35 (943) в продаже с 25 сентября 16+

Пророчество Сибгата Хакима

6 июля 2007

Помните, как еще на коленях у мамы мы слушали о проделках грозного Шурале и переживали за маленькую Нечкэбил? Как берегли свои первые книги, как старательно выводили первые в жизни слова на родном языке «тел», «икмэк», «эни»… И вот уже выросли. А что же стало с книгами, с языком, с памятью?

Теперь мы больше читаем биржевые сводки и гламурные журналы. О Габдулле Тукае, Мусе Джалиле вспоминаем только по датам, а современная татарская литература почти погибла. Не потому, что нет талантливых авторов. И даже вечная нехватка денег – не главная причина. Поэты никогда не жили легко, но всегда чувствовали себя гражданами России. Когда государство зажимало им рты, они творили из застенков концлагерей и тюрем. Фатых Карим написал поэму о пограничниках, где в схватке с японцами советский солдат погибает. Поэта посадили за «непатриотичность», но писать и мыслить он не перестал до гибели под Кенигсбергом в Великую Отечественную войну. А что сейчас? Бились за свободу слова, а сказать нечего? Или, может, некому?

В 2005 году вышел фильм о замечательном татарском поэте - «Новый день Сибгата Хакима», получивший приз на I телевизионном конкурсе стран СНГ «Лучшие программы Содружества» в Алматы. Организатором конкурса выступила межгосударственная телерадиокомпания «Мир», созданная по инициативе глав государств СНГ в 1993 году. Тогда фильм из Татарстана «Новый день Сибгата Хакима» признали лучшим в номинации «За бережное отношение к национальным традициям». Впору бы гордиться, но вот беда - в СНГ смотрели этот фильм, а в Татарстане нет. Почему? Потому что ни один национальный канал не согласился транслировать его бесплатно. Да и самого фильма могло вообще не быть, если бы не люди, готовые вкладывать свое время, силы и деньги в национальное кино. Несколько лет назад заслуженный артист РТ Вячеслав Никодимус загорелся мыслью снять кино о Сибгате Хакиме, о Татарстане, о преемственности поколений. Но кино давно стало товаром. Помощи от государства ждать не приходилось. И тогда Никодимус стал искать людей, способных воплотить задуманное. Не спонсора, а единомышленника, способного понять всю значимость проекта. Это сейчас на каждом шагу говорят о благотворительности, о необходимости возрождения татарской культуры. Говорят, говорят… А они сделали. Вячеслав Никодимус смог найти такого человека. Вместе с казанским предпринимателем Ильдаром Назиповым они сняли необыкновенно лирический фильм о нашей Родине. Всего 13 минут идет кино, а сколько тонких струнок души задевает! Немногие знают о судьбе Сибгата Хакима, тесно переплетенной с жизнью эпохи. Творчество поэта глубоко народно. Именно поэтому сегодня Сибгата Хакима называют классиком мировой литературы. Хотя писал Хаким только на татарском языке, его поэтическое наследие, переведенное на русский, английский и другие языки, стало достоянием почитателей поэзии во многих уголках планеты. Сибгат Хаким оставил потомкам и трогательную любовную лирику, и опаленные фронтовыми дорогами стихи о войне, и стихи, наполненные нежностью к родной земле, природе, татарскому народу. Патриот с большой буквы, он передал это великое качество своей души детям и внукам, всем тем, кто знал его близко, и тем, кто знал его только по произведениям.

30-е годы были тяжелыми в судьбе республики. Один за другим исчезали люди. Махмут Галяу, начинающий талантливый прозаик, выбросился из окна тюрьмы. Шамиль Усманов, красный боец, описавший борьбу за Советскую власть, во время допроса, не выдержав унижений, выколол себе глаза ручкой и умер от заражения крови.

 - Однажды дали указание исключить из комсомола Фатыха Карима. Сибгат Хаким был руководителем комсомольской ячейки. Он отказался его исключать. Тогда исключили обоих,- вспоминает сын поэта Рафаэль Хаким.- Год прошел без работы, под присмотром органов. Поэт жил на квартире под Кремлем, напротив тюрьмы, где сидел его друг Фатых Карим. Существует легенда о том, что перед самой войной Хасан Туфан там встретил Фатыха Карима, у которого на ногах были старые шины, перевязанные проволокой... Одного отправили в Сибирь, другого бросили под Кенигсберг. Сам Сибгат Хаким вспоминал, что ему порой слышались голоса из городской тюрьмы. Гази Кашшаф, работавший в Союзе писателей, подбрасывал ему работу - писать рецензии на литературные произведения, а брат из деревни привозил картошку. Кое-кто из друзей приходил к нему, когда стемнеет, неся за пазухой булку. Тогда поэтов ценили, ловили каждое слово. В воспоминаниях об отце Рафаэль Хаким пишет: «В каждой деревенской избе, наряду с печкой и другими атрибутами, обязательно была полка с книгами. Долгими зимними вечерами люди собирались в чьей-то избе и слушали поэму Кул Гали «Сказание о Юсуфе», переживали. Кто-то время от времени подходил к бадье с ледяной водой и таким образом остужал жар души, свои переживания за судьбу Юсуфа и Зулейхи». А за кого сегодня переживаем мы, за героев «Дома-2»? Философское кино практически исчезло с экранов, уступив место блокбастерам. Духовную публицистику заменили таблоиды, музыку – попса. Однажды Сибгат Хаким сказал так: «Когда мы уйдем, останутся одни шабашники». Похоже, пророчество поэта сбывается. Кажется, мы должны цепляться за каждую весточку, каждую крупинку нашей истории. Так почему же любое начинание, если оно не коммерческое, губится на корню? Почему наши писатели вынуждены издавать книги на свои средства, а потом и распространять их? Сельские ребята даже не увидят этих книг. А те, что смогут взять в местной библиотеке, рассыпаются от ветхости. В Год благотворительности много помощи оказывается молодежному спорту, детским домам. Это правильно. Но ведь детей нужно не только кормить, но и воспитывать. Можно было бы, конечно, в сотый раз взывать к помощи государства, организовывать десятки акций. Авось, обратят внимание. Фильмом «Новый день Сибгата Хакима» чиновники и телеканалы заинтересовались только тогда, когда он завоевал платиновую ветвь «Бриллиант Содружества». Скоро мы сможем увидеть фильм на своих экранах. Презентацию фильма с благотворительными концертами по городам Татарстана планируется провести летом, а заключительный гала-концерт осенью в Кремлевском Дворце Съездов.

Народный проект удалось отстоять во многом благодаря его авторам, которым близко творчество соотечественника, - они сами творческие люди. Композитор-исполнитель Вячеслав Никодимус еще 16 лет назад создал альбом на стихи татарских классиков Тукая, Джалиля, Хакима. Его известная песня «Лебединое озеро» и многие другие звучат рефреном фильма. Продюсер кино Ильдар Назипов тоже близок к искусству. Руководя творческой студией «Кают-компания», он выпустил диск «Легенды казанского рока», поэтический альманах, занимается талантливой молодежью и сейчас. В прошлом году с помощью Ильдара Назипова Вячеслав Никодимус и его Театр песни организовали бесплатный концерт, посвященный уфимской трагедии. Зал был полон, зрители стояли в проходах. Немногие знают, что Назипов - кавалер ордена «Меценат столетия-2005». Тонкий, деликатный человек, он старается не афишировать свою помощь. Есть люди, которым не надо внушать, что такое благотворительность. Мы привыкли рассчитывать на спонсоров, которые взамен рекламы отсчитают некую сумму из пухлых кошельков, но забыли об искренних меценатах культуры. Ведь не для почета Третьяков всю жизнь скупал картины талантливых художников, а потом завещал свою галерею потомкам? Просто он, как и сотни других россиян, был неравнодушен к людям. Чувствовал запах своей земли. Сибгат Хаким всегда ждал возрождения культуры своего народа. Когда же придет новый день?

ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

25 сентября
23 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?