43 (951) в продаже с 27 ноября 16+

Извлекая свет

22 сентября 2006

«ЦМШ – Извлекая свет» -  фильм, представленный Татарстаном в рамках  2-го Международного кинофестиваля «Золотой Минбар». Это не просто документальное кино о знаменитой музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского. Это философское размышление о ее маленьких обитателях, о цене, которую  им приходится платить за талант и будущую мировую славу. Корреспонденту «Известий Татарстана» удалось взять эксклюзивное интервью у режиссера фильма Юлии Усовой.

- Юлия, почему героиней вашего фильма стала детская музыкальная школа?

- Это не обычная  музыкальная школа. Здесь работают не просто с одаренными детьми, а с уникально одаренными в музыкальном искусстве. Основана ЦМШ еще в 1935 году решением советского правительства как «инкубатор для  развития таланта». Главной целью тогда было за счет учеников поднять престиж Советского Союза. Поэтому с самого начала подготовка была фундаментальной, а педагоги  элитными. Эксперимент превзошел все ожидания – школа воспитала лучших из лучших. На сегодняшний день практически все знаменитые исполнители России – ее воспитанники:  Растропович, Мацуев, Плетнев…

- Неужели до «ЦМШ – Извлекая свет» фильмов о школе ни разу не снимали?

- Уникальность нашей работы заключается как раз в том, что за 70 лет существования школы был только один  документальный фильм, снятый еще в 1945 году, сразу после войны. Там можно увидеть и юных исполнителей тех лет. Таких, например, как Евгений Малинин. Александру Пахмутову в этой хронике мы видим совсем маленькой девочкой. А выдающегося скрипача Эдуарда Грача – озорным мальчуганом. 

- Талант – вещь ускользающая. Как можно о нем рассказать словами?

- Вы правы, это оказалось  необыкновенно трудно. У нас были сложности со сценарием. Мы постоянно думали, как подать тот или иной эпизод, подобрать  нужный ракурс. В целом, думаю, работа удалась, у фильма есть будущее.

- «Извлекая свет» – необычное название. Чувствуются  библейские  мотивы, я права?

- Это фильм о том, какой великий труд нужно приложить, даже если талант дан от Бога. Чтобы извлечь свет, нужно очень много работать. А начинается кино действительно с библейской легенды о лестнице Иакова. Он увидел, как  ангелы поднимаются на небо по ступенькам, хотя у них есть крылья за спиной. Летай! Но они идут по ступеням. Так и в жизни, чтобы отшлифовать мастерство, приходится шаг за шагом идти к цели.

- Расскажите о маленьких героях фильма.

- Они и правда герои – так служат искусству, что готовы пожертвовать сном, едой, отдыхом и даже семьей. Живут ребята в интернате, без родителей. Встают сами (!) в четыре часа утра. В школе даже висит объявление: «ЗАПРЕЩЕНО приходить на самостоятельные занятия раньше пяти часов утра!» Запрещено, представляете? Во время съемок я наблюдала, как еще совсем малыши встают до рассвета, работают со своими скрипочками, фортепиано до девяти утра. Потом идут на общеобразовательные уроки, после короткого перерыва на обед снова идут в класс и занимаются там до 12 ночи. Задача педагогов сказать, что хватит, ты уже перезанимался. Это мужественные люди, гордость нашей страны.

- Какова композиция фильма? Это репортаж, зарисовка?

- Фильм построен в двух частях, использован большой архивный материал, который рассказывает об истории школы, о периоде эвакуации ее в Пензу в военные годы. Все время ЦМШ представляла власть, будучи   своеобразной рекламой страны. Потому что даже иностранцы приезжают поступать сюда, из-за уникальности школы. Занятия бесплатные, но конкурс велик. Сейчас ЦМШ работает под патронажем Людмилы Путиной. Мы много разговаривали с детьми и с самого начала говорили им: вы - будущие народные артисты страны, лауреаты международных конкурсов. А с фильмом к вам пришла сама История.

- На какую аудиторию рассчитана ваша картина?

- Абсолютно любая: малыши, школьники, студенты  музучилищ и просто люди, которым интересны размышления о природе таланта.

- Какая музыка звучит в фильме?

- По первой специальности я музыковед, поэтому со звуковым оформлением споров не было. В фильме «ЦМШ - Извлекая свет» вы можете услышать и музыку с занятий, и фрагменты концерта в Большом зале Московской консерватории.

- Фильм выйдет на широкий экран?

- Думаю, да. Сейчас ведутся переговоры с телеканалом «Россия». Пока премьера запланирована в московском Доме кино. Но мы уже успели показать фильм в Бельгии, в музыкальной консерватории. Он вызвал огромный интерес общественности – там нет таких школ.

- Как вы сама определяете жанр фильма?

- Это философское документальное кино. Сейчас в этом жанре мало кто работает, в основном снимают кино репортажное, развлекательное. Наш фильм - авторский. Но автор выступает и как персонаж фильма - я сама читаю закадровый текст.

- Вы сама живете в Пензе, а фильм сделан в Татарстане. Как это получилось?

- Татарстанская студия «Сабантуй» заинтересовалась идеей фильма. В результате мы решили работать вместе. Думаю, этот проект не последний.

- Юлия, это уже не первый ваш документальный фильм. Вы академик Европейской академии кино и радио, лауреат 15 народных телевизионных конкурсов. Часто бываете на различных кинофестивалях. А как вам «Золотой Минбар»?

- На «Золотом Минбаре» я впервые, приглашение сюда стало для меня большим подарком. Возможностью прикоснуться к Востоку. Обычно на фестивалях постоянная гонка. Здесь же все по-восточному неспешно.

- Что из творчества коллег особенно понравилось?

-  Впечатлили казахские кинематографисты. Хорошо продумана операторская работа. Когда народ действительно ценит свою культуру, то и межнациональные отношения улучшатся – будет уважение друг к другу.

- Вас, как и многих творческих людей, посещает опустошение по завершении большого проекта?

- На депрессию у меня не остается времени. В Москве запланирован фильм о Всеволоде Мейерхольде - трагическом человеке, «матером  человечище», художнике, распятом временем. Эта философская тема много лет была закрыта, поэтому работа предстоит сложная.

- Вы думаете, документальное кино не умрет?

- Я уверена, что сейчас этот жанр переживает подъем. Владимир Путин назвал его «приоритетным направлением». В деле создания позитивного образа современника, истории,  роль документального кино невозможно переоценить.  Поэтому я уверена, что все у нас получится.

- А продюсер, деньги?

- Когда человек на правильном пути, ветер будет дуть в спину.

ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 декабря
1 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?