35 (893) в продаже с 13 сентября 16+

Куплю-продам образование

4 мая 2007

Хотим мы или нет, но все идет к тому, что с 1 сентября в России будет введена двухуровневая система высшего образования. Во всяком случае, Правительство РФ одобрило законопроект об установлении уровней высшего профессионального образования. В настоящее время документ направлен в Государственную Думу, а в июне ожидается его чтение. Ожидаемые нововведения стали рефреном на республиканском форуме «Модернизация высшей школы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы», который прошел на прошлой неделе в Казани.

Новый закон предусматривает введение двух уровней: первый - бакалавриат, срок обучения на котором зависит от направления подготовки и составляет от трех до четырех лет, и второй уровень – магистратура на базе бакалавриата со сроком обучения два года, или подготовка специалиста, которая должна осуществляться не менее пяти лет. При этом в ряде областей будет сохранена пяти- и шестилетняя система обучения. В частности, речь пойдет о специалистах в области здравоохранения и госбезопасности.

В ныне действующем ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» уже содержатся понятия «бакалавр», «магистр», «специалист». Но в отличие от существующей схемы обучения в вузах законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр», либо квалификация «специалист». Разработчики законопроекта предполагают, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере. По мнению представителей Минобразования РФ, введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, во-влечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров преимущественно на второй ступени. 

Прием в вузы для обучения по программам подготовки специалиста, перечень которых устанавливается Правительством РФ, и программам бакалавриата будет проводиться по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. В настоящее время существует 530 программ подготовки, некоторые из которых включают в себя до 70 специальностей. Предполагается, что этот круг программ резко сузится, предположительно, до 130. При приеме в магистратуру будет проводиться конкурс, как и при обычном приеме в вуз. Введение конкурса на втором уровне высшего профессионального образования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ данного уровня. Доступ в аспирантуру по законопроекту получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист». Законопроект, который не потребует, по мнению разработчиков, затрат из федерального бюджета, предлагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.

Нужен ли переход на двухуровневое высшее образование в условиях, когда у нас только 25% людей с высшим образованием работают по специальности, а 75% не могут или просто не желают найти работу? – задавались вопросом собравшиеся на республиканском форуме. Согласно официальной точке зрения, для дальнейшей модернизации российского образования необходимо повысить его уровень, а сделать это можно через интеграцию в европейскую образовательную систему. Для чего, собственно, в 2003 году и было подписано «Болонское соглашение». Считается, что в результате введения двухуровневого образования изменятся требования к учебным курсам и учебному процессу, соответственно, мы будем иметь более востребованное и современное образование. Согласно другой точке зрения, которая на форуме открыто не озвучивалась, но бурно обсуждалась среди профессорско-преподавательского состава, - Болонский процесс вреден для российской высшей школы. Это точка зрения справедливо указывает на специфику российского образования, на востребованность российских ученых и молодых специалистов с естественно-научным или иным фундаментальным образованием за рубежом, на невозможность перестроить высшее образования путем уменьшения финансирования. Действительно, если говорить об известных научных школах, то они от этого процесса, наверняка, пострадают, если не принять специальных мер по их поддержке. А таких мер пока не принято, переход же планируется уже с этого года. Кстати, свой взгляд на реформу высшего образования имеют и студенты. Они опасаются, что с разделением единого до сих пор высшего образования на ступени получить полноценное образование и приобщиться к высшим достижениям науки сможет лишь небольшое число студентов, остальные же останутся «неполноценными» бакалаврами - недоучками с половинчатыми знаниями. Эта реформа - очередное усечение возможности получения доступного и качественного образования. Более того, согласно реформе магистратура будет платной, то есть доступ к ней основной массы населения страны будет закрыт. Фурсенко и Ко действуют в рамках общеевропейского Болонского процесса, целью которого является полная коммерциализация высшего образования, то есть превращение университетов в элитарную зону для золотой молодежи.

Сегодня часто встречаются объявления такого плана: «требуется офис-менеджер (продавец, менеджер по работе с клиентами, рекламный агент и т.п.) с высшим образованием». Зачастую от таких работников не требуется высокой квалификации. Работодатели требуют другое – некий набор компетенций, который предполагает понятие «высшее образование». На рынке труда сложилась ситуация, когда, с одной стороны, того, что  дают вузы, слишком много, если человек, к примеру, будет офис-менеджером, а с другой стороны - слишком мало, если нужен действительно специалист. Большинство высших учебных заведений ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах рынка труда, не задумываясь о трудоустройстве своих выпускников. Преподаватели не скрывают, что многие студенты учатся  по не затребованным, устаревшим специальностям и дисциплинам, по которым даже упразднены рабочие места, а после устраиваются на реальные рабочие места, предоставляемые реальным рынком труда. Естественно, приходится их заново переучивать, но теперь уже работодателю. В погоне за прибылью вузы наперебой готовят «специалистов», которых сегодня пруд пруди. Однако найти среди них первоклассного – задача не из легких. Не ради праздного любопытства обзвонила на днях около полутора десятков вузов, в том числе иногородних. Все как один убеждали – поступить в высшее учебное заведение можно при любом багаже знаний поступающего, и даже при его отсутствии, вступительные экзамены или тестирование – пустая формальность, лишь бы было чем платить за учебу, все остальное приложится. Поступить сегодня в вуз - не проблема. Не проблема его и закончить. Дипломов о высшем образовании, за которыми стоит изгрызенный студентом гранит науки, не так уж и много. (Кстати сказать, обезличенность дипломов работодателей уже давно не устраивает.) Идя на круглый стол «Совершенствование управления качеством образования», на улице Баумана наткнулась на бойких промоутеров в ярких желтых футболках с синей надписью: «Дипломы, курсовые». В руки прохожих они совали визитки с контактным телефоном. Неудивительно, что престиж и значимость высшего образования стремительно снижаются.

Участники форума отмечают, что вхождение России в ВТО и присоединение к Болонскому процессу позволит российским вузам выйти на зарубежный рынок образовательных услуг, интегрироваться в мировое пространство, повысить мобильность студентов и преподавателей. К 2010 году дипломы россий-ских вузов будут признаны в Европей-ском союзе, а знания выпускников будут оцениваться по единой общеевропейской шкале и единым стандартам качества. Но вместе с тем, считают они, превращение образовательных услуг в предмет торговли недопустимо. «Образование не может быть приравнено к продаваемым и покупаемым услугам, потому что импорт образования – это импорт культуры», - говорит декан ФУЭП КГТУ  А. Тузиков. Присоединяясь к ВТО,  Россия должна будет открыть свой рынок образовательных услуг, а это означает, что без аттестации Министерства образования собственный филиал у нас сможет открыть любой европейский вуз. И эти филиалы будут выдавать дипломы, которые Россия должна будет признавать. Это обстоятельство сделает еще более жесткой конкуренцию на рынке образовательных услуг. Если наша система высшего образования принимает положения Болонской декларации, то Россия будет вынуждена готовить профессионалов под международный рынок труда с его стандартами качества. Кстати, проверке на качество должны подвергнуться не только студенты, но и сами преподаватели. Учебные заведения должны давать им возможность повышать свой профессиональный уровень; если он все же окажется невысоким, то они будут вправе отстранить горе-преподавателей от их деятельности. Еще одно значительное нововведение – на рейтинг учреждений будут влиять работодатели. Чтобы плавно войти в международное образовательное пространство, российским вузам необходимо свернуть горы: разработать новые учебные планы и программы, сопоставимые с программами входящих в Болонский клуб европейских вузов;  создать единую систему оценки знаний учащихся; обеспечить материально-техническое оснащение образовательного процесса. Очевидно, что все это потребует немалых средств. По мнению участников форума, реформа может дать положительные плоды в том случае, если будет финансироваться, причем объем средств непременно должен увеличиваться, а не сокращаться, как это предлагается сегодня. Если же стоит задача сокращения финансирования, то это диверсия против системы высшего образования, отличный план, как уничтожить даже то, что есть. Очевидно, что реформа высшего образования, которая учитывала бы все изменившиеся реалии, необходима. Но как сделать так, чтобы она сохранила основные положительные наработки? Пока вопрос остается открытым.  

ОЛЬГА ПАНФИЛОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?