43 (951) в продаже с 27 ноября 16+

НЕФАЗы начали «транспортную революцию»

31 августа 2007

Никто уже не заводит споры по самой сути темы, когда речь заходит о том, что автобусный парк столицы Татарстана нуждается в серьёзном обновлении. Она давно и всеми понята. Диспуты и дебаты ведутся вокруг более частных вопросов, вызванных, в основном, сложностью преодоления двух хорошо известных общественно-транспортных бед России. В XXI веке к решению этой вечной и двуединой задачи подключились НЕФАЗы – автобусы от «КАМАЗа» и его дочернего предприятия в соседней братской республике.

НАЧНЁМ ЖИТЬ И ЕЗДИТЬ КАК ЛЮДИ

Теперь в рассуждениях чиновников, специалистов и пассажиров звучат аргументы и факты в пользу или против тех или иных моделей автобусов того или другого какого класса вместимости, которыми можно было бы заменить автобусное старьё. Главный вопрос при этом – как организовать транспортные перевозки в Казани, чтобы пассажиры могли добраться из любого пункта А в произвольно взятый пункт В беспрепятственно, за максимально короткое время и уж во всяком случае – без стрессов и приключений?

Директор муниципального унитарного предприятия ПАТП-4 Наиль Садриев признался, что, по меньшей мере, треть старых автобусов из 160 выезжающих на маршруты возвращаются в течение дня на базу с поломками. А уж, скажем, одиннадцатилетние «Икарусы», отслужившие свой срок по всем нормам, вообще не выдерживают никакой критики. Тем не менее, их всё равно приходится выпускать на линию – хотя бы на несколько часов в день, потому что с огромным потоком пассажиров в часы пик может справиться только вместительный транспорт.

Как бы ни «утрамбовывали» себя люди в эти крохотные «маршрутки», всё равно в них все желающие не вмещаются. И уезжают вовремя не все. Точнее, только те, у кого хватает наглости и здоровья, чтобы локтями растолкать своих сограждан, «покрыв» их, при необходимости, набором коротких слов из нашего богатого лексикона. На что только не идут люди, чтобы занять часть «всесторонне ограниченного пространства» в этих консервных банках на колёсах!

Всё это безобразие и хамство мы видели и почему-то терпели на улицах больших городов изо дня в день и в течение многих лет. То, что водители этих «маршруток», сплошь и рядом нарушая правила дорожного движения, рискуя здоровьем и жизнями своих пассажиров, доставляют их до пункта В на несколько минут раньше, чем большие автобусы, не должно и не может быть оправданием. Пора, наконец, и нам начать жить и ездить по-человечески – как все люди во всём мире!

Подумаем и о пенсионерах и пожилых людях, составляющих, по статистике, треть населения Казани. Мы что, уже разучились уважать их старость и заботиться о них? И вообще, так ли уж нужно пассажирам миллионного города обрушивать на себя и друг на друга весь этот стресс? Ради чего мы должны день-деньской культивировать в себе эгоизм?

В цивилизованном мире люди давно уже поняли простую истину: хорошо живётся только там, где граждане и власти в равной мере уважают как самого себя, так и друг друга. И делают всё необходимое – в интересах всех, вовремя, оперативно и качественно. Но в то же время – спокойно и не суетясь! Тем и отличаются они от нас, что признают: никогда не будет правильным изображение в кривом зеркале!

Сколько ещё на нас будут показывать пальцем и называть «страной дураков», зависит только от нас самих…

БЫЛА «ЭПОХА», НО ПРОШЛА

Надо полагать, эти размышления – отчасти и, конечно, в более строгой форме – руководили и теми людьми, которые задумали разработать и реализовать новую схему пассажирских перевозок в столице. Есть и другие аргументы в пользу долгосрочной «транспортной революции», о необходимости которой всё время говорили казанцы. Говорили, но мало что сумели сделать: ни в городской казне, ни у государства на это денег не было. Была «переходная эпоха», когда среди прочих бедствий мы вынуждены были мириться и с засильем «маршруток» на городских улицах. Но, к счастью, она уже прошла.

А если задуматься над такой важной стороной пассажирских перевозок, как экологическая безопасность? Кто из казанцев, положа руку на сердце, скажет, что в огромном городе ему дышится легко и свободно, что он вдыхает в себя чистый атмосферный воздух? И что при этом на его лёгких не оседает пыль и сажа от многотысячного семейства устаревших «коптилок на колёсах»? Сейчас даже поэты, композиторы и певцы исключили эту тему из своего творческого репертуара…

С этой точки зрения – если судить объективно и строго – нынешние «Пазики» и «Газели», а также их «подержанные» собратья из-за границы, вообще не пригодны для массовой эксплуатации на сверхпротяжённых, «глобальных» маршрутах городов-миллионников. Они хороши, например, для перевозки небольших экскурсионных групп или как маршрутки на сравнительно коротких «плечах перевозок» – в пределах нескольких смежных микрорайонов. Там им и место в качестве местного средства доставки и подвозки – до остановки, дома и двора, если это возможно и необходимо.

Микроавтобусы должны дополнять вместительный городской транспорт, следующий экспрессом, только по широким проспектам и магистралям, и соединяющий «крупные густонаселённые острова», из которых, собственно, и состоят такие города, как Казань. Чтобы охватить сетью пассажирских перевозок и узкие улицы, и труднодоступные места, коих немало, особенно в старых кварталах. «Мини-транспорт» не может и не должен конкурировать с «макси» и уж тем более – идти параллельным с ним курсом. У каждого из них свои задачи и свой «ареал»: широкие проспекты – для вместительного, узкие улочки и перекрёстки – для более компактного. В этом смысле Казань не придумывает ничего нового, она просто движется туда, где давно уже пребывает весь обустроенный мир городских транспортных хозяйств.

Программа улучшения транспортного обслуживания населения Казани подразумевает, что новые автобусы большой вместимости должны быть низкопольными, с двигателем, соответствующим экологическим стандартам «Евро-2», «Евро-3», а в дальнейшем и «Евро-4». Рабочая группа Исполкома города изучила характеристики автобусов российского и иностранного производства, побывала на многих автозаводах. Был объявлен тендер, который выиграл «НЕФАЗ», дочернее предприятие «КАМАЗа». В своём классе больших городских автобусов. Причина успеха проста: его продукт более всего соответствует всем предъявленным требованиям, и «КАМАЗ» предложил Казани самые выгодные условия.

Первая партия из 200 автобусов, которые будут изготовлены для города по лизинговому контракту в 2007 году, уже поступила в Казань. Лизинг в данном случае означает, что для «КАМАЗа» это не просто выполнение очередного заказа своего потребителя, но ещё и солидная инвестиционная программа. По словам Сергея Когогина, генерального директора ОАО «КАМАЗ», для реализации договоров с администрацией столицы компания вкладывает в развитие её экономики 500 млн. рублей. Без этого «вливания свежей крови» со стороны «КАМАЗа» – здесь и сейчас! – столь масштабная перестройка транспортной схемы Казани могла бы растянуться на долгие годы.

Для жителей Казани «КАМАЗ» разработал НЕФАЗы лучшей на сегодня комплектации. Они полунизкопольные, вмещают более 100 человек и рассчитаны на гарантийный пробег до 100 тысяч км или 18 месяцев непрерывной эксплуатации. Творческая атмосфера, которая сложилась вокруг создания автобусов НЕФАЗ, помогла конструкторскому коллективу «КАМАЗа» сделать эту модель на целый год раньше, чем она будет в полной мере востребована рынком. А это ведь тоже инвестиции, причём, отнюдь не сразу окупающиеся!

Председатель комитета по транспорту и связи Исполкома Казани Айдар Абдулхаков подтверждает всё сказанное: «Мы покупаем эти автобусы для муниципальных предприятий уже с 2001 года и знаем их качество. Последние модели идеально подходят нам. Они разработаны в соответствии с мировыми стандартами. Автобусы оснащены экономичным и надёжным двигателем «Камминз» экологического класса «Евро-3» с автоматической коробкой передач, что особенно важно для крупного города, где 63% всех вредных выбросов приходится именно на автотранспорт. Ещё один безусловный плюс – это отсутствие проблем с сервисом и бесперебойное обеспечение запасными частями».

Понятно, что для быстрой езды на больших автобусах нужно иметь достаточное количество широких и качественных дорог. Ясно также, что в свете реализации двух перспективных программ – государственной строительной и муниципальной транспортной – у Казани появляется шанс стать обладателем и того, и другого. И тут может найтись решение второй, «дорожной», части «вечной проблемы» страны и общества. Хотя бы в пределах одного города.

НАШ ОПРОС

Будет в Казани порядок и уют!

Опрашиваем жителей столицы: хотят ли они начать жить и ездить по-человечески или ностальгируют по временам безвозвратно ушедшим? Стали ли более комфортными поездки по новым схемам и маршрутам? Чувствуется ли улучшение после обновления автопарка казанских ПАТП?

Рамиль, 20 лет, студент КГУ:

– Ездить стало удобнее по большинству маршрутов и направлений. Все мои друзья, живущие в Казани, уже привыкли к новой схеме. Мы рады, что прежние «скотовозы» заменили нормальными автобусами. По мне, когда едешь в новом НЕФАЗе, то чувствуешь и скорость, и комфорт. Приподнятая задняя площадка – это тоже плюс, ведь молодые всегда стремятся водрузить себя на возвышенности. Да и место уступать там никому не нужно. Жаль только, что ещё не поставлен на серийное производство этот низкопольный НЕФАЗ.

Кроме того, даже при прочих равных условиях, Татарстану сам Аллах велел поддержать не просто российского, а «очень отечественного» производителя. Своя рубаха не только ближе к телу, она ещё и греет, и освежает лучше…

 Александр, 30 лет, инженер:

– Некоторые проблемы, конечно, остались. Да и как решить все сразу?

Всё равно какое-то время в городе ещё будут пробки, не все, наверное, успели разобраться в новых маршрутах. У меня вся семья в автотранспорте работает. Поэтому я в курсе нововведений в этой сфере. НЕФАЗы, на мой взгляд, достаточно хороши. Слышал, что по дизайну кузова и салона они занимают одно из ведущих мест среди городских автобусов России. Три двери вместо «привычных» двух или даже одной – это просто замечательно! Кроме того, у китайских «золотых драконов» нет накопительной площадки, а у НЕФАЗа – есть. Это при наших огромных пассажиропотоках очень важно. Конечно, хотелось бы, чтобы летом вентиляция обеспечивалась не только через люки, но и с помощью вентиляторов. Проблема легко решаемая. А в остальном, это – достойный «бас».

 Марина Петровна, 47 лет, бухгалтер:

– Увы, так повелось, что в нашей стране все гонятся за дешевизной и покупают невесть что. Я говорю про китайские автобусы. Надёжность их не проверена, к тому же, они просто неудобны. Наверное, рассчитаны только на самих китайцев. Мы-то, россияне, – в основном народ «в теле»! Я за то, чтобы в нашем городе был экологически безопасный транспорт. Вот новые НЕФАЗы, они не смердят и не отравляют атмосферу. Во всяком случае, это гораздо лучше тех развалин, что у нас были. НЕФАЗы не так набиты пассажирами, как те «маршрутки».

Одним словом, есть надежда, что и в транспортном хозяйстве Казани будет порядок. А в автобусах – уют.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

2 декабря
1 декабря

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?