35 (893) в продаже с 13 сентября 16+

Зарплату педагогам повысят родители

7 сентября 2007

Лично я именно этого и опасалась, когда реформаторы взяли курс на реорганизацию бюджетных учреждений, объявив о необходимости перевода образовательных учреждений в новый тип – в государственные автономные (муниципальные) некоммерческие организации или, по-другому, в автономные учреждения, если коротко – ГМАНО, если еще короче АНУ или АУ. Говорят, хорошее дело нехорошим словом не назовут. Как знать…

НЕ МОЖЕТЕ ПЛАТИТЬ, ВОТ - ПОРОГ

Некоторые родители некоторых дошкольных учреждений в панике. Недавно они узнали, что детские сады, в которые они водят своих чад, вот-вот станут АУ. При том, что это такое, толком из них никто не знает.

- В мае на родительском собрании нам объявили, что, возможно, с сентября наш детский сад станет автономным учреждением, - рассказывает молодая мама, чей ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение № 414, что в Ново-Савиновском районе. – Поэтому плата увеличится в два раза. Я в шоке.

И есть от чего. Если сейчас вместе с платными дополнительными услугами месячное содержание ребенка в детском саду обходится ей в 2300 рублей, то после перехода в АУ будет, как минимум, 4500 рублей! На этот случай заведующая Татьяна Пирская обещалась помочь неплатежеспособным родителям подыскать места в других детских садах.

Слов нет, переводить сына в другой детский сад родительнице не хотелось бы: 414-й больно хорош. Кроме бесплатной игровой экологии, валеологии и разговоров о правильном питании, здесь в обязательном порядке предоставляют дополнительные образовательные услуги, естественно, за деньги, и от которых, судя по договору, отказаться невозможно. Это занятия по хореографии, обучение чтению по метидике Зайцева, а также психологическое сопровождение педагога-психолога. Уже на добровольных началах, но за отдельную плату, по 200 рублей в месяц, проведут занятия по английскому языку и лечебной физкультуре. В договоре об оказании платных дополнительных образовательных и профилактических услуг родители обязуются ежемесячно вносить деньги за платные образовательные услуги в сумме 1200 рублей, оплачивать кнопку тревожной сигнализации, услуги ЧОП, содержание животных и аквариума, текущий ремонт технологического оборудования, сантехники, систем отопления, водоснабжения и канализации, а также хозяйственные расходы. В общем, за все про все натекает, как указывалось выше, две с половиной тысячи рублей в месяц. Заметим, данный детский сад не частный, а муниципальный. Только вот непонятно, что же, кроме зарплаты детсадовского персонала, финансирует городской бюджет, если все расходы переложены на плечи родителей? И другой вопрос – почему с переходом в АУ родительская плата должна увеличиться в два раза? Получается, что если в стране, по данным Росстата, с начала этого года инфляция составила 6,7%, то в отдельно взятом учреждении она зашкаливает за сто процентов? И ведь подкопаться не к чему.

АУ, ГДЕ ВЫ?

Поднимая каждый раз зарплату педагогам на сущие копейки, государство окончательно расписалось в своем бессилии повысить ее значительно. Поэтому вот вам закон об автономных учреждениях, зарабатывайте-ка, ребята, сами. Госстандарт в виде субвенции мы профинансируем, опять-таки, насколько сможем, а все что сверх его - ваше. Предполагается, что как работали учреждения, так они и будут работать, но только не в рамках сметы, а по принципу нормативного подушевого финансирования. На каждое учреждение будет спускаться конкретная сумма – в зависимости от количество учеников, типа школы и уровня ступени. Если взять, к примеру, городскую начальную школу, то это может быть сумма на одного ребенка - семь тысяч рублей в год, если сельскую малокомплектную школу – все 80 тысяч. Средний норматив по школам составит, примерно, одиннадцать тысяч. Все внебюджетные средства, которые заработают, образовательные учреждения, смогут использовать по своему усмотрению, в том числе, пустить на повышение заработной платы. По задумке авторов нововведений, создание АУ – это семимильный шаг учреждений образования к большей финансовой самостоятельности. Бюджетное учреждение знает, что оно всегда положит себе в карман деньги из казны, вне зависимости от качества образования. Подумаешь, ну понервничают они один раз в два года при фронтальной или тематической проверке и все. А так им придется шевелиться, стремиться к более качественной работе. Ведь к каждому контролера не приставишь, а система финсовой самостоятельности как раз создаст конкурентную среду. Это совершенно новый тип бюджетных учреждений, поясняют в республиканском Минобразовании и заверяют, что здоровая конкуренция позволит, в конечном счете, повысить качество образования. Сколько сегодня учреждений образования, готовых пуститься в свободное плавание - перейти на автономные учреждения и, следовательно, самостоятельно зарабатывать деньги, точно не знает никто. По словам начальника управления образования Казани Ильсура Хадиуллина, добро дают тем, кто предоставляет дополнительные платные услуги, и у кого доля внебюджетных средств составляет не менеее 30% от общего объема расходов. В предоставленном нам списке все больше значатся детские сады и центры дополнительного образования, а вот среди общеобразовательных школ особого рвения не наблюдается. Большинство педагогических коллективов к ниспосланной им благодати относятся скептически, и даже боязливо.

- Родители переживают, сколько теперь нужно будет платить за детский сад. Говорят, если две-три тысячи, то какой смысл водить к нам ребенка, лучше сидеть дома, - делится своим мнением одна из работниц детского сада № 404. – Не считая полутора тысяч в качестве первоначального взноса, сейчас они платят 586 рублей плюс 150 - за обучение по особой программе в группах «Содружество». Так за счет чего мы будем зарабатывать? На бассейне? Но занятия в бассейне уже входят в стоимость, это как уроки физкультуры. Тогда надо будет тайно водить в бассейн детей со стороны, потому что если СЭС об этом узнает, то нас закроют, ведь после «уличных» детей нужно будет все обрабатывать, в том числе скамейки. Разве СЭС поверит, что нянечка все обработала?

- Я не могу давать комментарии, пока не увижу нормативные документы, - говорит заведующая детским садом № 306. - К сожалению или к радости, мы не станем пока автономным учреждением.

- Мы ничего не знаем, звоните в городской отдел образования, - говорили нам в других детских садах и школах.

И все-таки нашлись руководители, которые воспринимают грядущие изменения с большим оптимизмом.

- Мы очень этого ждем, - говорит директор школы № 39 Галина Назипова. - Наша школа достаточно большая - более тысячи учеников. Поэтому подушевое финансирование нам будет только на руку. Мы уже давно живем на средства благотворительного фонда и Попечительского совета: на эти деньги мы и ремонт делаем, и внеклассную работу проводим. Бюджет лишь финансирует «текучку» и заработную плату. А то, что директора должны обладать определенными знаниями, так мы ими владеем: и строительными знаниями, и экономическими. Родители понимают, что в разностороннее развитие ребенка нужно вкладывать деньги. Ведь он не всегда может быть успешным по академическим наукам, все остальное ему даст дополнительное образование. Конечно, дело непростое, нужно все просчитать.

Не задумываясь, пойдет на дело, которое, как он выразился, финансово развязывает руки, и директор гимназии № 3 Александр Морозов. Но только тогда, когда будет завершено строительство пристроя:

- Кроме качества образования нужны особые условия. А сейчас наша гимназия перегружена, работает в две смены. Государство не в состоянии всем нас обеспечить. Мы давно живем на средства Попечительского совета. Мы уже давно завхозы, а не директора.

Очень много плюсов в АУ видит директор школы № 139 Светлана Хайруллина:

- Руководитель образовательного учреждения станет хозяином в собственном доме, будет четко знать, какие деньги ему поступят из бюджета, как он их потратит, какие сам заработает.

В то же время, отмечает она, это большая финансовая ответственность:

- Переходить всем в автономные учреждения нельзя. Должен быть опыт самостоятельной финансовой деятельности, руководитель должен обладать жестким характером, иметь сильную команду и крепкую материальную базу.

MONEY, MONEY

Готового рецепта, как заработать, нет. Но, в принципе, деньги можно делать на всем, что вяжется со словом «образование»: на подготовке детей к школе и ЕГЭ, на дополнительных часах по английскому языку, математике, спортивных секциях и бальных танцах.

Иными словами, репетиторство легализовать, а все то, что было бесплатным, должно стать платным. Если послушать некоторых руководителей образовательных учреждений, то можно подумать, что родители их прямо-таки умоляют ввести дополнительные платные услуги. Действительно, никто не спорит, есть люди, имеющие возможность платить по полной программе, но вот много ли найдется в республике учреждений, имеющих для этого все условия, и много ли родителей готовы платить по 4500 рублей, как, скажем, в детском саду № 414?

- Конечно, хотелось бы почувствовать себя хозяйственником, ведь ты лучше знаешь, поменять тебе батареи или лучше рамы, - говорит директор школы № 119 Татьяна Фадеева. – Другое дело, платные дополнительные услуги. Насколько они будут востребованы населением, не избалованным высокими доходами? Наша школа расположена на окраине города, где, в основном, живут семьи рабочих, у которых каждая копейка на счету. Много ли в таких условиях можно добыть внебюджетных средств? Мы открыли счет в банке, но нашлось немного желающих его пополнить. За год от силы собралось тысяч сто. Я очень хочу открыть в школе танцевальный класс, но, как бы мне этого ни хотелось, не могу, потому что наш спортзал находится в цокольном этаже. Другой момент. Как известно, автономное учреждение предполагает подушевое финансирование. Новая школа, в которой тысяча учеников, и старая, как наша, в которой 350 учеников, окажутся в разных стартовых условиях. То, что мы заработаем, нужно будет вкладывать не в развитие образования и повышение зарплаты учителям, а в поддержание здания, ремонт и прочее. Это неминуемо повлечет утечку кадров. Как удержать учителя, если в другой школе более комфортные условия и повышенная зарплата? Это дело пойдет быстрее в тех школах, в которые ходят дети платежеспособных родителей.

Чиновники допускают, что автономизация приведет к расслоению и повышению социального неравенства: «Понятное дело, школы будут поставлены в разные условия: большие школы будут хорошо отфинансированы, а маленькие - естественно, получат денег меньше. Сейчас мы решаем вопрос, как нивелировать эту разницу. Конечно, богатые гимназии будут набирать себе соответствующий контингент, давать более высокое образование. Это так и будет. Но давайте честно признаемся, есть ли оно, это соцнеравенство? Когда человеку Богом дается жизнь, в этом уже есть социальное неравенство: одному дается больше, а другому меньше – и во внешних качествах, и в душевных, и в умственных (и в материальном, чего греха таить, тоже. - Авт.). Не надо бояться понятия «социальная расслоенность», оно уже есть». Государство не умывает руки только в отношении одаренных детей. Для них, заверяют представители госорганов, доступность и качество образования – забота государства. Получается, если ребенок не семи пядей во лбу – то это забота родителей, и больше ничья? Большую озабоченность у них вызывает даже не платность и бесплатность дополнительных услуг, а наличие кадров: «Нужно найти хороших директоров – и хозяйственников, и финансистов в одном лице, и чтобы коллектив был до такой степени сильным, чтобы школы могли самостоятельно развиваться». 

В общем, в какую бы форму не облекали идею создания АУ, цель у нее одна – сократить расходы бюджета и повысить ответственность граждан за самих себя и членов своей семьи. Государство должно гарантировать лишь минимальные услуги для людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Что свыше – за деньги благотворителей или личные средства граждан. Это не мои слова, это из выступления министра труда, занятости и социальной защиты РТ Айрата Шафигуллина на международном семинаре федерального ведомства пенсионного страхования Германии и Пенсионного фонда РФ.

КСТАТИ

Чиновники утверждают, что реорганизация учреждений в АУ и модернизация бюджетного процесса будут способствовать их развитию. Не для записи - поиграем в эти игры, говорят между собой чиновники, а потом опять вернемся к сметному финансированию. Если городским школам нововведения, возможно, дадутся малой кровью, то как будут зарабатывать базовые школы на селе с филиальной сетью малокомплектных школ, они сами с трудом понимают.

ОЛЬГА ПАНФИЛОВА

Фото: ШАМИЛЬ АБДЮШЕВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

18 сентября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?