5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Победители плачут

11 мая 2007

Мы привыкли говорить о той войне с пафосом. Красивые гранитные памятники, помпезные венки и цветы, торжественные речи, задумчивые седовласые ветераны, минута молчания. Отстроены дома после бомбежек, заросли травой окопы, стали историей разломанные людские судьбы. Поколение NEXT пришло на смену поколению юношей и девушек военных лет. Обманутому поколению…

В ПРОШЛОЕ ГЕРОИ НЕ УХОДЯТ?

В глазах у ветеранов навсегда застыли потрясение, растерянность, недоумение. Их обманули дважды: сначала отняв молодость и послав на смерть, а потом – отняв возможность гордиться страной, за которую они умирали. В далекие военные годы, больше полувека назад, они записывались в действующую армию, потому что слова «патриотизм» и «Родина» не звучали для них шаблоном, тогда их еще не научились произносить с издевкой, иронией,  горечью. Они не хотели убивать, и умирать они тоже не хотели. Но их горизонты сузились до размеров военной дороги, их жизнями вы-стилали путь к победе, их телами стреляли, когда было больше нечем, засевали поля, закрывали амбразуры. И вот теперь они продают свои ордена, чтобы жить по-человечески, а мы отвели им один день в году на любовь, заботу и сочувствие. На то, чтоб сказать спасибо и попросить прощения. Один раз в год мы помним о них и готовы прослезиться, глядя на выцветшие кадры кинохроники и переведя взгляд на редеющие с каждым годом ряды солдат из прошлого. 

Наши дети играют в компьютерные игры, где фашистскую Германию героически побеждают Соединенные Штаты. Еще немного, и они будут в это верить, как верят ребятишки-американцы. А мы обманем своих ветеранов в третий раз – отняв само право называться воинами-победителями.

...Для них война не стала прошлым, для нас же она не стала уроком. Многие из них открыли секрет вечной молодости и не узнали, что такое старость. Им не суждено было посадить дерево, вырастить сына, построить дом. Они оставили это право нам…

СТАРЫЙ СОЛДАТ

Более двух лет назад одна из газет готовила цикл статей, посвященных Дню Победы. Мы публиковали очерки и интервью с ветеранами, украшая страницы выцветшими фотографиями военных лет и щемящими стихотворными строчками. Именно так я попала к Старому Солдату. Не буду называть его имени – он не давал мне такого права, и потом он – «собирательный образ», как принято говорить в литературоведении. Таких, как он, слишком много. Слишком для страны, выигравшей великую войну.

Он живет на окраине города, в старом неухоженном доме с удобствами на улице. Один. Не повезло – жену и детей пережил, а внуки далеко. Я говорила с ним и понимала, как важен ему этот разговор. Не потому, что его имя будет в статье – что ему статья? Он просто был рад, что его слушают. А я отводила ему два часа, и мне было стыдно за корыстный свой интерес к его жизни, которого и не было бы, если бы не статью в номер сдавать. Он рассказывал, как прошел финскую войну, как дошел до Берлина. Как вывозил раненых с поля боя, как был обморожен и контужен, но не ложился в госпиталь. Как хотелось ему домой, какие письма писала ему жена. Как привык к постоянному присутствию смерти и перестал бояться умереть. Говорил и не понимал даже, что он – сама эпоха, героическая и страшная. И не он меня должен благодарить, что пришла и выслушала, а я его – за то, что вообще живу на свете.

Мы попрощались. Статья вышла в печать, и он очень радовался, когда я привезла ему газету. Больше мы не виделись. А в этом году я хотела поздравить его с Днем Победы и позвонила. Потом еще. Но трубку никто так и не взял. Прости меня, Старый Солдат. 

ЗАБОТА ГОСУДАРЕВА

Чем глубже уходит в историю первый День Победы, тем скуднее милостыня государственная. Если еще два года назад, когда вся страна праздновала 65-летний юбилей, со стороны чиновников наблюдалась хоть какая-то активизация, то нынче празднование Дня Победы прошло скромненько, без особых по этому случаю подарков и установления новых льгот. Вся забота государева  - набор из четырех предметов: единая денежная выплата (ЕДВ), соцпакет, субсидия-льгота на жилищно-коммунальные услуги да еще обеспечение протезно-ортопедическими изделиями. Причем, если ветеран Великой Отечественной надумал вставить зубные протезы, то государство ему в этом не помощник: вот костыль - пожалуйста, а зубы – будь добр, за свой счет. Чиновники – они же тоже люди, и тоже понимают, что вставные челюсти инвалидам и участникам войны ни к чему, с ними они захотят и мясо кушать, и фрукты-овощи грызть, а без них, глядишь, и пенсия целее будет, и 1248 рублей 15 копеек, это размер ЕДВ ветеранам ВОВ, можно будет на похороны отложить. О тружениках тыла, нахлебавшихся во время войны горюшка не меньше фронтовиков, государство в лице республиканских органов власти тоже не забыло и положило единую денежную выплату в размере 349 рублей. Правда, тыловики, в отличие от инвалидов и участников войны, имеют право на бесплатное зубопротезирование. Смеется, что ли, над ними государство: одним есть на что есть, но нечем, другим есть чем есть, но не на что. Жаль, что очередная годовщина Победы не стала веским поводом для веских подарков, например, таких, как квартиры. Разве они того не заслужили? Сегодня в республике на очереди по улучшению жилищных условий состоит более 800 инвалидов и участников войны. И стоять им придется, по всей видимости, до самого конца, увы, для них не победного. Тех денег, которые выделяются на эти цели из федерального бюджета, на их век не хватит. Ясное дело, пройдет не так уж много времени, и очередь самоликвидируется. Единственный полезный подарок к этой дате, на который раскошелились власти, это кресла-коляски для всех участников Великой Отечественной войны, стоящих в очереди на получение данных средств реабилитации. Их на собственные средства решили приобрести члены Кабинета министров РТ.

ПОБЕДИТЕЛИ В СТРАНЕ ПОБЕЖДЕННЫХ

Часто из уст чиновников приходится слышать, мол, чего это ветераны все время прибедняются, когда размер их пенсии по сравнению с тем, что получают мирные пенсионеры, намного выше. При этом члены правительства и Госдумы почему-то никогда не сравнивают денежные вознаграждения, установленные самим себе, со льготами, которые они предусмотрели для ветеранов войны. То, что наши победители живут в стране побежденных намного лучше, чем в России, – уже ни для кого не секрет. В Германии не нужно выживать, им просто нужно жить и наслаждаться жизнью, а государство создает для этого все условия. «Ты никогда не смотрел телевизор без звука? Это очень полезно. Глядя на лица людей в России, мне часто становится страшно – они серые. Я полюбил Берлин. Люблю гулять по тем местам, где раньше приходилось стрелять, а теперь можно посидеть на лавочке», - рассказывал заслуженный артист РСФСР Леонид Усач (отрывок из книги Василия Гайста «Победители в стране побежденных»). Вражеская Германия дала им все то, чего они не дождались в родной России, - старость без унижения. За все эти годы, что они здесь живут, их никто не спросил: «Зачем вы сюда приехали?» Если бы им ранее сказали, что они будут жить в стране, с которой воевали, они подумали бы, что это очень злая и глупая шутка. Сейчас они так не думают, они благодарны этой стране, куда эмигрировали не от хорошей жизни – судьба заставила. В свое время всем им пришлось переступать через себя. Но это не измена Родине, это измена Родины по отношению к ним.

АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВАОЛЬГА ПАНФИЛОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость