1 (956) в продаже с 15 января 16+

Куда едем?

6 июля 2007

Подноготная внедрения новой транспортной схемы Казани

Введение новой транспортной схемы у всех на устах – сегодня об этом не говорит и не пишет только ленивый. Мнения высказываются самые разные, порой полярные. Что поделать, давно известно, что у каждого своя правда. Неоспоримо одно: та ситуация, которая была на казанских дорогах до приснопамятного первого июля, никого не устраивала, реформа назревала давно, и ее проведение было вполне оправданно.

ДО НОВОЙ ЭРЫ

Нас, рядовых пассажиров, мягко говоря, огорчало многое: разбитые автобусы, незнамо как выползающие поутру на линию, хамоватые кондукторы, лихие ребята-маршруточники, вывешивающие в «газельках» и «пазиках» исполненные черного юмора плакатики «Десять минут страха – и ты на работе», и печальные следствия гонок – аварии и хронические пробки на дорогах. Небольшая справка. На маршрутах Казани работало в то время более 250 перевозчи­ков различной формы собственности, из них 242 зарегистрированы как индиви­дуальные предприниматели. Мелкие частники, как правило, не имели собственных производст­венных баз, принадлежащие им автобусы чаще всего «ночевали» на улицах, вопросы об осмотре медиками и механиками и техническому обслуживанию носили характер риторических. А ведь таких автобусов на городских дорогах было подавляющее большинство: из 1900 имеющихся автобусов 1223 принадлежали частникам. Более 80% перевозок осуществлялись «пазиками», которые, кстати, не являются сертифицированными транспортными средствами для городских пассажирских перево­зок и подлежат немедленной замене. Что касается «Газелей», то они вызывают большие сомнения с точки зрения безопасности, и во многих российских городах давно уже сняты с линий. Стоит ли говорить о том, что инвалидам сесть в «ПАЗ» или «Газель» почти невозможно: на высокую подножку «пазика» и со здоровыми ногами не всегда влезешь, да и в той позе, в которой перемещаются пассажиры до отказа переполненных «газелек», не всяк продержится без риска для здоровья. Так что требование сделать автобусы доступными для людей с ограниченными возможностями, извините за грустный каламбур, наболело и давно назрело.

Не могло не вызывать беспокойства - скорее, у властей, чем у обывателей, – и состояние городской экологии. Уровень загрязненности атмосферного воздуха в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился с «высокого» до «очень высокого», и 70% выбросов приходится на долю автотранспорта. А посему требование наличия экологичного двигателя, отвечающего стандарту «ЕВРО-3», выглядит более чем логичным. К слову, новые автобусы будут поступать в Казань до сентября-октября этого года и постепенно вытеснят автобусы малой вместимости. В результате обновления парка автобусов столица Татарстана станет первым российским городом, общественный транспорт которого перейдет на стандарт «ЕВРО-3».

ОДОБРЯЮЩИЕ И СОПРОТИВЛЯЮЩИЕСЯ

Залогом перемен стало проведение конкурса на право работать в сфере пассажирских перевозок. Большая часть индивидуальных предпринимателей, объединившись на основе производственных баз, приняла в нем участие. Но, как известно, некоторые перевозчики в конкурсе участвовать отказались – отсюда пикеты, демонстрации, разговоры о нарушении проведения конкурса и сетования на то, что с огромными усилиями добытые в свое время на покупку автобусов деньги потрачены зря. Отметим, что таковых все же меньшинство: на долю 25 - 28 частных предпринимателей, не пожелавших принять участие в конкурсе и ныне пишущих письма во все инстанции, приходится не более 2,5% от общего объема перевозок.

- Недовольные будут всегда, - замечает Алексей Варин, директор КП АТП. - Я на рынке перевозок работаю с 2000 года. Все это время мы не только набивали карманы, но и занимались развитием, приобрели собственную базу. Кто мешал всем остальным это сделать? О том, что будет конкурс, всех предупредили за год. Надо было к нему подготовиться, возможно, объединиться, как многие сделали.

- Сложилась такая ситуация, что кто-то принял новые условия, а кто-то нет, - соглашается  Альберт Гафаров, директор ООО «Автобус-Сити». – Конечно, заплатить миллион рублей было тяжело, но что поделаешь. Была возможность объединиться. Что толку пикетировать - работать надо.

Между прочим, разговоры о том, что когда-то вложенные деньги все никак не удавалось «отбить», а теперь они и вовсе, считай, выброшены на ветер, не совсем соответствуют истине. В качестве иллюстрации – некоторые цифры. По данным специалистов, в среднем один автобус «ПАЗ» собирает выручки не менее 5 тысяч рублей, при этом чис­тая прибыль частного перевозчика - 2 - 3 тысячи в день. Несложно подсчитать, что в месяц чистая прибыль составляет около 60 - 90 тысяч рублей. Один автобус «Газель» в день собирает выручки не менее 3 тысяч рублей, а чистая прибыль частного перевозчика составляет 1,5 тысячи в день. В месяц частник имеет 45 тысяч рублей чистой прибыли. Так что, как правило, «пазик» окупается за 1,5 - 2 года, а «Газель» - за 8 - 10 месяцев. А значит, все автобусы, купленные предпринимателями в 2004 - 2005 годах, давно се­бя окупили. И бороться за «истину» решили те перевозчики, которым показалось более выгодном уходить от налогов и работать по «серым» схемам.

По данным налоговых органов, мелкие частные перевозчики декларируют заработную плату, с которой удерживается по­доходный налог, в сумме одной тысячи рублей, реальное количество работающих занижается, боль­шая часть наемных рабочих не имеют трудовых контрактов, не говоря уже о положенном по трудовому кодексу соцпакете. В среднем в день «черным налом» водитель получает не менее 1 - 1,5 тысячи рублей, кондуктор - 400 рублей. Таким образом, недополучено в бюджет только подоходного налога около пяти миллионов рублей в месяц или 60 миллионов в год. В том числе бюджет города недополучает около 19 млн. рублей в год.

Справедливости ради стоит отметить, что ремонтом дорог занимается город. Разве не логично было бы ему же и получать некую часть прибыли от пассажирских перевозок – в виде налогов?

ГЛАС НАРОДА

Любое реформирование не проходит гладко. Наверное, и реформы Петра Великого не встречали горячего положительного отклика у современников. Переходный период, надо смотреть правде в глаза, всегда сопряжен с определенными трудностями. Так и в нашем случае. Пассажиры должны привыкнуть к новой транспортной схеме, когда это произойдет, и все утрясется-устаканится, всем станет легче. Безусловно, проблемы есть. Кроме того, в первые же дни введения новой транспортной схемы ситуацию усугубили погодные условия: ливневые дожди и ураган вывели из строя 50 трамваев, автотранспорт передвигался по забаррикадированным улицам с большим трудом.

Однако растерянность первых дней постепенно идет на убыль. В принципе, около 60% новых маршрутов полностью совпадают со старыми - поменялись только номера. 85% маршрутов по своей протяженности соответствуют старым, к ним добавились новые удобные маршруты, так что, к примеру, из поселков стало проще добраться до центра. А поэтому разговоры о ломке старой схемы, судя по всему, несостоятельны.

- Думаю, когда все новые автобусы поступят в город, проблема  решится сама собой, - говорит Алексей Варин. – Уже сейчас на тех маршрутах, куда в полном объеме поступили низкопольные автобусы, интервал движения - минимальный, люди практически не стоят на остановках в ожидании транспорта, да и ездить в таких автобусах не в пример комфортнее. И потом, ведь никто же не говорит, что новая транспортная схема – это аксиома. Согласно жалобам населения, если таковые начнут поступать, она будет пересматриваться.

Однако кое о чем властям, определенно, стоило позаботиться. Разобраться, куда и на чем доехать, пока сложновато, для того чтобы привыкнуть и запомнить номера и маршруты, нужно время. А брошюра с новой транспортной схемой нынче явно в дефиците – бесплатно она досталась не всем, а купить ее сейчас практически невозможно. Хотя на многих остановках вывешены карты-схемы, а к 15 июля, обещают, они появятся везде, пользоваться ими не всегда удобно.

И еще одно. Если уж пошла такая перестройка, хочется надеяться, что она изменит к лучшему все стороны «перевозочного» дела. Весьма отрадно, что водителей и кондукторов обяжут носить форму, как это делают во всем развитом мире. Во-первых, эстетично, во-вторых, аккуратно, в-третьих, дисциплинирует. И потом, может, труженикам автодела наконец-то серьезно вменят в обязанность регулярно  проходить медицинские осмотры – все же они, как и учителя, и врачи, работают с людьми. Хочется верить, что кондуктор-грубиян в грязной олимпийке, с чахоточным кашлем и испитой физиономией – печальная примета казанских автобусов – уйдет в прошлое и забудется, как страшный сон.

АНДРЕЙ ПЛАТНИКОВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 января

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?