28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Кто сказал, что наша судьба черно-белая?

3 декабря 2011

Фильм о девочке из Казани в США был отмечен специальным призом Управления Верховного комиссара ООН по правам человека на XVI Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», а показ его состоялся 27 ноября 2011 года в рамках Недели Российского документального кино в Вашингтоне. Сегодня главная героиня фильма - востребованный художник, она продолжает работать и ухаживать за ребенком, живет в Казани, а своим главным и лучшим произведением в жизни считает рождение дочери.

«Кто сказал, что наша судьба черно-белая? Вовсе нет. Скорее она подобна радуге, которую мы видим через капли воды или через оптическое стекло. А в обыденной жизни мы не замечаем не только оттенков радуги, но даже основных цветов. Всего то их семь, оптических волн, можно даже проиграть их по нотам и будет музыка. Так думаю я, Римма Ходиева».

Именно такими словами начинается фильм «Крутая Римма», режиссер которого Владимир Левин погружает нас в историю знакомства со своей героиней – той, у которой на полках стоят книги о шедеврах русской живописи, которая рассматривает красивых женщин и думает о рождении красивого ребенка. Мы не знаем, кто она, но уже понимаем, что человек она чувствительный и творческий. Некоторое время спустя, увидев Римму и Владимира за столом, за чашкой чая, мы понимаем, что у главной героини фильма серьезное заболевание …ДЦП. При этом из разговора двух друзей следует невероятное – Римма беременна.

Римма Ходиева учится в Москве в Центральном специализированном институте искусств, где обучаются студенты с ограниченными физическими возможностями – слабовидящие, плохослышащие, перенесшие ДЦП и другие заболевания, приравненные к инвалидности. Этот институт уникальный. Все учащиеся там – натуры творческие, несмотря ни на что стремящиеся реализовать себя в искусстве, добиться признания, быть полезными обществу и не ощущать себя обузой для своих родных. Педагоги университета – люди не менее героические, они делают все, чтобы их студенты посещали выставки, театры, ходили в кино, жили искусством, поскольку без этого им не стать теми, кем они хотят стать.

Сложность работы с такими студентами заключается в том, что педагоги должны быть крайне осторожными в своих словах и суждениях, ведь люди с такими сложными заболеваниями хоть внутренне очень чувствительны и ранимы, внешне могут быть очень жестки, привыкнув с детства обороняться от нападок общества. Подобные сложности мы видим в разговоре нашей героини и педагога университета, при разборе ее картин. Римма очень критична к себе, и даже когда педагоги говорят, что у нее хорошие работы, она видит в них много неудачных моментов.

Любовь – это отдельная тема, выделенная режиссером картины, впрочем, как отдельной темой она является в жизни любого человека. Что такое любовь? – это вопрос риторический, и ответов на него может быть тысяча, вот и Римма пытается на него ответить: «Я не знаю что такое любовь – говорит она. – Я путаю ее с чем-то другим. Я не знаю, что такое отношение всерьез. Так, могу для вдохновения загулять с кем-нибудь, а потом бросить и все». Так ли это? Действительно ли для вдохновения она это делает? Или же это просто боязнь кому-то доверять, боязнь очередной боли, которая намного сильнее боли физической? Параллельно с этой причиняющей страдания темой любви, мы видим теплые отношения студентов между собой: они ухаживают друг за другом, у них искра в глазах и желание быть рядом.

Врачи не раз предлагали Римме прервать беременность, как это принято говорить, «из гуманных соображений», и поэтому жизнь ее ребенка все время висела на волоске. Римма прошла огромное количество трудностей – и отказ принять ее в роддом, и финансовые сложности… Однако наша «крутая» героиня – натура очень сильная, она постоянно борется, как за свою жизнь, так и за жизнь своего малыша. О будущем ребенке она говорит: «…в первую очередь ребенок должен любить себя, если он не будет любить себя, то его и никто не будет любить. Я думаю, он сильнее меня будет, он уже сильнее меня».

Несмотря на все это, у нашей героини родилась дочь Венера: будем надеяться, что малышка вырастет и будет счастливой папиной дочкой, ведь похожа она именно на своего отца, который до появления ее на свет, к сожалению, не дожил. Сегодня Римма востребованный художник, она продолжает работать и ухаживать за ребенком, живет в Казани, а своим главным и лучшим произведением в жизни считает рождение Венеры.

Остается добавить, что этот фильм был отмечен специальным призом Управления Верховного комиссара ООН по правам человека на XVI Международном Фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», а показ его состоялся 27 ноября 2011 года в рамках Недели Российского документального кино в Вашингтоне при поддержке, организаторами которой выступили Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, киностудия «Русский путь» и молодая компания «Вифсаида». Осуществить проект удалось благодаря финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также административной поддержке Россотрудничества. Возможность режиссеру представить картину американскому зрителю свою работу появилась благодаря поддержке фонда «Филантроп».

По словам генерального директора кинонедели, продюсера Филиппа Кудряшова: «Форум является единственным мероприятием в сфере кинематографии, проводимым на территории столицы США, на уровне Правительства Российской Федерации. Гости в рамках этого киномероприятия получили уникальную возможность увидеть российское документальное кино и встретятся с ведущими мастерами этого жанра, которые специально приехали представить свои работы из России».

 Ольга Попова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

10 августа