22 (880) в продаже с 14 июня 16+

Успешный специалист – успешная страна

18 мая 2007

22 мая Казанский государственный аграрный университет отмечает 85-летний юбилей. Срок немалый – и для человека, и для учреждения. Пройдя непростой путь становления и развития, продемонстрировав большие потенциальные возможности, богатейший опыт и развитую научно-техническую базу, позволяющую обеспечивать подготовку  высококвалифицированных кадров для аграрной отрасли, вуз сумел завоевать репутацию ведущего образовательного центра в области сельского хозяйства в Поволжском регионе.

Жизнь не стоит на месте, даже кратковременная остановка – это шаг назад, а потому и сегодня Казанский ГАУ продолжает развиваться, активно ведет образовательную и научно-исследовательскую работу. Аграрный университет сегодня является одним из признанных лидеров инновационной деятельности в регионе. Фундаментальные и прикладные разработки ученых вуза вносят существенный вклад в развитие аграрной науки Республики Татарстан. В канун юбилея мы встретились с ректором университета, доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом АН РТ, академиком МАН ВШ, заслуженным деятелем науки РФ и РТ, почетным работником высшего профессионального образования РФ Джаудатом Файзрахмановым, который уже более одиннадцати лет успешно возглавляет вуз.

- Главное достижение, с которым мы подошли к юбилею, – получение в 2006 году статуса университета, - считает Джаудат Ибрагимович. - Стабильное и динамичное развитие вуза, накопленный преподавательский и научный потенциал, позволяющий обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров для сельского и лесного хозяйства по широкому спектру специальностей, развитая научно-техническая база стали основанием для решения Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ о повышении статуса вуза.

- Чтобы уверенно смотреть в будущее, необходимо помнить свою историю. Давайте обратимся к истокам становления университета.

- Наши корни крепко сплелись с корнями старейшего вуза России - КГУ. На базе сельскохозяйственного факультета Политехнического института и лесного факультета КГУ был создан самостоятельный Казанский институт сельского хозяйства и лесоводства. К слову, в 1926 году с отличием защитил диплом студент лесного факультета, будущий знаменитый академик Б.А. Арбузов. В 1950 году открылся факультет механизации сельского хозяйства. Кстати, в 1954-1959 гг. именно здесь учился любознательный парень из села Аняк Актанышского района - будущий президент РТ Минтимер Шаймиев, чем мы гордимся. Хотелось бы также назвать имена других видных выпускников КСХИ: наш вуз - альма-матер премьер-министра республики Рустама Минниханова, заместителя председателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Айрата Хайруллина, министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, министра земельных и имущественных отношений РТ Валерия Васильева, министра труда и занятости РТ Бориса Захарова. Кроме того, многие главы муниципальных районов республики - выпускники КСХИ.

- Сегодня Казанский ГАУ – крупный учебно-научный центр с высоким научно-образовательным потенциалом. Каков, по-вашему, главный результат деятельности вуза?

- Подготовка более 30 тысяч высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства страны – вот главный итог нашей работы. С уверенностью могу сказать, что наши выпускники трудятся во всех уголках республики. В настоящее время около 6000 студентов обучаются у нас по девятнадцати специальностям: в Институте экономики, на факультетах лесного хозяйства и экологии, механизации сельского хозяйства, технического сервиса и на агрономическом факультете. На 37 кафедрах вуза преподают лучшие в регионе специалисты, в числе которых - одиннадцать академиков и членов-корреспондентов, 62 доктора наук, 174 кандидата наук. Более шестидесяти педагогов удостоены почетных званий РФ и РТ, среди них четыре заслуженных деятеля науки Российской Федерации и одиннадцать заслуженных деятелей науки Республики Татарстан.

- Как известно, в республике, да и по всей России давно назрела проблема нехватки квалифицированных кадров.

- Да, причем особенно остро кадровый вопрос ощущается в сельском хозяйстве. В настоящее время в АПК РТ работает более 154 тыс.человек, из них более 5 тысяч - с высшим образованием, более 8 тысяч – со средним специальным. Прогнозируемая потребность в квалифицированных кадрах на 2007-2010 гг. составляет 3100 специалистов с высшим образованием, 2002 – со среднеспециальным, 10 249 - с начальным профобразованием.

- Как вы считаете, не остаются ли за бортом молодые специалисты - выпускники Казанского ГАУ?

- Думаю, наши выпускники вполне конкурентоспособны. Однако вы, вероятно, спрашивали о закрепляемости их в аграрной отрасли. Это весьма острый вопрос, но к счастью, в связи с реализацией нацпроекта, есть положительные подвижки. В целях решения этой проблемы, согласно Указу Президента РТ «О государственной поддержке кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий» молодым специалистам, имеющим среднее и высшее профессиональное образование и прибывшим в сельхозпредприятие по направлению Минсельхозпрода, выплачивается единовременное пособие, а в течение двух лет - ежемесячная доплата в размере минимального размера оплаты труда. Я думаю, большим подспорьем в решении кадровой проблемы станет кластерный подход к подготовке специалистов.

- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Суть концепции образовательных кластеров заключается в объединении ведущих вузов, учреждений НПО и СПО, школ и базовых предприятий, основных заказчиков и потребителей специалистов. В последние годы в аграрном секторе РТ появились крупные инвесторы: ОАО «Красный Восток», АИКБ «Татфондбанк», ОАО «Таттрансгаз», ОАО«Татэнерго» и др. С их приходом в агропромышленность вкладываются солидные инвестиции, внедряются передовые отечественные и зарубежные инновационные технологии. Но на фоне положительных преобразований все более остро ощущается нехватка специалистов, владеющих энергоресурсосберегающими, высокоэффективными технологиями современного аграрного производства, способных полностью реализовать потенциал инновационных решений. Это, разумеется, тормозит дальнейшее экономическое развитие отрасли. Современного специалиста на существующей материально-технической базе вузов, ссузов, на устаревшем оборудовании профтехучилищ не подготовить, а для оснащения современной учебно-лабораторной базы и ее постоянного обновления нужны огромные средства, которыми образовательная сфера не располагает. Как видите, кластерная система образования – то есть объединение потенциальных возможностей образовательных, научных учреждений, инвестиционных, венчурных фондов, мощи сельхозпроизводителей, актуальна и эффективна. Тут важен еще такой момент, как чувство взаимной ответственности за качество образования. Словом, выход – в корпоративном подходе: инвестирование работодателями средств в образование, совместная организация учебного процесса. Отдельно должен сказать о практической направленности при подготовке кадров. Для этого на предприятии-заказчике проводится производственная практика. Скажем, наши студенты, начиная с весенне-полевых работ и завершая уборочной страдой, будут находиться в передовых хозяйствах республики, что позволит укрепить теоретические знания, полученные в аудиториях. Одновременно у них исчезнет психологический барьер, неизбежный в процессе адаптации к будущей профессии, выработаются производственные умения и навыки, повысится интерес к познанию нового. 

 - Разумеется, качественная подготовка кадров должна вестись на всех уровнях образования - начальном, среднем и высшем. Ведь проблема существует и в нехватке рабочих специалистов.

- Да, и именно поэтому основной целью создания образовательного кластера агропромышленного комплекса является повышение эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов через развитие непрерывного профессионального образования с привлечением в этот процесс работодателей. Благодаря кластеру появятся оптимальные условия и дополнительные возможности для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, произойдет активизация научных исследований и инновационной деятельности.

- Сейчас у всех на слуху Болонское соглашение. Казанский ГАУ, насколько мне известно, идет по пути внедрения его принципов?

- Структура многоуровневой непрерывной подготовки специалистов у нас представлена в виде нескольких ступеней, каждая из которых представляет собой завершенный этап профессионального образования и предполагает непрерывную технологию подготовки специалиста. После завершения каждой ступени студенту выдается документ о получении определенного уровня профессионального образования. Сегодня аграрный университет имеет лицензию на выдачу документа государственного образца по 13 рабочим специальностям после завершения первой ступени образования. Вторая ступень включает третий и четвертый годы обучения в университете, в результате студенту присваивается квалификация бакалавра по соответствующей специальности (имеется лицензия по 6 направлениям). Третья ступень включает пятый и шестой годы обучения. Студент получает диплом специалиста (при сроке обучения пять лет) или степень магистра (после шести лет обучения). И, наконец, четвертая ступень включает учебу в аспирантуре и докторантуре.

- Может быть, поделитесь опытом реализации непрерывного обучения?

- Подобный опыт мы имеем, работая с профессиональным лицеем № 104 Сабинского района и Бугульминским профессионально-педагогическим колледжем. Студенты выпускных курсов этих образовательных учреждений, имеющие аттестат о среднем образовании, одновременно являются студентами первого курса университета заочной формы обучения. В Богатых Сабах молодежь обучается по специальности «Технология обслуживания и ремонта машин», в Бугульме - по специальности «Профессиональное обучение». После завершения обучения в колледже студенты продолжат обучение на втором курсе аграрного университета по программе подготовки бакалавров и через три года получат диплом о высшем образовании. Ведется и совместное выполнение научно-исследовательских работ, что позволит внедрить в производство прогрессивные технологии. «Первой ласточкой» стала совместная научно-исследовательская работа с ООО «Саба» по проблемам внедрения ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур с минимальной обработкой почвы в условиях республики. Аналогичная работа ведется в ООО «Учебный центр инновационных технологий» в Высокогорском районе.

- Сетуют на низкий уровень профкомпетенции мастеров производственного обучения НПО…

- Не скрою, проблема есть. Работа в этом направлении уже ведется. Университет имеет лицензию на подготовку специалистов с высшим образованием по специальности «Профессиональное обучение» по направлению «агроинженерия». На сегодняшний день по этой специальности обучается 61 студент, из них 11 - на бюджетной основе.

- Напоследок  хотелось бы спросить, предусмотрена ли поддержка особо одаренной молодежи при поступлении в вуз?

- Обеспечение доступности высшего профессионального образования на бюджетной основе для молодежи видится через организацию и проведение конкурсов, олимпиад, позволяющих выявить среди абитуриентов наиболее способных и подготовленных учащихся. При приеме в университет обязательно будет учитываться наличие у абитуриента рабочей профессии по выбранной специальности. Кроме того, прием на бюджетные места в университете будет осуществляться только по договорам целевой - контрактной подготовки.

ИЗ ЮБИЛЕЙНОГО ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РТ

...Принятие Национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» как приоритетного поставило точку на том этапе развития сельского хозяйства, когда село называли «черной дырой». Мы с вами сегодня имеем великолепные возможности для модернизации отрасли, в том числе и для инициирования научно-инновационного скачка в аграрном образовании, без которого, по сути,  немыслима полноценная реализация данного проекта.

У истоков сельскохозяйственного образования в Казани стояли Н.И. Лобачевский, А.М. Бутлеров, Н.П. Вагнер, М.Я. Киттары, Н.Я. Гордягин, И.В. Тюрин, В.П. Мосолов, И.В. Утэй, Б.И. Горизонтов и многие другие выдающиеся ученые. И сегодня в стенах вуза работают великолепные специалисты, чьи достижения в научно-исследовательской и педагогической деятельности широко известны не только в Республике Татарстан, но и во многих регионах Российской Федерации.

Университет свое 85-летие встречает достойно. Самое главное – вуз имеет большой творческий и профессиональный потенциал, огромное желание и хороший задел для плодотворных начинаний и будущих успехов.

Успешный специалист - успешная компания - успешная страна – это та короткая цепочка, которая неизменно ведет к достижению роста  благосостояния наших людей...

ХАМИДА ГАРИПОВА, АЛЛА ГЛЕБОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 июня
17 июня

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?