32 (890) в продаже с 23 августа 16+

Туризм в Татарстане: быть или не быть

29 сентября 2006

Сегодня туризм по эффективности инвестиционных вложений сравним с нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслями. По данным Всемирной торговой организации, уже в 1998 году туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг - на его долю приходится 532 млрд. долларов, или 7,9% от мировой торговли товарами и услугами.

Таким образом, туризм обогнал автомобильную, химическую промышленность, производство продуктов питания, компьютеров и многие другие сферы. По данным статистики, человек, приехавший созерцать местные достопримечательности, на месте своего пребывания оставляет от 300 до 500 долларов США.

Есть страны, где туризм является основной частью экономики, например, в Греции он занимает более 50%, в Мексике – более 30%. Число иностранных граждан, въехавших в Турцию, например, в два раза превосходит число жителей этой страны, выезжающих за рубеж. В России же на долю туризма приходится менее 2%. 

Отсутствие эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних 10-15 лет привело к тому, что на долю России, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристического потока. В настоящее время по количеству интуристов Россия находится не только «позади Европы всей», но и отстает от ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Показательным по количеству туристов, приехавших в Россию, был 1989 г. Тогда нас посетило более 2 млн. 740 тыс. иностранцев. С 1992 года начался резкий спад въездного туризма, продолжавшийся вплоть до 1995 года.

Сами российские граждане предпочитают съездить куда-то за границу, чем отдохнуть у себя на родине. Причем российские туристы выезжают за границу не только из-за качества обслуживания, но и потому, что о курортах Болгарии, Испании, Турции, достопримечательностях Парижа, Праги, Рима знают гораздо больше, чем о своих собственных - российских. За последние 3 года на родине отдохнуло около 8 млн. россиян, хотя еще 10 лет назад эта цифра достигала 45 млн. 

Туристический сектор экономики Республики Татарстан мало чем отличается от российского – доля туризма во внутреннем региональном продукте (ВРП) составляет чуть больше одного процента. Но нашумевшее на весь мир празднование тысячелетия Казани и появление в связи с этим ряда отелей, отремонтированных дорог несколько оживили туристический бизнес Татарстана. Именно этому – перспективам развития туристического бизнеса в республике - и посвящена моя беседа с начальником отдела развития туриндустрии Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ Евгенией Новиковой. 

- Евгения Евгеньевна, насколько мне известно, у Республики Татарстан наконец-то появился туристический бренд…

- Да, в начале 2006 года Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ объявила республиканский конкурс «Туристский бренд Республики Татарстан». Конкурс завершился совсем недавно - в начале сентябре. Нам нужна была достойная эмблема, чтобы продвинуть Татарстан на туристическую арену. Понимаете, бренд – это как товарный знак, сначала ты работаешь на него, а потом он на тебя, в данном случае на республику. Нам нужен был такой бренд и слоган, которые отражали бы  существующее положение туризма в республике и работу на перспективу. Кроме того, он должен был обладать таким видом и словесным сочетанием, которые привлекали бы туристов. На первом этапе ни один из предложенных брендов не прошел. Пришлось организовать ток-шоу «Туристский бренд РТ», куда пригласили людей, которые так или иначе представляют Татарстан на международной арене. В итоге мы выбрали работу, которая показалось наиболее удачной и креативной, отражает состояние туризма в республике и легко ложится на различные форматы: майки, пакеты, буклеты.  Эмблему мы использовали практически сразу же – во время XII  международной выставки, которая состоялась в Москве. Данная выставка ориентирует профессионалов этого бизнеса на осенний и зимний сезон 2006-2007 года. Мы подготовили  новый стенд, в котором и была размещена эта эмблема: «Откройте для себя Татарстан». Подготовили буклеты, календари. Выставочная деятельность для турбизнеса имеет очень большое значение. Наша задача состоит в том, чтобы демонстрировать туристский потенциал республики тем, кто формирует туристические пакеты, и тем, кто пользуется ими. Каждый позиционировал себя по-своему.  Например, одну африканскую страну представляла красивая, темнокожая барышня в белой одежде. Она всем завязывала на руку разноцветные ленточки и что-то шептала на своем языке. Таким образом, они своего добились: вокруг стенда этой страны на протяжении всей выставки толпилась куча народу.

- Каковы основные направления развития туризма в республике? Татарстан не может предложить туристам ни моря с горячим песком, ни экзотических пальм, ни круглогодичного солнца. Чем же будем привлекать туристов?

- Туристический потенциал республики огромный: это и многочисленные реки и озера, и культурные достопримечательности, и история, и лечебно-оздоровительные свойства природы, лечебные грязи, минеральные воды. Конечно же, визитной карточкой республики являются круизы по рекам, прежде всего, по Волге. Это очень комфортный и удобный отдых. Культурно-познавательный туризм также очень важен для республики. Татарстан обладает многочисленными исторически важными объектами. Возьмем только Казанский Кремль – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, который является главной достопримечательностью Татарстана и Казани. А Раифский Богородицкий мужской монастырь? А остров-град Свияжск? А Елабуга, сохранившая дух уездно-купеческого города XVIII века? А музеи-заповедники Булгары и Биляры? Где еще вы увидите столько исторических памятников, сколько в Татарстане? Мы добиваемся, чтобы их включили в федеральную программу развития туризма в Российской Федерации. Это именно то, чем мы можем привлечь туристов. В последние годы Татарстан привлекает к себе внимание широкого круга людей. Во-первых, как территория толерантности, где уживаются разные религий, во-вторых, как динамично развивающаяся республика. Многие мероприятия, которые проводятся в Татарстане, имеют международный или российский статус. Все это приводит к развитию делового туризма, потому что деловые люди – тоже туристы. Также в республике активно развивается экологический туризм. На территории республике находятся два национальных парка, заповедники, охраняемые природные зоны, которые можно использовать для развития туризма.

- Евгения Евгеньевна, проводится ли в республике имиджевая политика?

- Прежде всего, мы начали принимать участие в международных выставках и мероприятиях, которые проводятся за рубежом. Почему раньше этого не было? Потому что нам нечего было предложить иностранному туристу. У нас не было нормальной отельной базы. Сейчас ситуация несколько изменилась в лучшую сторону. Появились комфортабельные, высококлассные отели: «Мираж», «Шаляпин Палас отель», «Сулейман Палас отель», скоро откроется «Корстон». Началось строительство нового отеля в Елабуге. Теперь нам есть, где разместить иностранцев. Поэтому начали активно заглядывать на зарубежный туристический рынок. Недавно вернулись с универсальной выставки, которая состоялась в Страсбурге, в прошлом году участвовали в выставке в Китае. Понимаете, одно дело представлять республику в масштабах России, другое - на международной арене. В этом году мы провели пресс-тур «Краса Востока в сердце России» для журналистов ведущих туристических изданий России и зарубежных стран. Во многих российских и иностранных изданиях были опубликованы материалы о республике.

- Готовы ли местные предприниматели инвестировать туристический бизнес республики?

- Туристический бизнес является высокодоходной отраслью. Интерес к республике огромен не только со стороны местных инвесторов, но и со стороны других регионов и зарубежных стран. Этот процесс уже запущен, и, я думаю, результаты не заставят себя долго ждать.

- В Татарстане и в Казани много туристических агентств, работающих на доставку наших граждан в другие регионы и страны. А много ли тех, кто работает на ввоз туристов в республику?

- На туристском рынке, как и на любом, есть своя, узкая специализация, и каждая фирма старается найти свою нишу. Конечно, большинство туристических фирм занимаются тем, что отправляют отечественных туристов за рубеж, потому что это выгоднее. Но вместе с тем, в последнее время увеличилось число турфирм, деятельность которых направлена на внутренний и въездной туризм. Их пока не очень много – всего 11%, более 30 фирм по Казани и около 40 - по республике.

- На ваш взгляд, людей какого класса может заинтересовать Татарстан как турцентр?

- На мой взгляд, татарстанский туризм - для различных социальных слоев, возрастов и групп. Каждый человек сможет найти то, что ему будет по душе и по карману.

- Евгения Евгеньевна, но не все могут позволить себе расположиться в пятизвездочных отелях…

- Да, к сожалению, для туриста со средним достатком в столице отсутствует отельная база. А те гостиницы, которые существуют в городе, представляют услуги низкого качества. Республика, в частности Казань, нуждается в современных, недорогих двух-, трехзвездочных отелях с элементарными удобствами и набором услуг, которые необходимы туристу. У нас и сегодня есть такие гостиницы, которые позиционируются как отели туристского класса. Но таких отелей еще очень мало.       

- Скажите, сколько человек посетили Казань и республику за прошлый год?

- Через Казань проезжают практически все туристы, посетившие республику – около 90%. В прошлом году в Татарстане побывали примерно 638 тыс. человек, количество экскурсантов (люди, которые приезжают на один день) примерно такое же. То есть, за 2005 год республику посетили более миллиона туристов.

- Каким вы представляете себе будущее туристического бизнеса республики?

- У людей есть потребность путешествовать. Смена обстановки, хотя бы на короткое время, способствует нормализацию нервной системы и, в целом, здоровья. Я верю, что туриндустрия  республики будет процветать. Уже сегодня проделана большая работа, но предстоит сделать еще больше.

P. S. Во время подготовки материала вопросы о развитии туризма в городе Казани были направлены в Комитет внешних связей и туризма, который является основным исполнителем Программы развития туризма в Казани. К сожалению, ответов от них мы не дождались.   

ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

22 августа
21 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?