28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Сделать «КАМАЗ» прозрачным и преуспевающим

1 июня 2007

«Тайная» миссия г-жи Милиновой

Прошли «установочные» сто дней с того момента, когда узкому кругу топ-менеджеров «КАМАЗа» был представлен новый специалист – руководитель службы корпоративного финансирования Елена Милинова, получившая личное приглашение генерального директора Сергея Когогина. Сегодня ее служба преобразована в департамент, и Елена Михайловна стала уже директором.

И все же широкой аудитории камазовцев и челнинцев имя нового управленца до сих пор оставалось неизвестным. Но в таком «семейном» городе, как Набережные Челны, «затеряться» никому не дано. Особенно, когда работа человека – кстати, современно мыслящего и весьма открытого для общения – преображает имидж и лицо самого «КАМАЗа».

– Елена Михайловна, давайте же, наконец, заполним, эти длинные и ничем не объяснимые информационные «пробелы» вокруг вашей личности! Кто вы?

– Я человек, который очень любит свою работу. Последние три года она была связана в основном с корпоративными финансами. В 2004 году меня пригласили в «Северсталь-авто». Компания стоила в тот момент 150 млн. долларов, сегодня – более 1 миллиарда. Как и перед «КАМАЗом» сейчас, в то время перед «Северсталь-авто» стояла задача повысить капитализацию, получить доступ на западные рынки капитала для привлечения средств на финансирование инвестиционных потребностей. В мои задачи входило построить «с нуля» функцию подготовки отчетности по международным стандартам, организовать работу с инвестиционным сообществом таким образом, чтобы компания могла считаться «информационно прозрачной», реализовать проекты по повышению качества корпоративного управления. Это было необходимой базой для последующего размещения акций компании на бирже (IPO), которое прошло в мае 2005 года.

До этого я четыре года работала аудитором в компании Pricewater-houseCoopers, где моими основными клиентами были АВТОВАЗ, «Северсталь-авто» и ряд других компаний сырьевого и энергетического сектора. Так что, я знакома с автопромом не понаслышке. И мне нравится этот бизнес. Я долго думала над предложением прийти на «КАМАЗ» и внимательно анализировала его работу за последние годы, после чего пришла к выводу, что у этой компании действительно есть будущее. Нельзя было не восхититься и тем, как компания вышла из периода кризисов. Я поверила «КАМАЗу».

– Какие задачи поставил перед вашей службой Сергей Анатольевич, назначая вас ее руководителем? Что кроется под термином «корпоративное финансирование»?

– Рынок грузовой техники России развивается очень динамично. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам необходимо развиваться, совершенствовать систему сбыта и сервисного обслуживания, наращивать мощности, модернизировать производство, повышать качество и потребительские характеристики продуктовой линейки. А это значит, инвестировать серьезные средства в проекты развития. Задачи, которые поставлены передо мной, очень похожи на те, которые мне приходилось решать на предыдущем месте работы: обеспечить «КАМАЗу» возможность получать финансирование на рынке капитала для реализации инвестиционных потребностей компании, повысить капитализацию компании. Для этого необходимо сделать очень многое и, причем, очень быстро: наладить подготовку отчетности по международным стандартам, организовать работу с инвесторами и инвестиционными банками, провести ряд проектов по совершенствованию системы корпоративного управления и внутреннего контроля.

Конечно, все это невозможно сделать в одиночку. Мне очень импонирует готовность менеджмента компании к переменам и та поддержка, которую получила от всех без исключения менеджеров «КАМАЗа», особенно от финансовой и бухгалтерской службы.

– Высококонкурентный «КАМАЗ» – это иллюзорная мечта или достижимо-близкая реальность?

– Это уже не мечта, а настоящее: продукция «КАМАЗа» конкурентоспособна. Об этом говорят цифры: объем продаж грузовиков в 2006 году вырос на 35,2%, за 4 месяца 2007 года – еще на 40%.

Вопрос нужно ставить иначе: как остаться конкурентоспособными в будущем, ведь наши оппоненты не стоят на месте, а очень быстро прогрессируют (особенно, китайские). Уже сейчас надо создавать задел на будущее. От успеха «КАМАЗа» зависят судьбы многих людей: это и персонал предприятия, и их семьи, и жители города.

– Что из намеченного вами удалось сделать за первые сто дней работы? Какими новыми полномочиями оброс ваш статус?

– Ключевая задача на первом этапе – это сделать отчетность по МСФО и получить аудиторское заключение PricewaterhouseCoopers «без оговорок». Поэтому первым делом был создан отдел по подготовке отчетности по международным стандартам в ОАО «КАМАЗ» из 10 специалистов, а также подобраны люди, которые занимаются отчетностью в дочерних компаниях. Практически все специалисты, которых я отобрала в эту структуру, уже имели опыт работы на «КАМАЗе» – в департаменте экономики или бухгалтерии. Мы провели обучение и начали активную работу по подготовке отчетности. Скажу сразу, дело непростое, особенно, учитывая состояние информационной системы в группе компаний «КАМАЗ». Но мы с задачей справимся.

Помимо этого мы начали активно работать с инвестиционным сообществом, показывая успехи компании за прошедшие два года и наши планы на будущее. Это незамедлительно сказалось на росте курса акций ОАО «КАМАЗ». В мае котировки на продажу достигли отметки три доллара за акцию, что на 50% больше по сравнению с январскими котировками.

– Какие препятствия и проблемы встретились вам на «КАМАЗе» при выполнении своей миссии? Что нужно сделать, чтобы их устранить?

– Наши успехи по построению публичной компании во многом зависят от нашей способности снабжать инвестиционное сообщество качественной, своевременной, непротиворечивой информацией о текущей ситуации в компании, что, в свою очередь, невозможно без наличия в компании современной информационной системы. К сожалению, существующая система пока не может удовлетворить эти требования. Необходимо проделать огромную работу по автоматизации бухгалтерского, налогового, производственного и управленческого учета, чтобы решить эту проблему. Я рада, что менеджмент компании это понимает, и мы активно взялись за реализацию этой задачи.

– В своем первом выступлении перед «топами» автогиганта вы коснулись и вопросов информационной политики компании. Какими же гранями ваша миссия соприкасается с этой весьма специфичной сферой?

– Информационная политика – важный элемент в создании имиджа компании на рынке капитала. У «КАМАЗа» есть отличный бренд, хорошо известный на рынке, о его продукции знает практически каждый житель России и стран СНГ. Это наше неоценимое конкурентное преимущество. Однако, помимо продуктового «пиара», очень важно, чтобы и сама компания стала узнаваема потенциальными инвесторами. Естественно, что информация этой группе потребителей нужна другая, и источники ее получения сильно отличаются. Это, прежде всего, деловая пресса. Конечно, этот процесс должен быть планируемым и управляемым, то есть у компании должна быть продуманная новостная стратегия, направленная на повышение имиджа компании в деловых и финансовых кругах.

– Отражается ли на вашей работе «особенная стать» России, то есть наш пресловутый менталитет? Или же «на отдельно взятом предприятии» все идет «по учебнику»?

– Любую компанию я воспринимаю как сообщество личностей, а не как самодостаточную систему. То есть для меня «КАМАЗ» – это, прежде всего, люди, которые здесь работают. И чем больше я их узнаю, тем больше они мне нравятся. Это люди, которые пережили вместе очень трудные времена, когда бизнес «лежал на боку», выстояли и теперь справедливо пожинают плоды своего упорного труда. Без них «КАМАЗа» бы не было, он бы умер, как тысячи других российских предприятий, не переживших перестройку. Значит, «менталитет» у них правильный, не важно, как его называть – «российским» или каким-то еще. Я вообще не люблю, когда начинают говорить «о российской специфике». Люблю Россию, ее людей. И хочу сделать в своей жизни что-нибудь стоящее, что принесет пользу не только мне лично, но и тем, кто живет рядом со мной в нашей стране. С этой точки зрения «КАМАЗ» кажется неплохой точкой приложения моих усилий. Это один из немногих российских автопроизводителей, у которого может быть будущее.

– Не получится ли так, что «крутые» требования к функционерам будут восприняты некоторыми из них как повод для ничегонеделания?

– Мы пойдем путем постепенных изменений. Если я могу своим опытом и знаниями как-то поддержать эти изменения, всегда щедро ими поделюсь. Но я и сама учусь у тех, с кем работаю (то есть, по-вашему, у «функционеров»). Мне многое внове здесь на «КАМАЗе», ведь я никогда не работала в таких огромных организациях. Это для меня и интересный опыт, и испытание одновременно.

– Итак, да будет прозрачным и преуспевающим наш «КАМАЗ»! Успехов вам в этом «просветительском» деле!

ФАГИМ ЗИГАНШИН

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

10 августа