11 (919) в продаже с 27 марта 16+

Футурологический прогноз: «КАМАЗ» решит проблемы Закамья

21 декабря 2007

Выбор предопределен временем – в ближайшие годы с помощью ОАО «КАМАЗ» Татарстан намерен осуществить радикальные стратегические преобразования в Закамском регионе республики. Глобальность проекта не удручает и одного из главных заинтересованных лиц мегапроекта – камазовского «генерала» Сергея Когогина. Создав автокластер мирового уровня и собственную бизнес-школу, автогигант получает ряд конкурентных преимуществ – дополнительно к имеющимся. Очевидно, в неизбежном успехе заинтересованы все – «КАМАЗ», руководство республики и Правительство России. Остается лишь перешагнуть маленький рубеж – решить проблемы транспортной и социальной инфраструктуры и демографические вопросы Закамского региона. Удастся ли?

СКРИЖАЛИ ЗАКАМЬЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

История этого региона не могла быть другой. Так уж сложилось, что до середины прошлого века крупная промышленность, как таковая, здесь не развивалась. Маленькие города – Елабуга, Чистополь, Менделеевск не играли особой роли в экономике региона, ориентированной на аграрный сектор. В 50-х годах началась индустриализация Закамья. Интенсивная разработка нефтяных месторождений, строительство двух мощных электростанций – Заинской ГРЭС и Нижнекамской ГЭС, плотина которой стала одновременно железнодорожным и автомобильным мостом через полноводную Каму, сыграли в дальнейшей судьбе региона определяющую роль.

К концу XX века вклад Закамья в структуре ВВП Татарстана перевалил за 50 процентов. Регион превратился в крупнейший центр нефтехимии и машиностроения. На карте Татарстана появились новые крупные города – Нижнекамск и Набережные Челны. Вырос в городе и поселок строителей ГРЭС Заинск. Известны как поставщики сырья для нефтепереработки Бугульма и Альметьевск. На устах и другие населенные пункты закамской зоны – Елабуга, Менделеевск, Чистополь и Камские Поляны. На этой земле появился и международный аэропорт Бегишево. Сегодня промышленная зона Закамья включает крупнейшие в России центры автомобилестроения и нефтепереработки: группу предприятий «КАМАЗ», комплекс нефтехимических производств Нижнекамска, площадку СЭВ «Алабуга», «ЕлАЗ».

В последние годы за внешней оболочкой успешного развития отрасли «черного золота» появились другие задачи – производство нефти решено развивать не вширь, а вглубь, то есть уменьшить поставки сырой нефти и углубить ее переработку внутри самого региона. Другая, важная и определяющая экономику республики, задача – динамичное развитие машиностроительной отрасли, также прописанная в планах–прогнозах, жизнеспособна лишь относительно, несмотря на значимые успехи «КАМАЗа». Желаемого «оживления» в 2005-2006 годах не получилось, хотя этот комплекс является одним из основных в экономике республики – это четверть продукции всех республиканских товаропроизводителей. В 2007 году наметился перелом. По итогам первого полугодия промышленными предприятиями РТ отгружено товаров и выполнено работ и услуг на общую сумму в 339 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 109,9%, рост в отраслях машино- и приборостроения за 6 месяцев года – 118,5%.

Как отмечает директор Центра экономических и социальных исследований РТ Алевтина Кудрявцева, сегодня доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции предприятиями машиностроительного комплекса колеблется от 20 до 60%. Очевидно, что в колоде татарстанской экономики решающую роль играет «КАМАЗ». Предприятие себе не изменяет – нацелено на верхнюю строчку рейтинга среди лидеров мирового автопрома.

«КАМАЗ»: PER ASPERA AD ASTRA

Сегодня ОАО «КАМАЗ» выпускает грузовые автомобили более чем 30 основных моделей и свыше 400 модификаций и вариантов комплектаций, дизельные и газовые двигатели, автомобильные компоненты, инструмент, оснастку и продукцию диверсификации. «КАМАЗ» производит 8% промышленной продукции Татарстана, занимает одиннадцатую строчку среди крупнейших мировых производителей большегрузных автомобилей.

«Per аspera ad аstra» или «Через тернии к звездам» – именно так развивался автогигант. Строили его всем миром, подключая к оснащению оборудованием известных иностранных производителей: американские компании «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», немецкие фирмы «Буш», «Хюллер», «Либхер», итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата». Партнерами также выступили «Рено», «Сандвик», «Хитачи», «Камацу». Ко времени сдачи в эксплуатацию первой очереди «КАМАЗ» обладал производственными фондами в два раза большими, чем ВАЗ и в три раза превосходящими общеотраслевые по Минавтопрому. Первый КАМАЗ сошел с главного конвейера в феврале 1976 года. Вторая очередь была сдана спустя пять лет.

80 - 90 годы стали годами активного развития, своеобразным расцветом предприятия. В СССР и за рубежом создавались фирменные автоцентры. Сегодня их, с контрольным пакетом акций в руках ОАО «КАМАЗ» и сертифицированных им, осталось 86. Зато, после реформы всей системы продаж и сервиса, во всех регионах активных продаж автомобилей и запасных частей появились крупные и экономически состоятельные дилеры, работающие с «КАМАЗом» на основе двухсторонних договоров. Каждый из этих «региональных маток» имеет собственную, то есть субдилерскую сеть. Через всю эту «паутину» компания оперативно реагирует на потребности заказчиков и потребителей.

1993 год стал проверкой на стойкость и верность «КАМАЗу». Пожар, случившийся в апреле, уничтожил производственный корпус завода двигателей и технологическое оборудование. Восстановление мощностей шло быстро, и уже к концу года завод двигателей выпустил первую продукцию. «КАМАЗ» выдержал 86 млрд. рублей долга и дефолт 1998 года – предприятие было сохранено, но развитие застопорилось. Переломить ситуацию на заводе, прошедшем два цикла реструктуризации, помогло назначение на должность генерального директора Сергея Когогина. За три года – с 2002 по 2005 – «КАМАЗ» «поднялся с колен»: к концу 2005 года был восстановлен нормальный режим работы предприятия.

Сегодня он по праву называется автогигантом, включающим в свой состав 103 предприятия в Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья. Это 14 заводов автомобильного производства, в том числе 8 заводов и 28 организаций, имеющих статус юридического лица, расположенных в самом автограде, 4 сборочных производства в Казахстане, Вьетнаме, Пакистане и Иране. Нужно назвать и дочерние предприятия: ОАО «Нефтекамский автозавод» по производству автобусов в Башкортостане, ООО «КАМАЗавтотехника» в Заинске, ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» в Ставрополе, ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». Предприятие поддерживает партнерские отношения с более чем 500 поставщиками в РФ, странах СНГ и дальнего зарубежья, со 120 производителями спецтехники в России.

В 2006 году компания выпустила 43,7 тысячи грузовиков, также вырос их экспорт. В 2006 году отгружено потребителям и заказчикам основной продукции на 60,1 млрд. рублей. Чистая прибыль составила 1 млрд. 400 млн. рублей.

На СП «ЦФ КАМА» за два года выпущено более 9 тысяч коробок передач. «КАМАЗ» заинтересован в освоении производства комплектующих, и уже в этом году «ЦФ КАМА» доведет локализацию до 40%, а в 2010 году – до 80%. Директор департамента планирования, координации блока развития ОАО «КАМАЗ» Александр Калмыков сообщает, что в Набережных Челнах, в частности, будет освоен выпуск картерных деталей, валов и шестерен КПП. По данным «ЦФ КАМА», к 2012 году инвестиции в освоение новых моделей КПП составят 150 млн. евро, а ожидаемая выручка – 37 млн. евро.

Выступая на совещании машиностроителей Татарстана в Набережных Челнах, генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин объявил, что ООО «ЦФ КАМА» заместит производство КПП «КАМАЗ-Дизель» и станет основным комплектатором всего модельного ряда камских грузовиков.

– К 2011 году КАМАЗ планирует выпустить 70 тыс. грузовиков, соответственно, объемы выпуска «ЦФ КАМА» составят 89 тыс. штук, - говорит генеральный директор «КАМАЗа».

При этом Сергей Когогин заявляет, что техническое переоснащение камских автомобилей может привести к пересмотру взаимоотношений «КАМАЗа» с отечественными поставщиками автокомпонентов. Технологическое обновление грузовиков КАМАЗ может обернуться вытеснением с комплектации некоторых отечественных производителей автокомпонентов, что грозит потерей крупнейшего автопроизводителя с объемом закупок в 9,2 млрд. рублей. Обращаясь к их представителям на совещании, Сергей Когогин высказал претензии по поводу регулярного повышения цен на российские автокомпоненты, тогда как «зарубежные поставщики, наоборот, в течение двух лет снижают цены».

– О какой лояльности к отечественному производителю комплектующих можно говорить, если разница в цене составляет 25%. Посмотрите на стоимостный разрыв системы ABS, выпускаемой ОАО «Аэрокосмическая корпорация» и немецкой корпорацией Knorr-Bremse, - говорит господин Когогин. – Лояльность клиента определяется 2% разницы в цене. Если она превышает этот порог, то лояльность кончается.

Сергей Когогин призвал производителей автокомпонентов следовать примеру «КАМАЗа» по локализации важных узлов и агрегатов.

Замечания генерального директора Сергея Когогина справедливы, поэтому многие предприятия отрасли все равно тянутся к автогиганту. «КАМАЗ» создает российский автомобильный кластер и готов стать основным потребителем продукции предприятий по производству автокомпонентов, которые имеются или создаются в автокластере. Производители- поставщики концентрируются на территории Камского индустриального парка «Мастер». Здесь расположилось более 100 предприятий, которые получают от «КАМАЗа» гарантированные заказы на свою продукцию, всю конструкторскую и технологическую документацию и льготы при размещении своего производства.

Партнером «КАМАЗа» будет и комплекс автокомпонентов особой экономической зоны «Алабуга». Это отмечали участники прошедшего IV Всероссийского форума автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов «Стандарт ИСО/ТУ 16949 для автомобильной отрасли». В частности, исполнительный директор Некоммерческого предприятия «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровин считает, что «у «Алабуги» есть фора, так как создаваемый автомобильный кластер, ввиду серьезной заинтересованности сторон, ускорит появление новой компонентной базы».

Комментирует ситуацию заместитель министра промышленности и торговли РТ Линар Латыпов:

– В связи с тем, что вокруг Татарстана в радиусе 400 километров расположились ведущие автопроизводители России, мы сейчас заинтересованы в налаживании выпуска автокомпонентов. Дело непростое, и внедрение сертификации очень трудоемкий процесс. Но без этого нам не обойтись, так как Россия готова вступить в ВТО.

ДРУГИЕ ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ

До 2012 года ОАО «КАМАЗ» полностью обновит модельный ряд грузовых автомобилей и двигателей КАМАЗ, некоторые его образцы будут внедрены уже в 2008 году. Об этом заявил главный конструктор ОАО «КАМАЗ» Данис Валеев, выступая в Набережных Челнах на XIII Всероссийском семинаре «Сертификация спецавтотранспорта, коммунальных, строительных и строительно-дорожных машин и оборудования».

С введением экологических стандартов «Евро-3» большинство ныне выпускаемых серийных моделей транспортного семейства постепенно будут сниматься с производства. Вместо них «КАМАЗ» сначала предложит модернизированное семейство автомобилей полной массой от 22,5 до 25,2 тонн, оснащённых двигателями «Евро-3». Затем будет разработана новое семейство транспортных автомобилей полной массой 18 - 26 тонн – в соответствии с европейской классификацией.

«КАМАЗ» завершает переговоры о приобретении производственных мощностей закрывающегося завода McCormick (Великобритания), специализирующегося на выпуске сельскохозяйственных тракторов. После окончания сделки «КАМАЗ» приступит к выпуску тракторов на базе шасси КАМАЗа, создав конкуренцию сборочному производству минских тракторов на «ЕлАЗе». О приобретении «КАМАЗа» как о состоявшемся факте заявил премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов на встрече с представителями компании Claas в Ганновере на прошедшей международной специализированной выставке сельскохозяйственной техники.

– Сегодня ОАО «КАМАЗ» уже имеет опыт совместного производства с зарубежными компаниями. «КАМАЗ» способен производить трактора европейского уровня, - заявил Рустам Минниханов. – Мы видим, каким спросом пользуется на российском рынке техника сельскохозяйственного назначения, и поэтому в России будет открыто производство тракторов на базе ОАО «КАМАЗ». В 2008 году планируется произвести 2,5 тыс. тракторов, в 2009 году – 4 тыс.

– Интересы «КАМАЗа» просты: мы можем частично использовать свои площади и расширить возможности применения собственных агрегатов, – поясняет Сергей Когогин, указывая, что поставщиком двигателей станет СП «КАМА КАММИНЗ».

Известно, что машиностроение республики испытывает серьезный дефицит квалифицированных управленцев высшего звена, а потому предложение генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина – создать в республике собственную бизнес-школу – поддержали руководители отраслевых предприятий. За бизнес-школу и премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

«КАМАЗ» вступает в самый масштабный проект реинжиниринга. Через пять лет намечено сократить производственные мощности в 3 - 4 раза и заменить до 80% технологического оборудования. Будет создана сеть производителей и поставщиков для получения через них 70% необходимой номенклатуры деталей.

По словам премьер-министра РТ Рустама Минниханова, в ближайшие пять лет Камский промышленный узел увеличит производство в разы и внесет существенный вклад в экономику республики. Это произойдет за счет деятельности ОАО «КАМАЗ» и строящегося комплекса нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамской зоне, предприятий особой экономической зоны «Алабуга».

ПОТОЛОК ОГРАНИЧЕНИЙ

На одном из заседаний глава правительства РТ Рустам Минниханов сказал следующее:

– Мы видим позитивную динамику ОАО «КАМАЗ». Вспомните, какие у предприятия были долги, и что мы видим сейчас – предприятие с высокой капитализацией. Для этого должно быть желание работать и команда единомышленников.

С оценкой премьер-министра на «КАМАЗе» согласны. Каждый день, декаду, квартал, год предприятия группы «КАМАЗ» работают динамично, т.е. реноме предприятия «куют» собственными руками. И если внутри подразделений автогиганта вопросы разрешаются на основе новаций, внедрения новой техники, той же команды единомышленников, то снаружи экономический подъем сдерживают реальные факторы.

Первая «беда» – это дороги. Построенные 25 лет назад, они не рассчитаны на движение тяжелых грузовиков и большого количества транспортных средств. Сегодня эти дороги не соответствуют техническим нормам. Наиболее перегруженным и аварийным является участок трассы М7 Казань – Набережные Челны, реконструкция которой продлится до 2012 года. По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, ежесуточного ее бороздят до 15 тысяч машин. Превышение нормы составляет 2,5 раза. По этой трассе перевозится 40% республиканских и транзитных грузов. Этот участок соединяет два крупнейших промышленных центра республики. Он используется и предприятиями общефедерального значения: «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» перевозят по ней до трети производимой продукции, комплектующих и материалов для производства.

Понятно, что при удвоении объемов производства грузовиков, увеличения объема ввоза сырья, материалов и пр. трасса может парализовать развитие Закамского региона. Из-за плохих дорог страдает экономика.

Не является благоприятным прогноз и для двух мощных автомобильных производств: «Северсталь-Авто» и ОЭЗ «Алабуга», а также для строящегося сейчас комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Закономерен вопрос: не передумают ли «дружить» с Закамским регионом инвесторы, просчитав перегруженность трасс и затраты?

Второй минус – состояние аэропорта «Бегишево». За плачевное состояние взлетно-посадочных полос аэропорт недавно грозились лишить сертификата на деятельность. Если в годы строительства он и выполнял основные свои функции, то сегодня отсюда нет ни одного прямого рейса за границу. Для исправления ситуации «скинулись» акционеры и учредители ОАО «Бегишево»: авиакомпания «Татарстан», «КАМАЗ», «Нижнекамснефтехим», «Татнефть», «Татэнерго», выделив на ремонт 212 млн. рублей.

Третий вопрос нужно «прорешать» на уровне Министерства регионального развития России. Неведомо по какой причине регион Закамья не был включен в число 8 вновь образующихся мегаполисов, хотя ОЭЗ «Алабуга» и комплекс в Нижнекамске получили одобрение правительств РТ и РФ. Какой чиновник не понял простой истины: развитие в Закамье многопрофильного производственного комплекса приведет к появлению нового мегаполиса, тем более, что сейчас население городов промзоны составляет почти половину городского населения Республики Татарстан?!

МИССИЯ «КАМАЗа»

Существующие проблемы дают повод для раздумий, анализа, прогнозов. Как, зная эти большие минусы, будет действовать «КАМАЗ»? Выход из ограничительных рамок предполагается один: масштабная государственная программа, способная разрешить давно назревшие проблемы Закамского региона, основу которой должна составить целенаправленная промышленная политика государства. Вкупе с автомобильным бизнесом она призвана выработать действенный механизм повышения конкурентоспособности региона.

Только таким образом Закамский регион вписывается в сегодняшний день «КАМАЗа», а решение проблем промзоны в качестве общероссийской миссии компании воспринимается как никогда отчетливо.

РИММА ШАКИРОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
9 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?