Но как это аукнется в Татарстане?
Что по замыслу президентского помощника, архитектора партийно-политической структуры России Владислава Суркова, должно получиться из сложного брака по расчету мироновской Партии жизни с «Родиной» и Партией пенсионеров? Получиться должен триумф.
И «Родину» и «ПП» пестовали в качестве альтернативы КПРФ. Выпестовали. А их лидеры Дмитрий Рогозин и Валерий Гартунг вдруг возомнили, что никакие они не марионетки, а самостоятельные политические деятели. Обоих быстро поправили. И поставили на место, то есть – на полку. А бренды, понятное дело, терять не хочется. Не для того их создавали, чтобы списывать в обоз вместе с не в меру амбициозными лидерами.
Фамилии новых лидеров мало кому что говорят. Возглавивший «Родину» Александр Бабаков известен тем, что был когда-то партнером по бизнесу Романа Абрамовича. О его политических симпатиях не известно вообще ничего. А возглавивший партию пенсионеров Игорь Зотов засветился в течение года заместителем губернатора Тульской области. И все. Безликие лидеры для власти привычны. О харизме лидеров партий и парламентских палат даже говорить как-то неудобно. И все же стараниями президентской администрации новая левая партия, хотим мы того или нет, возникает.
Тут я позволю себе маленькое лирическое отступление. Допустим, что мы отстали от просвещенной Европы на пару сотен лет. Все же большевики казнили царя только сто лет назад. А англичане отрубили голову своему королю аж три века назад. Французы на сотню лет задержались. Зато их революция была всем революциям революция. Не зря ее назвали Великой. Уж там-то крови было пролито – море.
А кончилось все банальной диктатурой Наполеона. А Бонопарт, в свою очередь, на штыках своих солдат принес в феодальную Европу кодекс Наполеона, который лег в основу демократических конституций почти всех европейских государств. Петр Великий тоже рубил бороды боярам и вводил балы-ассамблеи, не сильно задумываясь об их смысле. Дескать, потом, когда страна созреет, – балы уже будут как бы сами собой. Так оно, в сущности, и вышло.
Вот теперь Сурков искусственно рождает в России некое подобие западной двухпартийной системы. С одной стороны – карикатура, с другой – не видно, каким образом можно было бы одномоментно взрастить в России ту политическую культуру, которая в складывалась в Европе на протяжении сотен лет. Кто уж там будет голосовать за искусственно созданный вокруг Миронова конгломерат, не знаю. Скорее всего – никто. Но пресловутый административный ресурс, разумеется, накачает этой квазипартии мышцу. И во все парламенты она, конечно, попадет.
Особенно нелепо все это может выглядеть в Татарстане. Здесь на общероссийские течения накладываются и свои местные амбиции. Власти Татарстана не очень жалуют некоторых людей из Партии жизни и ни за что не пойдут с ними на контакт. А сотрудничать-то придется, если объединенная партия действительно станет второй официальной партией власти.
ИГОРЬ КОТОВ