» комплектации автомобиля было выделено более 1 млрд. рублей.

НАША СПРАВКА

В 2004 году, когда «Камазята» дебютировали на российском рынке, было произведено и реализовано 113 среднетоннажных автомобилей, а в следующем году – 300. В 2006 году КАМАЗ-4308 продолжил успешное восхождение на рыночный Олимп. С 746 проданными автомобилями Камский автозавод занял 7,5 процента рынка России (с учётом иномарок) в классе грузовиков полной массой 8 - 14 тонн. Производственный план на 2007 год по среднетоннажникам предусматривает выпуск не менее 2500 автомобилей.

В ЭЛИТЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

«КАМАЗ» давно уже стал инициатором экологизации грузового автотранспорта в России. «Процесс «Евро» компания стимулировала самостоятельно, показывая пример другим: односторонне вводя новые стандарты, не дожидаясь соответствующих решений государственных органов, – рассказывает генеральный директор Сергей Когогин. – Общими усилиями удалось продвинуть страну от моторизованных «коптилок» уровня «Евро-0» до современных автомобилей, соответствующих требованиям вполне приличных по европейским меркам стандартов «Евро-2».

Но уже в 2008 году планируется переход на «Евро-3». Наиболее дальновидные заказчики уже и сами не дожидаются официальных указаний. Города и субъекты федерации, проводящие тендеры на поставку грузовиков и автобусов, выдвигают серьёзные требования к продукции по удобству, экономичности и экологичности. Например, Москва, Нижний Новгород и Казань уже сейчас установили экологический барьер для производителей: двигатели должны быть не ниже уровня «Евро-3». А на потенциальных рынках в Восточной Европе – это и так не новость.

Всё это учитывает и «КАМАЗ». Компания первой в России создала и сертифицировала двигатели на соответствие требованиям стандартов «Евро-3» в диапазоне мощности от 280 л.с. до 400 л.с. Скоро появится и мотор мощностью 450 л.с. При этом автозавод устанавливает на свою технику как двигатели собственного производства, так и моторы других европейских производителей. Изготавливаемые на совместном с компанией Cummins предприятии в Набережных Челнах двигатели имеют рядные 4 -6-цилиндровые моторы серии ISBe мощностью от 170 до 300 л.с., с объёмом цилиндров от 4,5 до 6,7 л.

В этом и следующем году «КАМАЗ» будет создавать мощности по производству двигателей уровня «Евро-3» и автомобилей с их использованием. Компания готовится встретить введение технических регламентов, предусматривающих переход на оснащение автомобилей двигателями уровня «Евро-4», с собственной линейкой экологичных двигателей.

По словам главного конструктора КАМАза Даниса Валеева, отвечая на запросы потребителя, «КАМАЗ» всегда своевременно получал одобрения типа транспортного средства и сертифицировал свою новую продукцию. К этому вопросу на предприятии относятся чрезвычайно серьёзно. С каждым разом у таких организаций, как «Ростехрегулирование», центры сертификации, уточняет главный конструктор, всё меньше вопросов к «КАМАЗу», и его способность изготавливать сертифицируемую продукцию не подвергаются сомнению. Это, с одной стороны, радует, но с другой, важно, чтобы все понимали: требования ужесточаются из года в год.

Сегодня рыночная обстановка благоприятна для «КАМАЗа». Однако на предприятии понимают, что скоро конкурентная борьба выйдет на новый виток, и «КАМАЗ» должен быть готов ответить вызову времени. Прежде всего, повышением уровня качества грузовиков.

– Мы действительно совершаем невероятное – и по объемам, и по повышению эффективности работы, – говорит главный штурман «КАМАЗа» Сергей Когогин, - но мы не должны поддаваться головокружению от успехов.

НАША СПРАВКА

«КАМАЗ» - лидер российского рынка грузовых автомобилей. Предприятие входит в десятку мировых производителей, занимает 8-е место в мире по объёмам производства дизельных двигателей. Сегодня на «КАМАЗе» производится более 30 моделей грузовиков (свыше 300 модификаций), прицепная техника, автобусы, двигатели и силовые агрегаты, инструмент и оснастка. В концерн входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции.

РИММА ШАКИРОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?