5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Власть и Бизнес: правила игры

30 ноября 2007

10% выручки предприниматели отдают чиновникам

Осенью во всех районах и городах Татарстана прошли итоговые конференции предпринимателей. Оказалось, несмотря на Программу поддержки предпринимательства, деятельность организаций, призванных защищать права малого и среднего бизнеса в республике, многие уверены в том, что бизнес-климат в Татарстане буквально душит любое предприятие, а начать дело с нуля практически невозможно. Где правда?

Дабы выяснить истинную картину, мы провели опрос казанских предпринимателей. Разговаривали не на съездах и конференциях, а на рабочих местах. Участниками нашего опроса стали руководителей малых предприятий из различных отраслей экономики.

Оказалось, лишь малая часть представленных руководителей бизнеса оптимистично оценивает эффективность, прибыльность нынешнего состояния своих фирм, расценивая бизнес как стабильный, плановый, успешный и оптимистично смотрят в будущее — собираются расширяться, надеются на рост доходов. Тех, кто не удовлетворен своим бизнесом, больше; они говорят, что в ближайшее время продолжение дела стоит под вопросом, а бизнес характеризуется как «удовлетворительный», «не очень успешный» и «упадочный».

Часть казанских бизнесменов, оценивая успешность своего бизнеса за последние 2 года, констатирует, что она выросла, но возможности для расширения дела нет. Те, кто недоволен своим бизнесом, объясняют это следующими причинами: спад продаж за счет нарастающей конкуренции; неожиданности, связанные с изменением налоговых ставок, а также отсутствие возможности развивать свой бизнес в республике. И, будем до конца откровенными, повсеместная коррупция. Правоохранительные органы республики просто не в состоянии с ней справиться. Хотя власти и делают попытки если не предотвратить, то хотя бы ограничить взяточничество. Буквально на днях стартовал еще один антикоррупционной проект, организованный СМИ Республики Татарстан. Цель - информировать жителей республики о нормативно-правовых документах в сфере борьбы с коррупцией, а также привлечь общественность к борьбе с конкретными проявлениями коррупции. Любой человек, столкнувшийся с фактом коррупции, мог отправить свое заявление в агентство «Татмедиа», далее это уже дело соответствующих органов. Однако далеко не все готовы раскрывать подобные факты – зачем свидетельствовать против себя? Кроме того, взяткой решить любое дело гораздо проще.

В ходе исследования мы сделали предположение, что деловая коррупция во многом обуславливается зависимостью бизнеса от власти. А рассмотрели ее на практике лицензирования, импорта товара из-за границы, участия малых предприятий в тендерах и аукционах, кредитования, получения субсидий и льгот. Так вот, те, у кого была такая практика, отмечают, что существуют определенные сложности с лицензированием товара. На оформление лицензий сегодня уходит до 3 месяцев, и это еще не предел. Проблема в том, что за это время «сезон привезенного товара проходит». Одновременно подчеркивается, чтобы получить лицензию, надо нести какой-нибудь подарок. То же самое, если хочешь, чтобы твой товар продавался на полках казанских супермаркетов. Хотя надо отметить, что лицензирование на некоторые виды товара сократилось («раньше работали только с лицензиями, сейчас все проще, можно обойтись, требуют только при проверке»).

Многие из попавших в выборку руководителей предприятий отметили, что за практику своего существования не брали кредитов, объясняя это тем, что справляются собственными силами и средствами: «Ни одного кредита, все на свои, кровные». Другие комментировали это следующим образом: «Кредиты никогда не брала, принципиально, так как знаю, на проценты надо будет работать, а мы и так кое-как перебиваемся». Есть и другое мнение: «Это большая проблема, взять невозможно, но если вдруг улыбнется удача, то очень большие ставки процента, приходится брать товары у поставщиков на реализацию, а те дают только на неделю, после этого надо выплачивать всю сумму, а за такой короткий срок реализовать невозможно». Те, кто все же пользуется услугами кредитования, отмечают следующие источники: коммерческие банки и займы у частных лиц. Спрашивается, почему не пользуются спросом государственные банки и другие программы кредитования малого бизнеса в Татарстане? Между тем, по свидетельствам, в 2006 году предпринимателям даже среднего уровня пришлось подгонять балансы, что уж говорить о малом бизнесе.

Удивительно, но в ходе опроса не было зафиксировано ни одного случая получения каких-либо льгот и поддержки малых предприятий со стороны государства. По этому поводу были высказаны довольно категоричные высказывания: «Однозначно нет, от государства я ничего не увидела», «В течение 19 лет ни одного рубля от нашего государства» и т.д. Напрашивается вывод, что Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, провозглашенная еще в 2005 году, так и не нашла применения по сей день.

Интерес представляют также данные, полученные от предпринимателей, положительно ответивших на вопрос об участии в тендерах и аукционах. Предприниматели единодушно отмечают, что проведение тендеров с их участием не было честным и справедливым: «Тендер был в Челнах. Получили диплом победителя конкурса на поставку продукции для муниципальных нужд, но ни разу ничего не купили. Честных тендеров у нас не бывает, наверное». На вопрос о том, рассматривались ли возможности участия в других тендерах, давались как положительные, так и отрицательные ответы. Среди причин отказа от участия - невыгодные условия контрактов. Нередки случаи, когда предприятия, которые годами арендовали помещения, вложили в них средства, по истечении срока аренды вынуждены были участвовать в конкурсе на тех же правах, что и остальные. В итоге многие лишились своих зданий, так как крупный бизнес скупил их площади.

На оценочный вопрос о том, какую долю в процентах от ежемесячного оборота приходится тратить на стимулирование должностных лиц, большинство опрашиваемых затруднилось ответить, сославшись на то, что им лично такого делать не приходилось, но по этому поводу имеются следующие данные: «В принципе с таким не сталкивались, но обязывают платить якобы на благотворительность», «Недавно пришли представители местной администрации и забрали из магазина продуктов на 6,5 тысяч якобы для неимущих, а ведь не откажешь, они найдут к чему придраться, проще отдать».

Те, кто все же смог оценить объемы «стимулирования» предполагают, что эта доля составляет от 1 до 10% по разным оценкам, было сделано предположение 20%, также рассказывают о следующей практике: «Каждый праздник обязательно присылают письмо: с Вас 5 тысяч рублей. Можно в виде подарков, если  нет денег».

В случае начала реальной антикоррупционной борьбы в республике многие предприниматели готовы принять все возможные меры участия: «С большим удовольствием, очень коррумпирована наша страна», «Участие бы приняли, кормить чужих дяденек не хотим, и так все тяжело дается», «Готов поддержать меры содействия привлечения к уголовной ответственности». Параллельно с этим существует и противоположное мнение - мол, ни к чему это не приведет: «Не готов поддерживать антикоррупционную борьбу, считаю это бесполезным. Коррупция в верхах всегда будет», «Эту проблему за несколько дней не искоренить, это дело нескольких поколений активного противостояния».

На вопрос о проблемах и препятствиях для ведения бизнеса в Татарстане предприниматели отметили бюрократию, коррупцию, нечестную конкуренцию, несовершенство законов, высокую арендную плату («безумная арендная плата, если с торговой точки месячная прибыль составляет 20 тысяч рублей, то из них 15 - аренда, это никуда не годится, больше полумесяца работаем на кого-то и 5 - 10 дней на себя»). Кроме того, упоминают недоступную для малого бизнеса систему кредитования, отсутствие поддержки со стороны правительства и государства, низкую покупательную способность населения, неравные условия для крупных,  блатных и мелких фирм и др.

Особенно казанских предпринимателей измучила бюрократическая волокита, ее же называют основной причиной дачи взяток: «Чтобы открыть собственный магазин, надо год ходить по различным инстанциям, это же ненормально, все желание отпадет, вот и приходится все решать какими-то окольными путями».

Говорят также о несовершенстве законодательной власти, стереотипности данной проблемы: «Это укоренившийся стереотип, если возникает проблема, думаешь, откуплюсь. Если даже ловят, то на больших суммах. К примеру, надо сделать справку в санэпидемстанции, положил деньгу под бумажку, 100% возьмут». «С властью в нашей стране бороться бесполезно – себе дороже выйдет. Поэтому мы и не боремся, а так сказать принимаем правила игры». Получается, многие предприниматели уверены, что взаимодействия с властью лучше всего избегать, и нет таких методов, которые бы на нее подействовали.

На предмет того, по чьей инициативе люди чаще всего дают взятку чиновнику, были высказаны варианты как в пользу чиновника, так и в свою. По своей инициативе люди чаще всего дают взятку должностному лицу, исходя из условий, которые создаются, «человек сам дает взятку, но если бы не намекали, взяток бы не было», также обычно дают взятку чиновнику по своей инициативе для решения собственных же проблем, «чтобы ускорить дело, справку пробить или что», «чтобы выжить, чтобы не было преткновений со стороны чиновников», также взятку чиновнику чаще всего дают «чтобы не связываться, волокиты еще больше. У нас власть наделена слишком высокими полномочиями. Даже экологическая милиция может закрыть магазин за то, мусорный бак не покрашен!».

К сожалению, практику деловой коррупции в республике изучить достаточно сложно, поскольку свидетельствовать против себя никому не хочется. На вопрос предлагали ли Вы взятку сами, многие ответили утвердительно, однако просили не указывать их имен. Вот некоторые варианты ответов: «2 года назад районному органу управления», «Когда сдавала годовой отчет в налоговую, там пришлось похитрить», «При оформлении некоторых документов, для ускорения процесса, примерно около года назад», «Несколько дней назад, «высокому» - достаточно «высокому», чтобы можно было рассчитывать на решение серьезной проблемы».

Малым предпринимателям республики постоянно приходится сталкиваться с ситуацией: «Не дашь взятку - придется смириться с тем, что твои документы будут оформляться месяцами, а вопрос - решаться годами». Получается, если раньше проверяющие брали деньги за то, чтобы простить нарушения, закрыть на что-то глаза, то теперь берут за то, чтобы отставить в покое проверяемое предприятие. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня в сфере предпринимательства республики произошел отход от модели «дикого капитализма» в сторону «чиновничьего рэкета».

(В материале использовались данные социологического опроса, проведенного студентами факультета журналистики и социологии Казанского государственного университета)

ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость