18 (876) в продаже с 17 мая 16+

Бомж - социальное зло?

10 ноября 2006

Одной из наиболее одиозных социальных групп в современной России являются бомжи. Происхождение слова «бомж» связано с милицейской аббревиатурой «лицо без определенного места жительства». В массовое употребление слово «бомж» вошло благодаря появившимся в годы перестройки телепрограммам, посвященным новостям криминального мира. Вместе с криминальной хроникой перестройка принесла экономические реформы, во многом способствовавшие деградации населения и увеличению численности бомжей.

Сегодня бомжей можно встретить где угодно, их легко узнать по крайне потрепанному виду, опухшим лицам, по особому выражению глаз. Они ходят среди нас, живут своей непонятной «порядочным» людям жизнью, мы уже привыкли их не замечать. Разные исследования предлагают свои версии, например по данным МВД, в России от 100 до 350 тысяч бездомных. Более реалистичная цифра – три-четыре миллиона бездомных.

СОЦИАЛИЗМ И БОМЖИ

Бездомных в последние годы появилось столько, что, кажется, будто они - продукт нынешнего уклада жизни. Однако, это заблуждение. Бомжи были и при советском режиме, только тогда они прятались, потому что власть обрушивала на бомжей всю мощь уголовного закона. Уголовный кодекс РСФСР содержал ст. 209 «Занятие бродяжничеством или попрошайничеством, либо ведение иного паразитического образа жизни». Комментарии к УК того периода устраняли все недомолвки: «Под занятием бродяжничеством следует понимать скитание лица, не имеющего постоянного места жительства, из одного населенного пункта в другой либо в одном городе (районе) из одного места в другое, проживающего на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда». Главное заключается в том, что тогда для наступления уголовной ответственности было достаточно проживания лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда в течение одного месяца. Комментарии к ст. 209 написаны на шести страницах - на страницу меньше, чем к ст. 102 «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». Таким образом, вырисовывается интересная картина: если советская власть почти уравнивала бродяжничество и убийство, то российская – даже знать не желает о таком факте, как бродяжничество.

НА ДНЕ: ПЬЕСА, ПРЕВРАТИВШАЯСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ

По самым осторожным оценкам специалистов, число бомжей в столице Татарстана едва ли достигает одного процента миллионного населения - разве что вместе с профессиональными нищими, которые похожи на бомжей только внешне. Нищие живут подаянием и «зарабатывают» от тысячи рублей в день (другое дело, что «заработок» почти у всех них отбирают «опекуны» - милицейские или криминальные). А бомжей никто не опекает, ибо заработков от подаяния у них нет, они перебиваются тем, что добудут на помойках, в мусорных баках или мелким воровством.

Более года назад в Казани впервые появилась организация, где люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят не только кров и пищу, но и получают реальную моральную и социальную помощь. МУ «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» находится в здании бывшего приемника-распределителя, является его усовершенствованным, гуманизированным вариантом. Находясь в этом центре, человек попадает в поле зрения социальных работников, врачей, органов внутренних дел, органов труда и занятости... Сюда бездомные доставляются исключительно «с их согласия»; сотрудники центра помогают восстановить утерянные документы, помогают искать родственников и работу.    

По словам директора Александра Камаева, центр рассчитан на 50 койко-мест, сегодня здесь проживает 37 человек: 13 женщин и 24 мужчины. Бездомные вправе находиться здесь 90 дней (только 30 их них бесплатно). В отличие от челнинских «коллег» (в Челнах бомжи за проживание платят по 400 рублей), столичные бомжи не оплачивают свое проживание.

Трудоспособные люди имеют право находиться в пределах центра с шести вечера до утра, и получают они одноразовое питание – вечером. А тех, кто не могут сами себе заработать на хлеб, кормят три раза в день. Руководство центра говорит, что для тех, кто хочет работать, найти ее – не проблема. Сотрудники также содействуют при поиске работы, двоих устроили на работу в самом центре – санитаром и дворником.

В Казани данное учреждение считается единственным, куда человек может прийти без единого документа и без копейки денег.  Но есть ряд условий: во-первых, человек обязательно должен пройти флюорографию, во-вторых, бездомный должен быть абсолютно трезвым, в-третьих - психически уравновешенным.

К сожалению, в центре не предусмотрены условия для содержания бомжей-инвалидов, для тех, кто не может самостоятельно передвигаться. По словам директора Александра Камаева, сегодня в Казани в принципе отсутствует учреждение, занимающееся бомжами-инвалидами.

- Если человек не может ходить, болеет или обременен семейными проб-лемами, и обращается  к нам за помощью - значит, не по адресу, - говорит руководитель центра. - Мы лечением не занимаемся, консультанты по решению семейных проблем у нас также не  работают. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, у каждого – свои обязанности. Основной целью центра является оказание гарантийной государством социальной помощи, социальной реабилитации, социальной адаптации лицам без определенного места жительства и занятий.

- Александр Михайлович, каким образом люди попадают в ваш центр? 

- По-разному. В основном приходят сами, потому что практически каждый бомж знает, что есть центр, куда можно прийти и попросить о помощи. Самое главное - центр работает по принципу добровольности. Мы никого насильно не держим. Но во время пребывания в центре человек должен соблюдать установленные правила, за грубое нарушение распорядка он может лишиться крова.

- Например?

- Основное правило – категорически запрещено употреблять спиртные напитки. У нас сформировался женский коллектив. А народ проживает особый, некоторые имеют по три-четыре судимости. Они и в трезвом состоянии иногда ведут себя неадекватно, а в пьяном – даже страшно представить…

- С какими сложностями сталкиваетесь при восстановлении документов?

- Самое сложное - восстановление гражданства. Если человек бродяжничал на протяжении многих лет, не сидел в тюрьме и не лежал в больнице, то документально сложно доказать, что, скажем, на 6 февраля 1992 года он находился на территории России. В этом случае остается только один путь – через суд, с помощью свидетелей. Но все зависит от человека. И если у него отсутствует желание начать новую жизнь, то мы ему ничем не сможем помочь, он «забывает» даты, имя, фамилию, отчество. 

- Что можете сказать о возрасте своих обитателей?

- У 50% мужчин возраст колеблется от 26 до 45.

У каждого - своя трагедия...

У каждого жителя центра своя трагическая история, из-за которой он оказался здесь, а не дома. Судьба двадцатишестилетней Тани из Подмосковья показалась мне особенно печальной.

Таня – сирота, выросла в детском доме. Еще совсем маленькой она лишилась родителей (отец на ее глазах убил мать, за что и сел за решетку).

На примере Таниной жизни можно было бы написать книгу о пределах человеческой терпимости. Потеря любимого, работы, соседка, которая забирает ее документы и заставляет работать на себя, попрошайничество, бродяжничество, полная потеря зрения – неполный список бед, которые обрушились на Танину голову. А позднее она становится жертвой квартирной аферы и лишается жилплощади.

Сотрудники центра несколько раз направляли запросы в Московскую область по поводу Таниной квартиры. И получали ответы, что такая вообще никогда не числилась по данному адресу.

К сожалению, история Тани не единичный случай. По неофициальной статистике, каждый год жертвами «черных» риэлторов становятся сотни тысяч россиян. Сегодня в прокуратуре Приволжского района города Казани рассматриваются три дела, возбужденных против «черных» риэлторов, из-за деятельности которых люди рискуют пополнить ряды бомжей.    

Кстати, для тех, кто желает помочь: центр нуждается в теплых вещах, одежде и в обуви. Обращаться по тел.: 555-25-49. 

Подготовила ГЮЗЕЛЬ ШАГИМАРДАНОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
22 мая

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?